Жажда богатства

Вероятно, самые массовые случаи жульничества происходят на почве жажды денег, собственности и богатства. Несомненно, формы этого желания изменяются от культуры к культуре. В некоторых обществах существует легион финансовых советников, банкиров, адвокатов, менеджеров корпораций, агентов по недвижимости и биржевых маклеров, борющихся за то, чтобы урвать свой куш. Есть и прилипалы, которые возникают лишь для того, чтобы помочь им в этом.

Яркой иллюстрацией такого рода страстей является известная афера Южных морей в 1711 г. Компания южных морей была создана Робертом Харли, первым графом Оксфорда. Монополия на торговлю с южноамериканским побережьем была гарантирована ей английским правительством. Каждый, кто слышал о несметных богатствах этой части мира, стремился вложить средства в эту и другие акционерные компании. На этой почве возник ажиотаж финансовых спекулянтов. Осторожность была забыта, и люди начали вкладывать все свои средства в авантюру под названием «как-быстро-стать-богатым». Увы, когда немедленного обогащения не произошло, люди в панике начали продавать акции. Афера лопнула, как мыльный пузырь. Аналогичная история произошла в XVII в. в Нидерландах. Она получила название «тюльпаномания». Тюльпаны были завезены в Европу в середине XVII в. Эти симпатичные яркие цветы быстро раскупались зажиточными жителями Амстердама. Поскольку спрос рос, цены поднимались все выше и выше. В конце концов рынок насытился, цены упали, и люди потеряли целые состояния. Такого сорта спекулятивные безумия и последующие экономические кризисы время от времени повторялись, когда жадность одолевала осторожность и люди действовали в соответствии с сомнительной информацией о курсах акций, вкладывая свои деньги в надежде приобрести состояние. В Америке крупное крушение фондового рынка в 1929 г., крах рынка недвижимости во Флориде в 1920-х гг. и спекулятивные цены, предлагавшиеся в 1980-х гг. при объединении компаний, ярко иллюстрируют человеческий соблазн сорвать куш, забыв об опасности потерять все. Эти и многие аналогичные факты говорят о том, что разум может быть оттеснен жадностью на периферию сознания и что жажда наживы может создавать и разрушать состояния.

Является ли страсть к материальному богатству универсальной, или же она присуща только капиталистическому, монархическому,

253

феодальному и другим стяжательским обществам? Утопические социалисты и коммунисты-марксисты мечтали о будущем обществе, в котором исчезнет частная собственность и все будут есть из общего котла. Маркс думал, что собственность, в частности на землю в феодальном обществе и на средства производства в капиталистическом, является источником несправедливости. Эта мысль основывалась на факте эксплуатации крестьян и рабочих. Труд, говорил он, является единственным источником ценностей. В соответствии с этим марксисты стремились трансформировать экономическую структуру общества, надеясь заменить общество, в котором все основано на получении прибыли, частной собственности и личной выгоде, обществом, проявляющим заботу о людях, в котором все делится поровну. Маркс думал, что демоны угнетения коренятся в отношениях собственности. Производство является социальным процессом, и если бы мы согласились с этим и уничтожили классы, то можно было бы создать общество справедливости. Но не были ли коммунисты очередными мечтателями-утопистами, не противоречит ли их схема природе человека?

Люди часто ценят золото, алмазы и другие драгоценные металлы и камни не просто за их красоту, но и за их «внутреннюю ценность». Но ценность является функцией социального взаимодействия, потребностей и полезности. Цены на товары и услуги определяются соотношением между спросом и предложением. Экономисты долго обсуждали природу экономической ценности. Является ли она в первую очередь результатом действия рыночных механизмов, или зависит от количества вложенного труда (как думал Маркс), или существует еще какое-то внутреннее качество стоимости? Вода для человека, страдающего от жажды в пустыне, может стоить больше всех сокровищ Китая, а для жителя дождливого Сиэттла ее ценность весьма мала. Я не намерен решать здесь этот вопрос. Обычно многие экономисты полагают, что разумный инвестор, производитель и потребитель принимают решения, правильно взвесив собственные интересы. Идеальные модели этих интересов и решений позволяют им объяснить и предсказать ситуацию на рынке. Увы, страсти коренятся в самых глубинах человеческого существа. Жажда обладания и богатства, стремление к неограниченному потреблению могут захлестнуть рациональные оценки, подавить реальные потребности, вытеснить все остальные мысли, чувства и соображения.

254