Введение

Введение

Существует много форм прямой или косвенной связи испанского католицизма с политическим и социальным развитием страны. На протяжении столетий — с Толед-ского собора 589 г.— католицизм был в Испании государ-ственной религией со всеми вытекающими отсюда последствиями. В католическом мировоззрении «горизонталист-ские проблемы», касающиеся культурной, политической, социальной, экономической и международной сфер жизни общества, заняли весьма видное место. Иезуиты, опусде-псты, члены «Католического действия» своим личным участием в высших государственных учреждениях непосредственно влияли на политику страны. Особая область современного политического католицизма — христианско-демократические партийные организации. И наконец, специфической проблемой испанской действительности стал «левый католицизм».

Очевидно отношение к той же «внешней» стороне деятельности католической церкви ее многостороннего экономического влияния, присутствия крупных церковных иложений в испанской экономике.

Но рассмотрение различных форм секулярной активности церкви само но себе лишь частично раскрывает роль католицизма в истории страны. Его экклезиологиче-ская сущность — христианское учение о спасении, а его область распространения — сознание людей. В прямой зависимости от степени органичности религиозного сознания испанских католиков находились многие события исторического прошлого (особенности реконкисты, объединения страны в XV в. и т. д.). Духовный авторитет католической церкви в той или иной мере сохранился в Испании и в эпоху «рационалистского наступления» (XIX—XX вв.), и эта сторона католического влияния достаточно ясно обнаружила себя в годы Второй республики и гражданской войны 1936—1939 гг.

Середина XX в. была, как известно, отмечена возросшим динамизмом мировоззренческой эволюции мира. Среди примет того времени были такие явления, как «бунт

3

молодежи» с тенденцией к пересмотру моральных критериев прошлого, ускоренный процесс секуляризации массового сознания при одновременной активизации религиозных движений в ряде регионов земли, экуменизм. Испанское общество в общем и целом не осталось в стороне от подобных явлений, несмотря на свою относительную замкнутость в условиях авторитарного режима.

В 60-е годы испанский католицизм вступил и формально в процесс «аджорнаменто» («осовременивания»), когда II Ватиканский собор утвердил обновленческий курс, во многом противоречивший старым католическим традициям. Естественно, что это имело свои последствия в Испании, где государство сохраняло конфессиональность, представители католических организаций входили в состав правительства, а политический режим еще нес в себе многие свойства фашистских диктатур. Если в таких католических странах, как Франция и Италия, решения собора обеспечивали приспособление католицизма к уже сложившимся формам гражданского общества и государственного устройства, то в Испании обновленческий курс Ватикана требовал приспособления к себе режима, что привело к конфликтным ситуациям. История испанского послесоборного католицизма прямо сопряжена с развитием оппозиционного движения в стране.

Испанские теологи-обновленцы внесли свой вклад в обоснование этой новой ориентации католицизма, в ряде случаев даже далеко выходя за пределы, очерченные Ватиканом II. Парадоксально звучат сочетания высказываний современного испанского иезуита X. М. Диес-Алегриа: «Католицизм последних двух столетий был скорее препятствием освобождению человека от несправедливого угнетения и орудием несправедливости, чем наоборот»,—и известного теолога XIX в. X. Доносо Кортеса: «Католицизм представляет собой систему совершенной цивилизации»1.

В работе использованы два пути изучения роли католицизма в современной истории Испании: первый, рассматривающий католицизм как мировоззрение, оказался тесно связанным с проблемами испанского национального самосознания; второй в основном сводится к конкретному исследованию социально-политической деятельности испанских католических организаций и групп.

1 Diez-Alegria J. М. Yo creo en la esperanza! Bilbao, 1972. P. 56; Donoso Cortés J. Obras completas. Madrid, 1970. T. 2. P. 508, 525.

4

Следуя первым путем, автор стремился показать дви-жение католической мысли, занятой «горизонталистскими проблемами», выделяя моменты ее эмоциональной концентрации, позволяющие более отчетливо видеть внутреннюю структуру создаваемых религиозно-политических концепций и их субъективно воспринимаемый «смысл». «Историческая почва, по которой мы ходим, не покоится над рядом разновременных и разнородных пластов, покрываемых только заступом историка; большею частью эти пласты остаются еще открытыми, вспахиваются и засеиваются»,—писал В. О. Ключевский2. Читатель увидит, как католическая мысль Испании производила свой исторический «засев» на ближних пластах и на дальних, ведя начало испанской традиции от проповеди апостола Иакова (Сант-Яго), прибывшего, по преданию, на Пиренейский полуостров. Историзм католических концепций мог проявлять себя в весьма различных формах (отличаясь большим или меньшим европеизмом, испанизмом, латиноамериканизмом и т. п.). Его эволюция составляет одну из проблем нашего исследования.

Автор отдает себе отчет в том, что аналитическое рассмотрение темы испанского национального самосознания — задача достаточно сложная. «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу»3. Недаром испанские историки, касавшиеся этой темы, подчеркивали свою личную затронутость ею, свою природную «испанскость». И думается, чем меньше стараний актерского перевоплощения «в испанца» будет предъявлять историк, пишущий, как в нашем случае, не о своей стране, тем более конструктивно он сможет воспользоваться в тех же исследовательских целях даром своей собственной национальной культуры.

Автор надеется, наконец, что он сумел воспользоваться своими привилегиями автора и что в этой книге оставили свой след также его личные пристрастия. Позволительно вспомнить здесь рассказ о том, как Блаженный Августин, пригласив на свой день рождения друзей, отказался затем беседовать на предложенную ими тему, заявив, что собравшимся по такому случаю надлежит до-вольствоваться предложенным количеством блюд.

2 Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Пг., 1918. С. 1.

3 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 7. С. 28-29.

5