Умеренный скептицизм

Коренной порок описанных форм скептицизма состоит в том, что они противоречат жизненным потребностям человека. Нам надо жить и действовать в мире — независимо от того, какова природа последней реальности. Мы вынуждены вырабатывать некоторые убеждения, в соответствии с которыми можем жить и действовать. Возможно, эти убеждения окажутся в конечном счете вероятностными и проблематичными, тем не менее они нам необходимы. Призыв к познанию — это вполне прагматичный призыв к жизнедеятельности. Такую форму скептицизма можно назвать умеренным скептицизмом. Он был предложен Дэвидом Юмом, великим шотландским философом XVIII столетия. Во II столетии до нашей эры аналогичную позицию защищал древнегреческий философ Карнеад.

В своих суждениях умеренные скептики останавливаются перед черной дырой небытия. Они скептичны относительно абсолютной надежности каких-либо притязаний на обладание истинным знанием (the ultimate reliability of knowledge claims). Они убеждены, что основания знаний и ценностей эфемерны. Невозможно с какой-либо определенностью установить окончательные истины о реальности. Тем не менее, подчиняясь повседневным потребностям, мы вынуждены делать обобщения, способные помочь нам решать практические проблемы. Мы вынуждены принимать решения независимо от того, можем или нет найти их полные обоснования. Невозможно обнаружить никакой иной надежной основы для каузальных умозаключений о природе, кроме того факта, что в пределах нашего опыта существуют ряды причинно-следственных связей, на основе которых мы делаем прогнозы о том, что будущее в чем-то окажется подобным прошлому. Однако мы не владеем никаким абсолютным основанием для такой индукции. Так же невозможно дедуцировать то, что должно быть, из того, что есть. Мораль в этом смысле — это чистая условность, принимаемая людьми, согласными подчиняться правилам общественного договора лишь для того, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои различные интересы.

Умеренный скептицизм — не тотальный скептицизм, он не всеобщ и ограничен, он считается с необходимостью решать неизбежно возникающие перед нами жизненные вопросы. Он выродился бы в тотальный скептицизм, если бы был последователен и совершил экспансию в область очевидности со всей своей «священной» нерешительно-

23

стью и сомнением. Умеренный скептицизм позволяет нам ориентироваться и действовать в повседневной жизни, как если бы мы обладали знанием. Наши обобщения основываются на опыте и на практике, а логические выводы, совершающиеся на основе привычек и потребностей, служат нам путеводителем по жизни.