Возвращение к прошлым жизням с помощью гипноза

Другого рода «свидетельства» о предыдущей жизни поступают от взрослых. Во-первых, некоторые утверждают, что имеют опыт выхода из своего тела, когда какая-то непонятная сила неожиданно переносит их в предшествующие жизни1. Эти сообщения являются по большей части анекдотическими субъективными заявлениями, и в такого рода свидетельствах трудно обнаружить объективные, доступные проверке факты. Другой вид предполагаемых свидетельств, привлекший большее внимание, связан с использованием гипноза. В состоянии «транса» пациенты будто бы способны рассказать о своих предыдущих жизнях. Тут, по крайней мере, имеется возможность подвергнуть эти свидетельские показания независимому контролю, что во многих случаях позволяет оценить точность описываемых якобы исторических фактов.

Предполагаемое возвращение в прошлую жизнь под гипнозом оказалось в центре внимания в хорошо описанном случае с Брайди Мерфи2. Вирджиния Тай (или Руфь Симмонс, псевдоним, использованный

1 См.: Frederick Lenz. Lifetimes: True Accounts of Reincarnation («Времена жизни: Правдивые отчеты о перевоплощении). Indianapoliis: Bobbs Merrill, 1979.

2 Morey Bernstein. The Search for Bridey Murphy (Поиски Брайди Мерфи). Garden City, N. J.: Doubleday, 1956.

155

для защиты ее личности) из Денвера (штат Колорадо), домашняя хозяйка, утверждала, что вспоминает свою жизнь в облике Брайди Мерфи из Корка (Ирландия), жившей в начале XIX в. Находясь в состоянии гипноза, Тай начала говорить с ирландским акцентом и детально описала свою предыдущую жизнь. Этот случай тщательно изучался скептиками, которые обнаружили соответствующие влияния, которые испытала Тай в детстве и отрочестве и которые могли объяснить ее поведение под гипнозом. Соседка, которая выросла в Ирландии и чье имя в девичестве было Брайди Мерфи, потчевала Тай своими рассказами о жизни в Ирландии. Более того, Вирджиния Тай научилась говорить с ирландским акцентом, когда играла роль в школьном спектакле.

Значительно более впечатляющий объем данных был собран английским гипнотерапевтом Арналом Блоксхемом (Arnall Bloxham), который в течение нескольких лет записал более 400 аудиокассет бесед с пациентами, находившимися под гипнозом. Они известны сейчас как записи Блоксхема. Блоксхем твердо верил в перевоплощение. Приведу пример, который произвел особое впечатление на исследователей. Это воспоминания Джейн Эванс, домохозяйки из Уэлша, детально описанные в книге Джеффри Иверсона «Больше жизней, чем одна?»1 Эванс описывает 6 своих прошлых жизней. Они были столь богаты историческими деталями и столь различны, что на многих наблюдателей, до этого настроенных нейтрально, произвели глубокое впечатление. Эванс под гипнозом сказала, что она была 1) фрейлиной Екатерины Арагонской в 1500-х гг., 2) лондонской швеей, которую звали Анна Таскер, в 1700-х гг., 3) монахиней, сестрой Грейс в Де Мойнсе (штат Айова), умершей в 1920 г., 4) некоей Ливонией, которая жила возле Йорка в III в. и входила в окружение римского губернатора Британии Констанция, 5) Ребеккой, женой богатого еврейского ростовщика, также в Йорке, в 1189 г. и 6) молодой египетской служанкой по имени Алисой в средневековой Франции в 1450-х гг. в доме Жака Кера, известного крупного коммерсанта.

Мелвин Харрис, скептически настроенный исследователь паранормальных явлений, самым тщательным образом изучил записи Блоксхема, относящиеся к Джейн Эванс2. Харрис считает, что можно объяснить «воспоминания» Эванс криптомнезией (или потерей памяти об

1 Jeffrey Iverson. More Lives Than One? (Джеффри Иверсон. Больше жизней, чем одна?). London: Pan Books, 1977.

2 Melvin Harris. Are 'Past Life' Regressions Evidence of Reincarnation? (Является ли регрессия в «прошлую жизнь» доказательством реинкарнации?) Free Inquiry, Fall 1986 Vol. 6. №4.

156

источнике информации) без использования идеи перевоплощения. Давайте остановимся на пятой жизни Джейн Эванс. Блоксхем обычно просит своего пациента вернуться в прошлую жизнь. Джейн Эванс начинает рассказывать о своем прежнем воплощении в Ребекку, еврейку из Йорка, предположительно убитую в 1190 г. История начинает разворачиваться в 1189 г. как история Ребекки, которая была замужем за Иосифом, ростовщиком. Они жили в северной части города, где «жила большая часть зажиточных евреев». Этот период был одним из самых опасных для евреев, дома которых часто подвергались погромам. Исаак с улицы Кони был убит бандой мародеров, и Ребекка и ее семья жили в страхе. К весне 1190 г. опасность возросла. Семья была готова бежать, когда вооруженная толпа ворвалась в соседний дом и убила его обитателей. Ребекка, Иосиф и двое их детей, опасаясь за жизнь, нашли убежище в церкви, где спрятались в подвале. Они могли слышать раздававшиеся вдали вопли толпы, поджигавшей дома евреев. В церкви они скрывались очень недолго, так как священник и дьякон сообщили о них искавшим их солдатам. В этот момент воспоминаний под гипнозом Джейн Эванс стала «говорить почти неразборчиво от ужаса». Солдаты схватили ее дочь, она прошептала «темно... темно» и потом якобы умерла.

Харрис утверждал, что описанные выше факты могут быть приписаны криптомнезии и богатому воображению и что история Ребекки является плодом фантазий Джейн Эванс, которые, как показала тщательная проверка фактов, не соответствуют действительности. В 1190 г. в Йорке был погром, это хорошо известный исторический факт, но большая часть евреев умерла в тюрьме замка Йорк. Согласно Харрису, нет свидетельств о склепе в церкви. Джейн Эванс четыре раза утверждала, что евреи были обязаны носить желтые повязки, но такие повязки появились только в следующем столетии, и они были не желтыми (как те повязки, что носили евреи в Германии и Франции), но с двумя продольными белыми полосками. Другой ошибкой было утверждение о существовании «специального еврейского квартала» в Йорке, так как евреи жили по всему городу. Харрис делает из этого вывод, что Джейн Эванс могла сохранить такие истории в своем подсознании — из фильмов, книг, журнальных статей, которые она видела или читала, — и идентифицировать себя с одним из персонажей. Ребекка была выдуманным персонажем, который возник в сознании Эванс во время сеанса гипноза.

Далее Харрис говорит, что рассказ Джейн Эванс о Ливонии, римлянке, которая появилась в Британии в 286 г., был взят непосредственно из романа Луиса де Воля «Живой лес», опубликованного в

157

1947 г. и бывшего в то время бестселлером. Но Ливония также была выдуманным персонажем. Аналогичным образом Харрис анализирует жизнь Алисой, молоденькой служанки в доме Жака Кера в XV в. во Франции. Кер был советником Карла VII. Эванс многое знала об Агнес Сорел, любовнице Карла VII, и могла описать великолепный замок Кера и могилу Агнес Сорел в церкви. Но все эти факты были приведены в книге X. Д. Седжвика «Краткая история Франции», опубликованной в 1930 г., в книге Дейм Джоан Эванс «Жизнь в средневековой Франции» и в других книгах. Харрис утверждает, что эта «прошлая жизнь» была взята Джейн Эванс из романа С. Б. Костена «Денежный человек», в основу которого была положена жизнь Кера. Особый интерес представляет тот факт, что «Алисой», от имени которой говорит Джейн Эванс, никогда не упоминает, что ее хозяин был женат и имел пятерых детей. Причина этого заключается в том, что, как рассказывает нам писатель Костен, он решил не упоминать в своем романе о семье Кера — вот почему она и не появляется в воспоминаниях Джейн Эванс.

Доктор Рейма Кампман, психиатр из университета в Улу (Oulu) в Финляндии, говорит, что некоторые люди под гипнозом сообщают весьма впечатляющую информацию, но по завершении сеанса иногда сами могут объяснить, каким образом и откуда они ее получили в нынешней жизни. Они указывают на книги, которые читали, фильмы, которые видели, и т. д. Это вновь показывает, что в мозгу хранится информация, забытая и недоступная сознанию, но она всплывает во время сеанса гипноза1. Таким образом можно дать естественное объяснение рассказам Джейн Эванс, не привлекая для этого представлений о жизнях в прошлом в любом из ее исторических воплощений.

Мне довелось участвовать в анализе утверждений доктора Брайана Вейсса, который в своей книге «Много жизней, много хозяев» описал проведенное им интенсивное терапевтическое лечение одной пациентки, которую он назвал Кэтрин и у которой смог вызвать богатые воспоминания о ее прошлой жизни2. На Вейсса рассказы Кэтрин произвели такое большое впечатление, что он начал использовать гипноз как терапевтический метод при лечении других пациентов. Я дебатировал с доктором Вейссом в национальной телевизионной программе Салли Джесси Рафаэль в 1989 г. Вейсс привел с собой трех своих пациентов, все они утверждали, что он помог им вспомнить об

1 D. Scott Rogo. Psychic Breakthroughs Today. Wellingborough, England: The Aquarian Press, 1987. P. 193.

2 Cm. Brian Weiss. Many Lives, Many Masters (Брайан Вейсс «Много жизней, много хозяев»). New York: Simon and Shuster, 1988.

158

их прежних жизнях. Одна из пациенток Вейсса, Линда Адлер, рассказывала о многих прошлых жизнях, которые, по ее словам, она прожила. Она утверждала, что была мужчиной, которого повесили во времена средневековья, а также молодым солдатом, которого сбросили с башни в воду, и он утонул. Доктор Вейсс предложил загипнотизировать Адлер прямо на сцене и сказал, что он погрузит ее в глубокий гипнотический сон, чтобы она могла лучше сконцентрироваться. Он попросил ее вернуться в какую-либо прежнюю жизнь. На этот раз она оказалась юной девушкой, и все происходящее с ней было в 1632 г. Ниже приводится запись этих воспоминаний, сделанных под гипнозом.

Салли Джесси Рафаэль. ...Сейчас доктор Вейсс попытается загипнотизировать Линду Адлер. Объясните, что вы делаете, доктор Вейсс.

Брайан Вейсс. Линда сейчас погружена в глубокий сон. Гипноз — это состояние высокой концентрации, и она сейчас очень сильно сконцентрировалась. Сейчас я собираюсь коснуться ее лба — именно так мы работали с нею раньше, — и она перейдет в еще более глубокое состояние и попытается вспомнить какие-либо события из своего опыта предыдущей жизни. Сейчас я сделаю это. Я буду говорить тише, так как хочу сохранить этот уровень сознания.

Линда, вы сейчас находитесь на глубоком уровне. Я собираюсь коснуться вашего лба, и вы перейдете в еще более глубокое состояние умственной концентрации и сможете вернуться в прошлую жизнь и вспомнить, зрительно увидеть происходящее там и рассказать об этом, находясь в этом глубоком состоянии концентрации. Сейчас я собираюсь коснуться вашего лба. Теперь, Линда, вы можете говорить со мной и описать, что вы видите.

Линда Адлер. (Длительная пауза, время от времени она пытается начать, стонет, издает другие звуки.) Это... а... что-то снаружи. (Тихий вздох.) Что-то большое... (пауза, вздох) большое пространство и очень раннее утро. Там никого нет и группа... а... людей (вздох) и один человек, на которого я смотрю и он... а... его руки и ноги, и голова в этой штуке, этой деревянной штуке.

В е й с с. Вы его видите?

А д л е р. Я его вижу.

Вейсс. А себя вы там видите? Можете вы сказать мне, сколько вам там лет?

А д л е р. Я — маленькая девочка.

Вейсс. Маленькая девочка? Он в этом устройстве, там его голова и руки, вы смотрите на него?

159

Адлер. Там также есть и другие. Все они, все они стоят как бы полукругом в этом... этом большом пространстве. Голуби. А сзади большое здание, сделанное из камня.

Вейсс. Вы можете определить, какой это год? Вы знаете...? (Пауза).

Адлер. 1632.

Вейсс. 1632. Есть что-то особое в том человеке, которого вы выделили из всех остальных в этом... в этих устройствах? А д л е р. Он — мой отец. Вейсс. Ваш отец?

Адлер. ...Я иду туда (вздох) утром, чтобы увидеть его. (Вздох.) Он выглядит ужасно. (Плачет.)

Вейсс. Он сделал что-то, чтобы оказаться в этом, быть наказанным таким образом?

А д л е р. Я не знаю.

В е й с с. Вы не знаете.

Адлер. Я думаю, что он должен был что-то сделать, чтобы так страдать.

В е й с с. Я хочу, чтобы вы сейчас внимательно посмотрели на своего отца. Очень хорошо. Посмотрите внимательно на своего отца и посмотрите, не узнаете ли вы в нем кого-то из своей нынешней жизни.

Адлер. Да, действительно.

Вейсс. Кто это?

Адлер. Это Брюс.

Вейсс. Брюс? Это ваш друг, Брюс?

А д л е р. Я не знаю, сколько времени он находится там, но, но он не может, он не может разговаривать со мной. Он похож... (Пауза.)

Рафаэль. Доктор Вейсс, она может... может она услышать меня?..

В е й с с. Не знаю. Давайте попробуем.

Рафаэль. Могу я спросить вас, пока мы разговариваем, для вас будет затруднительно, если вы разбудите ее? Вейсс. Нет, я могу разбудить ее. Рафаэль. Можете?

Вейсс. Пожалуй, я это сделаю, так как она очень взволнована...

Из этого эпизода ясно, что а) Вейсс задает Адлер наводящие вопросы, и они помогают «воспоминаниям», придают им определенную окраску; б) она может связывать людей, которых видит в прошлом, с событиями сегодняшней жизни, в данном случае ассоциировать своего отца в прошлой жизни с кем-то, кого она знает в нынешнем ми-

160

ре, а именно с Брюсом; в) позже она даже вспомнила в ходе программы фильм «Монти Питон и святой Грааль» («Monty Python and the Holy Grail»), отнеся происходящее в нем к XVII в. Отсюда следует, что художественный фильм трансформировался в ее сознании и стал восприниматься как реальность. Все это указывает на то, что сеанс гипноза носит характер криптомнезии. Однако в этом случае возникли сложности, так как сама Линда Адлер, как я потом узнал об этом, была психотерапевтом, использовавшим те же самые методы, и едва ли ее можно считать объективным или беспристрастным субъектом. Когда она вышла из состояния так называемого гипноза, то точно вспомнила, что происходило, что вызывает дополнительные сомнения относительно того, был ли «транс» настоящим.

Почему кто-то из живущих в настоящем появляется в прошлых жизнях? Вейсс говорит, что для его пациентов друзья и родственники перевоплощаются в одних и тех же пространственных и временных рамках. «Люди остаются в той же самой группе» и возвращаются обратно в «непосредственное окружение», говорит Вейсс, что снова заставляет предполагать, что загипнотизированный человек рисует картину, основанную на опыте настоящей жизни, он интерпретирует ее как свою прошлую жизнь.

Когда Линду Адлер спросили, помнит ли она, когда происходили события, она ответила «в 1632 году». Но как она это узнала? «Это просто было как вспышка», — сказала она, отвечая позднее на вопрос из аудитории. Интересно, что в книге Вейсса «Много жизней, много хозяев» (с. 30) Кэтрин однажды была возвращена Вейссом в год, который она определила как «1568 год до рождества Христова». Трудно себе представить, как в то время она могла знать, что это было до рождества Христова, если не предположить, что она интерполировала это из настоящего.

В программе Салли Джесси Рафаэль Вейсс сказал, что к тому моменту ему удалось вернуть к воспоминаниям о прошлой жизни примерно 40 пациентов и что наиболее сильным свидетельством такого перевоплощения является терапевтический эффект от встречи с прошлым. Он представил доктора Умберто Монтеса, своего коллегу из Майами, который утверждал, что в течение 10 лет страдал от болей в спине, пока доктор Вейсс не вернул его к воспоминаниям о его двух прошлых жизнях. В одном случае он был стариком-французом с сильно травмированной в бою спиной, а во втором — ребенком, у которого также были проблемы со спиной. Монтес утверждал, что после этих воспоминаний он избавился от болей.

161

Я задал ему вопрос, не обусловлено ли это (если эта методика действительно работает) просто эффектом плацебо1? Разве люди не излечиваются от психосоматических болезней? Вейсс отверг подобные объяснения. Он утверждал, что в состоянии устранить симптомы многих болезней, не только приступов страха, фобий или депрессии, но и таких, как астма, мигрень, артриты. Только предположение о перевоплощении может объяснить его результаты, говорил он.

Что можно сказать по поводу объяснения лечебного эффекта предположением о перевоплощении? Существует ли здесь какая-то оккультная причина или действительно сказывается эффект плацебо? Скептик будет искать психологическую или естественную физическую причину, не прибегая к паранормальному объяснению. Я просто предполагаю наличие таких причин, что, в свою очередь, говорит о необходимости детально изучить случаи, описанные доктором Вейссом. Это поможет сделать обоснованный вывод. Необходимо выяснить, могут ли альтернативные естественные причины объяснить его данные. В частности, можно спросить: насколько надежен гипноз Вейсса как метод обнаружения скрытых и неизвестных фактов, относящихся к прошлому и лежащих глубоко в подсознании?

Несомненно, во многих случаях гипноз может оказаться полезным. Он может помочь людям вспомнить забытый опыт, в определенных случаях — служить методом терапии. Еще со времен Месмера гипноз интриговал тех, кто с ним сталкивался, а также ученых, которые пытались его объяснить. Однако имеет место и серьезная критика гипноза со стороны скептиков и с нею также необходимо познакомиться. Нет полной уверенности в том, что люди, подвергнутые воздействию гипноза, впадают в особое «состояние транса» или что они могут находиться под «магнетическим» влиянием гипнотизера. Существует множество психологических объяснений того, что порождает сомнения в силе гипноза.