Воспоминания детей

Первый этап исследования перевоплощения базируется главным образом на воспоминаниях маленьких детей, которые, зачастую едва научившись говорить, рассказывают своим родителям и другим людям, непосредственно их окружающим, невероятные истории о предыдущей жизни. По мере того как они становятся старше, сознание обесцвечивает их воспоминания. Много свидетельств о предыдущем существовании было собрано Ианом Стевенсоном (Ian Stevenson), который заявил в 1977 г., что собрал данные о 1 600 таких случаях1. Стевенсон является профессором психиатрии медицинской школы университета штата Вирджиния и бывшим президентом парапсихологической ассоциации. В своем исследовании «Двадцать предполагаемых

1 Ian Stevenson. Reincarnation: Field Studies and Theoretical Issues, in Handbook of Parapsychology, ed. By Benjamin B. Wolman (New York: Van Nostrand, Reinhold, 1977). P. 631-663. (Иан Стевенсон. Перевоплощение: непосредственные исследования и теоретические соображения. В кн.: Справочник по парапсихологии.) См. также: Ian Stevenson, Twenty Cases Suggestive of Reincarnation (Charlottesville: University of Virginia, 1980.) (Иан Стевенсон. Двадцать предполагаемых случаев перевоплощения.)

152

случаев перевоплощения» он сосредоточил внимание на случаях, произошедших в Индии, на Цейлоне, в Бразилии, Ливане и среди эскимосов Аляски. Все эти дети родились в семьях, где верили в перевоплощение. В обзорной статье, опубликованной в «Справочнике по парапсихологии», он концентрируется на одном случае, произошедшем с мальчиком Кемалем Андаваром (псевдоним) в Ливане. Я разберу этот случай в качестве иллюстрации. Надо полагать, что для Стевенсона данное свидетельство является достаточно убедительным.

Кемаль родился 17 мая 1966 г. в небольшой деревне Эль Калаа в 15 милях к востоку от Бейрута. Его родители Фуад и Самиха Андавар принадлежат к секте, исповедующей религию друзов. Когда Кемалю было два года, кто-то упомянул в его присутствии имя доктора Арифа Эльдари. Кемаль при этом выпалил: «Ариф — это мой брат!» Когда ему было три года, он начал говорить, что он был Абу Наефом, что фамилия его семьи Эльдари и что он одно время жил в Хаммане, деревне, расположенной на растоянии пяти миль. Кемаль постепенно вспоминал другие детали своей прежней жизни. Он говорил, что его жену звали Эдма, что у него было три сына, Наеф, Аббас и Рамиз, что у него была сестра Афафа и брат Адхан. Кемаль утверждал, что в своей прошлой жизни он путешествовал в другие страны, жил вне Ливана, был состоятелен и жил в доме с черепичной крышей. Он утверждал, что был убит упавшей бетонной плитой, когда автомобиль, которым он управлял, врезался в стену, сложенную из бетонных блоков. В семье не было сомнения, что Кемаль рассказывает о Фаруке Эльдари, бизнесмене, который жил в Ливане, часто путешествовал за границу и погиб в автомобильной аварии 19 августа 1965 г. Отец Кемаля при случае взял ребенка в Хамману, чтобы проверить некоторые факты, и они даже посетили дом покойного.

Стевенсон расследовал этот случай во время своего посещения Ливана в начале 1972 г., а затем в 1973 г. В это время Кемалю было шесть лет, и он все еще рассказывал о своей предыдущей жизни и отвечал на вопросы о ней — хотя говорилось, что его воспоминания начали ослабевать. Стевенсон расспрашивал как многих в самой семье, так и их соседей и посетил бывший дом Фарука Эльдари. Хотя Стевенсон утверждает, что свидетельство указывает на «типичный случай» перевоплощения, он тем не менее признает, что в сообщаемых данных существуют некоторые сомнительные места.

Изучая опубликованный им отчет, можно легко обнаружить серьезные пробелы в парапсихологической версии. Дело в том, что могут быть предложены альтернативные, естественные объяснения свидетельских данных, и безальтернативной необходимости в теории пере-

153

воплощения нет. Во-первых, друзы верят в перевоплощение. Поэтому можно ожидать, что члены семьи, истинные верующие, стремились заострить внимание на соответствующих ответах своего сына — осознанно или неосознанно — и придать паранормальное значение событиям, которые в другой ситуации могли рассматриваться как случайные. Ребенок, в свою очередь, мог быть податливым к внушению, и, отвечая на наводящие вопросы родителей, мог сам увериться в предыдущей жизни. Более того, он мог подобрать обрывки информации, сообщаемой родителями и другими родственниками, друзьями и соседями. Интересно, что, как оказалось, семья была ранее знакома с Фаруком, погибшим мужчиной, и его семьей. Семейство Эльдари было хорошо известно в округе, родители ребенка знали членов семьи Фарука и даже присутствовали на его похоронах. В его прошлой жизни было много такого, чего Кемаль не помнил. Стевенсон говорит, что из 28 утверждений 17 были правильными, 10 — ошибочными и одно — сомнительным. Например, по словам членов семьи мальчика, мужчина умер не от упавшей на него бетонной плиты, а от сердечного приступа по дороге в больницу.

Хотя этот случай может произвести впечатление на человека, склонного верить в перевоплощение, он малоубедителен для скептика. Аналогично обстоит дело и в других случаях, на которые ссылаются сторонники теории перевоплощения. Не все они могут быть легко распутаны, так как для этого не всегда хватает фактов. Иногда родимые пятна интерпретируются как следы каких-то прежних неприятных происшествий, например, считается, что красное пятно на спине является местом, куда человек получил удар ножом при предыдущем воплощении, а шрам на шее говорит об обезглавливании. Так как большинство случаев носит характер, связанный с культурой данного народа, следует быть осторожным, вникая в их паранормальные объяснения. Популярность представлений о перевоплощении в Индии заставляет многих детей представлять себя мифическими фигурами, богами или героями в прошлом, основываясь на имеющихся у них родимых пятнах. Стевенсон отмечает, что объект исследования жил в 15 милях от умершего, что заставляет предположить, что либо душа не любит уходить слишком далеко от места смерти, либо история была «выткана» на семейной «фабрике» и выкрашена в соответствии с окружающим контекстом. Поскольку большинство этих случаев появилось в культурном климате, где люди уже в значительной степени готовы поверить в перевоплощение, для них существует большой соблазн принять за истину сведения, подтверждающие эту веру.

154

Сам Стевенсон предлагает по крайней мере три альтернативных естественных объяснения случаев таких воспоминаний:

1. Обман. Некоторые случаи были бессовестно выдуманы взрослыми ради славы или денег. Как только дети обнаруживали, что становятся предметом особого внимания и восхищения, они сами включались в игру, добавляя детали и приукрашивая историю к удовольствию взрослых, которые от их рассказов приходили в неописуемое волнение.

2. Парамнезия. Воспоминания детей могут быть искажены или перепутаны, и родители или родственники могут приписать детям больше знаний, чем у тех есть в действительности.

3. Криптомнезия. Сообщаемые факты могут быть выведены с помощью подсказок и/или фрагментов информации об умершем, которые могут храниться в подсознании свидетеля, причем истинный источник этой информации может быть им забыт и предстать в качестве свидетельства о предыдущей жизни. Учитывая явную ненадежность свидетельских показаний детей, можно полагать, что объяснения Стевенсона больше соответствуют действительности, чем предположение о предыдущих жизнях.