Современные исследования случае в исцеления

Давайте вернемся к современным научным исследованиям, т. е. к тем случаям, когда были возможны независимый научный контроль ситуации и эмпирическая проверка факта исцеления. Можно ли установить, что в любом из такого рода случаев произошло исцеление верой? Обратимся к исследованию английского клинического психолога Луиса Роуза «Исцеление верой»1. Автор описывает свой опыт изучения целительской практики Гарри Эдвардса и Кристофера Вудворда, а также практикующих врачей общества «Христианская наука» (Christian Science). Его исследования касались не только практики религиозных целителей верой, но также и «целителей-сайкиков». По словам Роуза, чтобы признать исцеление верой достоверным, необходимо иметь непротиворечивое свидетельство, которое выдержало бы тщательную проверку. Однако главная проблема заключается в катастрофическом отсутствии точных данных, включая последующие наблюдения, которые подтвердили бы возможность исцеления посредством веры. После многолетнего изучения буквально сотен «исцелений» Роузу пришлось ограничиться горсткой случаев, а возможно, даже одним-единственным примером, «в котором вмешательство целителя привело к неопровержимому результату»2. Это должно было быть исцелением не в том туманном смысле, когда пациент почувствовал себя лучше или прогрессирование болезни замедлилась, а «в том смысле, что в результате исключительно воздействия целителя показанное патологическое состояние было полностью ликвидировано». Важно отметить, что в некоторых случаях имел место неверный диагноз, некоторые болезни (например, рак) могут давать ремиссию, а другие просто излечиваются самопроизвольно. Поэтому необходима убедительная демонстрация исцеления.

Роуз детально исследовал 95 предполагаемых случаев исцеления. В 58 из них не было возможности познакомиться с медицинскими или еще какими-либо записями, чтобы дать экспертную оценку «исцелению». В 22 случаях объективные данные настолько отличались от заявлений пациентов, что дальнейшее исследование было бессмысленным. В других случаях после временного улучшения наступал рецидив либо причиной улучшения было обычное медицинское воздействие. Вот как Роуз описывает некоторые из типичных случаев.

М. Р., мальчик 9 лет, страдал псевдогипертрофической мышечной дистрофией. Когда Роуз исследовал его в декабре 1951 г., у него не

1 Lous Rose. Faith Healing. London: Pelican, 1968.

2 Ibid. P. 175.

177

было деформации позвоночника. Позднее он посетил мистера Эдвардса (целителя верой), который сказал ему, что «он добился улучшения и что ему удалось выпрямить позвоночник». Однако в феврале 1953 г. врач семьи сделал запись: «Мне очень жаль, но, по моему мнению, состояние весьма определенно ухудшилось»1.

Миссис M. X. стала героем статьи в широко известном иллюстрированном журнале, на страницах которого рассказала свою историю. По ее словам, после нескольких рентгеновских обследований с применением анестезии больница больше ничего не смогла ей предложить, и она была вынуждена продолжать носить ортопедический пояс. В течение более 13 лет она не могла встать без него с постели, но в 1949 г. обратилась к целителю, который ее будто бы исцелил. Когда Роуз изучил больничные записи, то оказалось, что миссис M. X. в 1934 г. была сделана операция по поводу аппендицита и выскабливание эрозии шейки матки. В 1936 г. исследование с использованием бария показало, что у нее нет ничего особенно серьезного, повторное исследование в 1943 г. также дало отрицательный результат. Затем ее врач высказался в том смысле, что не подтверждает ее утверждения о том, что она была серьезно больна. Он считал, что «значительную роль в этом случае сыграл фактор преувеличения»2.

Дж. К., молодой человек, согласно истории, «постоянно лечился». «Когда врачи оказались бессильны, то помогло исцеление с помощью сайкика, — читаем мы дальше. — Его показывали различным профессорам и врачам, которые определили его случай как безнадежный. Он родился с параличом рук и ног, был немым и у него был вспученный живот. Спустя четыре года после одного сеанса сайкика паралич исчез, на следующее утро он разговаривал и мог бегать... Дж. превратился в симпатичного молодого человека, жившего нормальной счастливой жизнью». В ответ на запрос Роуза больница ответила, что Дж. К. лежал в больнице в 1934 г. в течение двух месяцев по поводу рахита и был выписан с заключением «состояние улучшилось». «С сентября 1934 г. по февраль 1935 г. он лечился от желудочных заболеваний, ветряной оспы и коклюша и снова был выписан с заключением "состояние улучшилось". С декабря 1948 г. по февраль 1949 г. он страдал от абсцесса Броди на лодыжке и был выписан ввиду улучшения состояния здоровья. Записей о каких-то других заболеваниях, временных или хронических, не имеется»3.

1 Lous Rose. Faith Healing. London: Pelican, 1968. P. 164.

2 Ibid. P. 156-157.

3 Ibid. P. 157.

178

Мистер О. Б. У этого пациента в июне 1953 г. была взята биопсия, и неделю спустя пациент был проинформирован о том, что у него рак гортани и что необходима серьезная операция. Мистер Б. обратился к Гарри Эдвардсу с просьбой об исцелении, и в ходе беседы с ним его хриплый голос начал заметно улучшаться и становиться громче. Потом 21 июля 1953 г. он был снова обследован в клинике. В итоге ему было сказано, что результат анализов отличается от сделанных ранее. Было проведено независимое обследование и последнее заключение гласит: «Всего мистера Б. обследовало пять отоларингологов, один из которых считается крупнейшим в стране специалистом по раку. Два специалиста, которые обследовали мистера Б. после того, как он прошел курс исцеления у мистера Эдвардса, отметили, что «теперь нет никакого рака». Один из хирургов написал Роузу в декабре 1953 г.: «Я сомневаюсь, что кто-нибудь может дать какой-то определенный ответ... Я сам полагаю, что это было просто удачное совпадение, что у этого человека взяли кусочек ткани при биопсии, и случилось так, что он содержал клетки в состоянии злокачественного перерождения»1.

Роуз завершает свое исследование выводом, что он не смог найти ни одного недвусмысленного случая, который бы демонстрировал «чудесное» исцеление.

Другое интересное исследование было проведено Инге Штраух (Inge Strauch), которая установила контакт с пациентами Курта Тремплера, хорошо известного немецкого целителя. Штраух попросила их субъективно оценить свое «исцеление»: 39% отметили улучшение, 22% — временное улучшение, 29% не отметили улучшения и 10% констатировали ухудшение состояния. Штраух смогла получить медицинские документы на 247 пациентов. Только у 9% было отмечено объективное улучшение (у 2% — временное улучшение), у 75% не было обнаружено каких-либо изменений и у 44% обнаружено ухудшение. Штраух пришла к заключению, что никаких чудес не произошло, а все, чего Тремплер может добиться, так это «субъективных изменений в состоянии своих пациентов»2.

Исследование Вильяма Нолена, хирурга из Миннесоты, является более поучительным. В своей книге «Исцеление: врач исследует чудо»3 Нолен подробно рассказывает о причинах своего интереса к раз-

1 Ibid. Р. 158.

2 Inge Strauch. Medical Aspects of 'Mental' Healing (Инге Штраух. Медицинские аспекты «ментального» исцеления), International Journal of Parapsychology, № 5, 1963. P. 135-165; 170; 149.

3 William Noten. Healing: A Doctor in Search of a Miracle New York: Random House, 1975.

179

личным формам исцеления верой и о своих исследованиях его эффективности. Видимо, наиболее популярным целителем прошлого поколения была Кэтрин Кульман. Нолен посещал ее сеансы целительства, на которые приходили сотни и даже тысячи людей, страдающих различными болезнями. Многие из этих несчастных потом заявляли, что исцелились. Он описывает, что произошло с одним из таких якобы «исцеленных». «В одном случае молодой человек, у которого был рак печени и который страдал от болей в заднем проходе, заявил о своем исцелении. Когда его осторожно усадили в кресло, то я отчетливо увидел его вздувшийся живот с явными признаками опухоли, как это было и раньше»1. Нолен приходит к выводу, что «все безнадежно больные пациенты как передвигались на инвалидных колясках, так и продолжали это делать. Фактически человек... с раком почек... снова оказался в своей коляске. Его "исцеление", даже если оно было не более чем истерическим состоянием, оказалось весьма кратковременным»2.

Доктор Нолен смог записать имена и адреса 23 человек, которые были якобы чудодейственно исцелены Кульман, и исследовал эти случаи. Об одной женщине Кульман сказала, что излечила ее от рака легких, однако болезнь осталась. Другая женщина с раком позвоночника сняла свой корсет и выполнила команду Кульман, когда та велела ей пройти по сцене. На следующий день ее позвоночник сломался. Четыре месяца спустя она умерла. Последующие исследования Нолена показали, что ни один из обследованных им пациентов, про которых утверждалось, что они были «исцелены» в результате этих сеансов, «фактически не были исцелены ни Кэтрин Кульман, ни Святым Духом»3. Чем больше Нолен исследовал результаты чудодейственных сеансов Кульман, тем больше он сомневался в ее целительских способностях, возникла мысль, «что любое улучшение самочувствия, которое, возможно, она могла вызвать, перевешивалось теми несчастьями, которые она причиняла»4.

В ходе своих исследований Нолен обследовал многих других целителей и их пациентов, которые якобы были исцелены, но поиски чудес были по-прежнему безуспешными. Поэтому Нолен задается вопросом: помогают ли людям целители верой? Он пришел к выводу, что в тех случаях, когда имеет место функциональное нарушение или психосоматическая болезнь, то это может оказать некоторую по-

1 William Nolen. Healing: A Doctor in Search of a Miracle. P. 59.

2 Ibid. P. 60.

3 Ibid. P. 81.

4 Ibid. P. 89.

180

мощь — именно в тех случаях, когда определенную роль играет внушение и включается нервная система. Но даже в этих случаях пациенты лишь временно избавляются от симптомов недомогания. Что же касается долговременных исцелений, то это совершенно другое дело. Любая претензия на исцеление органического заболевания несостоятельна. Не было случая, чтобы кто-то смог отрастить конечность, или вылечить больной желчный пузырь, или ликвидировать грыжу с помощью одного только желания исцелиться. Нолен признает, что в ряде онкологических случаев действительно происходит ремиссия. Значительно меньше случаев, когда рак исчезает полностью. Как он говорит, согласно некоторым оценкам, всего лишь в одном из 10 тысяч случаев заболевания раком или в нескольких из 100 тысяч случаев действительно наблюдается спонтанная регрессия. Мы не всегда знаем причины этого, отмечает он, но, вообще говоря, у нас нет свидетельств и того, что они вызваны чудом или вмешательством целителя верой.

Интересное исследование деятельности целителей верой было проведено известным фокусником Джеймсом Ренди. Его работа была поддержана Комитетом по научной экспертизе религии. Я работал с Ренди в течение всего времени реализации этого проекта.

Наше исследование было сосредоточено главным образом на современных целителях-фундаменталистах1, включая Эрнста Энгли (Ernest Angley), У. В. Гранта (W. V. Grand), Питера Попова (Peter Popoff), Орала Робертса (Oral Roberts), Пат Робертсон (Pat Robertson) и других. Целители верой стали необычайно популярной частью религиозного ландшафта и регулярно появляются на телевизионных экранах. Они устраивают свои сеансы в больших амфитеатрах или обычных центрах, сопровождаемые тысячами сторонников и часто отчаявшимися людьми, жаждущими чудодейственного исцеления. Многие из этих современных целителей утверждали, что излечивали сотни и даже тысячи людей каждый вечер. Они говорили не об обычном излечении язвы желудка, алкоголизма, артрита и подобных болезней, а о болезнях, угрожавших смертью, вроде последней стадии рака, далеко зашедшего диабета, глубокого склероза или артериосклероза.

Когда мы наблюдали их театральные представления, то были просто поражены тем огромным числом искренне и глубоко взволнован-

1 Эта работа была опубликована в журнале «Free Inquiry» («Свободное исследование»), Spring, 1986; см. также подборку материалов на тему «An Investigation of Faith Healing» («Исследование исцеления верой») и статьи в летнем и осеннем выпусках указанного журнала за 1986 г. См. также: James Randi. The Faith Healers (Джеймс Ренди. Целители верой). Buffalo, New York: Prometheus Books, 1987.

181

ных, фанатично верящих людей, которые утверждали, что были исцелены. Люди отбрасывали прочь костыли, вставали из своих инвалидных колясок и начинали ходить, многие утверждали, что их заболевания исчезли. Первым целителем, действия которого мы наблюдали непосредственно, был Эрнст Энгли. Джеймс Ренди, я и команда из еще четырех человек приехала в его электронную церковь в Акроне (штат Огайо). На нас произвело глубокое впечатление драматическое представление, которое происходило в течение 5 часов и сопровождалось музыкой, пением и молитвами. Сотни людей наперебой заявляли о своем исцелении. Наша задача состояла в том, чтобы отследить в этой аудитории как можно больше конкретных лиц, получить их имена и адреса, а позднее, если удастся, — имена и адреса их лечащих врачей, чтобы провести последующие исследования.

То, что мы обнаружили, повергло нас в уныние. Во-первых, многие целители охотно шли на обман легковерной аудитории. Например, преподобный У. В. Грант привез с собой целый грузовик инвалидных колясок. Когда пожилой или искалеченный человек с трудом входил в зал, то его приглашали сесть в инвалидную коляску и выехать вперед. В самый разгар сеанса излечения этих людей называли «исцеленными» и приглашали встать и отбросить свои коляски. Мы последовали за одним из таких людей, это был мужчина из Рочестера (штат Нью-Йорк), который, как пытались заставить поверить аудиторию, был «исцелен» Грантом. Наше последующее изучение показало, что никакого улучшения не наступило. Другая женщина из Сиракуз (штат Нью-Йорк), которую, как сказал Грант, он исцелил от рака, умерла через две недели.

После нескольких месяцев непосредственных исследований Джеймс Ренди не смог найти ни одного несомненного случая чудодейственного исцеления. В некоторых случаях он обнаружил прямой обман. Некоторые из целителей заставляли аудиторию поверить, что они якобы могут читать мысли людей или получать откровения от Бога. Но позднее Ренди обнаружил, что Питер Попов, популярный телеевангелист, пользовался миниатюрным радиоприемником, спрятанным у него в ухе, чтобы получать передаваемую его женой (находившейся за сценой) информацию, ранее полученную ею от участников сеанса. По подсказке жены Попов называл человеку его имя, адрес, болезнь и имя врача. У. В. Грант разработал систему запоминания и карточки-шпаргалки, которые он читал во время сеанса, и это якобы был его канал связи с Богом.

Я не сомневаюсь, что такое «исцеление» может создать у некоторых людей необычайный душевный подъем. Присутствие на таком се-

182

ансе может оказаться весьма эмоциональным очищающим событием и на многих людей это действует весьма сильно. Для некоторых эффект плацебо может даже стать излечивающей силой — если они искренне верят в могущество целителя. Но если это так, то этот эффект имеет совершенно естественное происхождение, так как сила внушения способна весьма существенно воздействовать на человека. Здесь нет никаких оккультных причин.

В настоящее время растет число книг, посвященных так называемой холистской медицине, использующей некие исцеляющие силы ума при лечении отдельных болезней. Норман Казинс утверждает, что подтачивавшая его силы болезнь была побеждена его установкой на исцеление1. Аналогичным образом, доктор Берни Зигель настаивает на власти ума над болезнью2. Все это случаи, которые необходимо обсуждать. Скептики отрицают обоснованность этих утверждений, настаивая на необходимости тщательно контролируемых клинических обследований. Они полагают, что психосоматические болезни могут быть вызваны стрессами и излечиваться в процессе снятия тревожных состояний. Вместе с тем остается открытым вопрос, возможно ли таким способом лечить очевидно органические или глубокие психические заболевания. Эндрю Неер в своей книге «Психология трансценденции» говорит о том, что психосоматические болезни могут вызываться стрессами и быть «распознанными» и «нераспознанными» (unlearned)3. Внушение также может оказывать значительный эффект на процесс распознавания болезни.

Лоуренс Лешен описывает следующий случай. «Наиболее драматичный отдельный результат, которого мне удалось достичь, относится к мужчине, которого я знал и который попросил меня провести на расстоянии исцеление человека, нуждавшегося в немедленном и активном хирургического вмешательстве. Я пообещал провести исцеление сегодня вечером, и на следующее утро, когда я проснулся, "чудотворное исцеление" уже произошло. Медики были ошеломлены и предложили мне прислать рентгенограммы до и после исцеления и оказать поддержку публикации в научном журнале. Это было бы случаем психического исцеления века, если бы не маленькая деталь. За-

1 Norman Cousins. Anatomy of an Illness as Perceived by a Patient (Анатомия болезни, как она воспринимается пациентом). New York: Norton, 1979.

2 Bernte S. Siegel. Love, Medicine and Miracles (Любовь, медицина и чудеса). New York: Harper Collins, 1986.

3 Andrew Neher. The Psychology of Transcendence (Психология трансценденции). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1980.

183

груженный огромным количеством работы, я забыл провести сеанс исцеления!»1.

Джером Франк описывает другой случай исцеления, когда проявился эффект плацебо: «...Три госпитализированные пациентки, все около шестидесяти лет... обычное медицинское лечение им не помогло. Одна женщина страдала от хронического воспаления желчного пузыря; у другой не произошло выздоровления после операции на поджелудочной железе, и она выглядела изможденной; у третьей был неоперабельный рак матки одновременно с отеком ног и анемией. В качестве эксперимента врач пригласил целителя, который демонстрировал свои чудеса заочно, не сообщая об этом пациенту. После 12 сеансов в состоянии больных не произошло никаких изменений. Тогда врач сказал пациенткам, что целитель, которого он описал в самых радужных тонах, будет работать с ними каждое утро в течение трех дней, хотя на самом деле ничего такого не должно было быть. Все три женщины почувствовали немедленное улучшение самочувствия, и все оказались в состоянии покинуть больницу через неделю»2.

Неер отмечает, что в такой ситуации могут работать различные нормальные механизмы: 1) при некоторых болезнях существуют компенсаторные механизмы, т. е. включаются естественные физиологические защитные системы; у некоторых болезней существуют периоды ремиссии; 2) некоторые изменения в самочувствии принимаются за органические изменения. Изменения в субъективном состоянии убеждают многих пациентов в том, что они излечились, тогда как никакого органического излечения не произошло; 3) невежество в понимании роли психологических факторов может привести некоторых к тому, что они будут объяснять все паранормальными причинами. Некоторые могут быть совершенно незнакомы с эффектом плацебо, который может оказать на течение их болезни соответствующее воздействие, и не оценивать психосоматического характера болезни и роли терапевтического лечения; 4) целители-шарлатаны. Некоторые целители просто обманывают наивных людей3.

1 Цит. по кн.: Lawrence Leshan. The Medium, the Mystic, and the Physicist (Лоуренс Летен. Медиум, мистика и физик). New York: Viking, 1974. в Neher, ibid. P. 165.

2 Цит. по кн.: Jerome Frank. The Medical Power of Faith. Human Nature, August, 1978. P. 40, 47. (Медицинская сила веры), в книге Neher, ibid., p. 165. См. также: Jerome Frank. Persuasion and Healing (Внушение и целительство) (New York: Schocken, 1963).

3 Neher, ibid. P. 172-173.

184