Заключение

Рассмотрение методологических проблем представляет интерес не только для профессиональных религиоведов, но и для специалистов, работающих в смежных с религиоведением отраслях гуманитарного знания. В последние годы изучением различных аспектов религии активно занимаются философы, историки, лингвисты, литературоведы, искусствоведы, востоковеды, психологи, социологи, культурологи, археологи, этнологи, экономисты, правоведы, представители других наук. Благодаря их усилиям знания о религии значительно расширились и обогатились. Они обеспечивают науку о религии солидной эмпирической базой, открывают незнакомые, иногда неожиданные аспекты религий прошлого и настоящего. Однако массовое обращение гуманитариев к религиоведческой проблематике имеет и отрицательные последствия. Приходится с сожалением констатировать, что для некоторых узких специалистов характерно презрение к теоретическим и методологическим вопросам. Имея в своем распоряжении данные о конкретных религиях, вводя в научный оборот новые археологические, этнологические, текстовые и другие материалы, они формулируют выводы, которые в западном религиоведении считаются давно устаревшими. Западное религиоведение накопило за 150 лет внушительный теоретический потенциал, к которому наша научная общественность не имела широкого доступа. Незнание классических и современных подходов к изучению религии, истории религиоведческих концепций, типологии религий и религиозных феноменов, религиоведческого категориального и понятийного аппарата не позволяет узкоспециализированным ученым выйти на передовые рубежи мировой науки. Поэтому одной из важнейших задач отечественного религиоведения является обеспечение

231

коллег из смежных отраслей науки теоретическими знаниями и методологическими принципами, позволяющими осмыслить на современном уровне имеющиеся в их распоряжении данные. В связи с этим напрашивается вывод о необходимости подготовки серии фундаментальных работ по методологии религиоведения. Методологические проблемы должны широко обсуждаться на страницах религиоведческой периодики, на проводимых в России круглых столах, конференциях и конгрессах. Главное внимание при этом следует уделить принципам компаративизма, историзма, эмпирической достоверности, теоретической непротиворечивости, объективности, толерантности, конфессиональной и политической неангажированности. Только на этом пути отечественное религиоведение сможет окончательно обрести статус научной дисциплины и постепенно войти в мировое религиоведческое сообщество.

232