Перевоплощение

Первой областью такого рода исследований является доктрина перевоплощения. Это древняя система верований, существующая в культуре в течение многих веков. Идеи реинкарнации присутствуют в индуистской и буддистской литературе, в древнеегипетских источ-

148

никах и в греческой философии. Однако само слово «реинкарнация» стало использоваться только с середины XIX в., когда его ввели в обиход некоторые западные писатели. В XX в. интерес к перевоплощению вновь оживился, так как некоторые парапсихологи попытались найти научные аргументы в пользу этого явления. Так архаическое понятие для обозначения сверхъестественного процесса обрело статус паранормального феномена.

Самыми первыми терминами для обозначения перевоплощения были «метемпсихоз» (от «мета» — за пределами, сверх) и «эмпсихон» (empsychoun) (от «эм» — оживить и «психе» — душа). Метемпсихоз обозначает переход души в момент смерти в другое живое существо, все равно человеческой, животной или растительной природы. Эта доктрина возникла на базе широко распространенных примитивных религий. Человеческие существа, как представлялось, обладают душами, каким-то образом связанными с дыханием. Души отделяются от тела во время сна и окончательно — в момент смерти. Животные и растения также обладают душами и даже человеческими чувствами и способностями. После смерти душа может перенестись от одного организма к другому. В духовных сочинениях индуистов говорится о доктрине переселения души, которое зависит от поведения личности в ее прошлых жизнях. После смерти душа индивидуума переходит в новую плоскость существования. Карма, моральное поведение души в прошлом, определяет природу ее будущего существования, ее счастье или страдание, что зависит от того, в какое тело она переселится. Согласно доктрине перевоплощения, душа существует вечно и будет непрерывно возрождаться в новых телах. Она может быть освобождена от бесконечного цикла рождений и смертей, только если заслужит это. Для буддистов высшая цель — достичь состояния нирваны, или небытия, стать частью абсолютного сознания. Этого можно добиться, ведя добропорядочную жизнь и обретая состояния все большего просветления.

Эти идеи имели особое значение в древнегреческой философии, так как они использовались Сократом и Платоном, находившимися под влиянием пифагорейцев. В своем сочинении «Государство» Платон упоминает «миф об Эре». Эр возвращается к жизни через 12 дней после своей смерти и рассказывает о другом мире. Он говорит, что после смерти отправился в особое место, где ему выносился приговор. Там он встретился с душами, возвращавшимися из Аида, и сопровождал их, когда они выбирали новые жизни, животные или человеческие: Орфей стал лебедем, Фамирид — соловьем, а Аталанта — атлетом. Аналогичные идеи Платон высказывает и в других диалогах.

149

Сократ в сочинении «Федон» описывает свои последние дни в ожидании смерти и обращается к доктрине переселения душ. Сократ освобождается от всякого страха смерти и с помощью теории идей пытается объяснить перевоплощение и бессмертие. Он утверждает, что если существует сфера вневременного существования, то существование души после смерти имеет смысл. Эта теория была связана с теорией Платона о разделении вселенной на две сферы: материальный мир, существующий во времени и пространстве, и идеальный мир вечных сущностей. Для поддержки теории перевоплощения Платон в диалоге «Менон» использует доктрину мнемезиса, или воспоминания (припоминания) о том, что мы знали в предыдущих существованиях.

Перевоплощение базируется на двойственном представлении о человеческой природе, согласно которому живые существа делятся на две части: физическое тело и нечто духовное. Душа существовала до рождения тела, и после смерти физического тела она сохраняется в какой-то форме до тех пор, пока по истечении некоторого времени не займет другое материальное тело.

Скептики выдвигают два критических замечания. Первое касается терминологической стороны дела. Имеет ли смысл говорить об отдельной или «невоплощенной» сущности, способной менять тела как места своего пребывания? Некоторые философы-аналитики говорят, что такое предположение заключает в себе существенную логическую непоследовательность. Ведь возникает вопрос: могут ли сами по себе ум, некая духовная сущность или душа видеть, слышать или испытывать какие-то мысли или чувства, будучи лишенными вполне материальных органов чувств, мозга и нервной системы? Бестелесная, каким-то образом летающая психическая самость — это чисто спекулятивное предположение. Понятие души следует описывать в функциональных терминах, относящихся к поведению целостного человека. Переводить это понятие в разряд существительных и заявлять, что душа является отдельным существом, означает совершать грубую категориальную ошибку.

Аналогично можно спросить: «Что такое корпорация»? Правильный ответ состоит в том, что корпорация не является реальным объектом, отдельным от зданий, офисов или предприятий, советов директоров, служащих, потребителей и их взаимодействия. Корпорация является «законной фикцией», признанной государством, но она не должна овеществляться, т. е. определяться как вещь или существо, обладающее независимым существованием. Аналогичная ситуация — с языком души, который, подобно языку Бога, является пустым, лишенным смысла. Нам не остается здесь ничего иного, как назвать такую

150

позицию игсоулизмом1 (подобно «игтеизму»), что означает невозможность мыслить понятие об отдельно существующей душе.

Для скептика такой критический аргумент достаточно убедителен. Но не следует считать единственными и достаточными чисто логические способы опровержения, так как сторонники теории перевоплощения не ограничиваются чисто словесными упражнениями и спекулятивными теориями, а делают и фактуальные заявления. Ведь вопрос о том, можем ли мы использовать слово «душа» в смысле чего-то отдельно существующего, зависит от того, имеются ли какие-то эмпирические свидетельства в пользу такого словоупотребления. С моей точки зрения, лингвистический анализ предполагает наличие эмпирических оснований и вне этого условия не может быть применен к рассмотрению событий. Игсоулисты считают, что «душа, лишенная тела» является понятием, не имеющим смысла.

Поэтому необходимо задать следующий вопрос. Имеется ли адекватное свидетельство утверждению, что душа существует независимо от тела и существовала до него? Я не буду здесь заниматься обсуждением вопроса о «жизни после смерти»2 и хотел бы только сосредоточить внимание на посмертном существовании. Интересно отметить, что иудео-христианская традиция отвергает доктрину перевоплощения, хотя, конечно, представление о будущей жизни души является и ее постулатом веры. Такая точка зрения влечет за собой доктрину о «специальном создании»: Бог вселяет душу в эмбрион. Таким образом, бессмертная душа создается из ничего в момент зачатия. Теория перевоплощения не требует такой спекулятивной уловки. Од-

1 Вводимый автором неологизм «игсоулизм», судя по всему, связан со смыслом составных частей этого слова: «ig» — «не» или «без», «soul» — душа. Однако буквальный перевод этого термина как «бездушие» неправилен. П. Куртц писал в книге «Eupraxophy: Living Without Religion» (Buffalo, Ν. Υ.: Prometheus Books, 1989) и в других работах (см. также: Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (М.-СП6. 1998. С. 20-35), что базовым семантическим референтом является здесь английское «ignorance» — «непонимание», «незнание», «неведение». Поэтому понятие «игсоулизм» выражает позицию своего рода гносеологического недоумения, невозможности логически непротиворечиво мыслить понятие «душа», так же как нельзя составить ясное представление о железном дереве или квадратном круге. Для обозначения такой познавательной позиции П. Куртц ввел также термин «игностик» — в отличие от терминов «агностик» и «гностик». Более полное представление о смысле неологизмов с приставкой «иг» дается автором в ходе обсуждения термина «игтеизм» в гл. 7 настоящей работы. (Примеч. ред.)

2 Имеются в виду дебаты, связанные с состояниями клинической смерти и картинами пограничного состояния между жизнью и смертью либо «потустороннего», описываемыми некоторыми из людей, переживших предсмертные состояния, т. е. то, что в англоязычной литературе обозначается как «near death experience», буквально «околосмертный опыт», «околосмертные переживания». (Примеч. ред.)

151

нако при постулировании первоначального существования возникают свои собственные трудности, на которые нет ответа.

Кое в чем теория переселения души более амбициозна, чем иудео-христианские представления о душе. Так, среди прочего она предлагает нам объяснение существования различных уровней морали, несправедливости, многочисленных проявлений зла, встречающихся в человеческой жизни. Она связывает многие несправедливости в этой жизни с ошибками нашего предыдущего существования. Однако реальный вопрос заключается в том, так ли это на самом деле? Существуют ли какие-нибудь свидетельства о прошлых жизнях? Имеет ли утверждение о таковых какую-либо научную достоверность?

В последние годы парапсихологи предприняли значительные усилия, посвященные этому вопросу. Вера в перевоплощение возродилась отчасти из-за того, что были якобы открыты новые эмпирические факты. Если это так, то перевоплощение не должно восприниматься просто как символ веры. Оно должно быть подтверждено свидетельствами, которые могут быть приняты как истинные. Так каково же самое сильное свидетельство, предлагаемое сторонниками этой теории в поддержку гипотезы о том, что душа существовала ранее? Оно связано с якобы воспоминанием о ее прошлом существовании. Другими словами, некоторые люди утверждают, что они способны вспомнить свои предыдущие жизни.