Основные потребности человека

Аналогичным образом мы обнаруживаем набор основных и неизменных человеческих потребностей, которые существенны для всех членов человеческого рода. Они требуют определенного удовлетворе-

1 Пол Куртц. Запретный плод: Этика гуманизма / Пер. с англ. и ред. - В. А. Кувакин. Изд. 2-е, испр. М.: Рос. гуманист, о-во, 2002. (Б-ка журн. «Здравый смысл»).

287

ния, если люди хотят выжить и действовать разумно. В своих книгах «Решение и положение человека» и «Полнота жизни» я перечислил эти нужды1.

На первом месте стоят биогенные потребности. 1. Потребность выживания: необходимость быть защищенным от опасностей или смерти, т. е. от природных стихий, диких животных или людей, угрожающих жизни человека. 2. Гомеостатические потребности: достаточное количество пищи, одежды и укрытия. Организм нуждается в поддержании определенного равновесия, чтобы не было угроз его здоровью и, когда оно нарушено, — в восстановлении гомеостаза. 3. Потребности роста: нормальный процесс роста и развития младенца, ребенка и взрослого, включая прямохождение, речь, грамотность, половое развитие и созревание. Эти нужды внутренне присущи биологии вида и имеют определенную генетическую основу, хотя имеют также и социокультурное измерение.

На втором месте находятся психо-социогенетические потребности: 4. Необходимость любви: способность устанавливать с другими интимную связь и достигать полового удовлетворения. Любовь означает нежное отношение к другим людям на самых различных уровнях, и это не только желание вызывать любовь, но также и способность одаривать ею других. Эта потребность включает не только половую любовь, но и родственную заботу и другие формы нежной привязанности и заботы о благополучии других. 5. Принадлежность к определенному сообществу: способность идентифицировать себя, сталкиваясь лицом к лицу с другими людьми как в дружбе, так и в общении. Она включает отношения милосердия и определенные альтруистические установки. 6. Самоуважение: некая уверенность в себе, в собственных способностях является существенной для нормального роста и развития. Отчасти себялюбие может быть отражением того, как общество оценивает человека, но оно также зависит от самооценки человека. 7. Автономность: способность делать выбор, самоопределяться и управлять собой, думать или действовать самостоятельно, не поддаваясь диктату со стороны других и не подчиняясь толпе. 8. Творческая актуализация: способность созидательно работать, достигать новых целей, реорганизовывать различные вещи в мире и вносить изменения в окружающую среду. 9. Познание: способность думать и рассуждать; развитие широкого диапазона интеллектуальных умений,

1 Paul Kurtz. Decision and the Condition of Man (Решение и положение человека). Seattle, Wash.: University of Washington Press, 1965; Paul Kurtz. The Fullness of Life (Полнота жизни). New York: Horizon Press, 1974.

288

включая способность высказывать суждения практической значимости.

С этими потребностями связан соответствующий набор достоинств или добродетелей. Существуют сравнительные стандарты, при помощи которых мы можем оценить, достиг ли человек здоровья и жизнестойкости, развил ли он в себе способность к любви и социализации, обладает ли он самоуважением, является ли независимым и созидательным, разумно отвечающим на вызовы жизни. Существуют нормативные критерии, которые мы можем использовать, чтобы оценить моральные достоинства человека. Существуют также качественные стандарты благородства, которые мы можем использовать для определения моральных черт характера и поведения.

Я понимаю, что сталкиваюсь здесь со скептическим вызовом в отношении тех входящих в ценностную основу норм, которые были перечислены выше. Можно спросить: почему следует принимать общие моральные нормы? Почему следует быть честным или надежным, доброжелательным или справедливым? На это я могу ответить, что могут быть проделаны определенные рефлективные исследования относительно применимости каждого из этих принципов в той или иной конкретной ситуации. Они являются всего лишь лежащими на поверхности общими правилами, которые играют роль некоторых общих руководств, а не абсолютных норм. Но нигилист может попытаться все их отбросить. Он спрашивает: «Почему бы мне не убивать и не насиловать, если мне этого хочется?»

Скептически настроенный критик может высказать аналогичные сомнения относительно концепции «основных человеческих потребностей», которые я рассматривал выше. «Зачем мне актуализировать свои потенциальные возможности, расти или быть разумным человеком?» Наркоман или алкоголик могут отбросить прочь всякую осмотрительность и пожертвовать здоровьем ради удовольствия. «Можете вы доказать или показать, почему я не могу переступить все эти нормы?» — может потребовать он разъяснения. Мой ответ на эти вопросы заключается в том, что существуют процессы роста, внутренне необходимые этической личности, и что все мы потенциально моральные существа по отношению как к другим людям, так и к самим себе. Однако для овладения соответствующим кругом этических добродетелей необходимы определенные стадии развития. Поэтому я предполагаю наличие соответствующего уровня этической осведомленности или сознания, на который человек к определенному периоду жизни должен подняться. Люди вольны отказаться от зова нравственной жизни в своем безумном стремлении к власти или удовольствию.

289

Они могут искушать судьбу, решительно пытаясь уйти в некий воображаемый мир или совершить что-то нелепое или зверское. Существуют моральные уроды, которые лгут, крадут, обманывают, пытают и калечат людей просто ради удовольствия или потому, что они превратились в существ, разрушающих самих себя. Что мы можем сказать о них?

Я полагаю, что такие личности, по сути, морально недоразвиты; они являются нравственными калеками. Их этическое сознание разрушено или повреждено; они нечувствительны к этическим истинам и не имеют навыков этического поведения. Ведь это в принципе то же самое, что неспособность к математике; у некоторых отсутствуют изобретательские или музыкальные способности, другие не способны сменить предохранитель в автомобиле или заменить колесо. Этические действия зависят от степени этического знания, и некоторые люди, как это ни печально, испытывают в этом отношении острый дефицит, они могут нуждаться в этическом образовании, чтобы выработать привычку и далее — потребность в ответственности, приобрести аутентичный взгляд на вещи или благожелательное отношение к другим людям. Им может не хватать самодисциплины или умения сдерживать себя, умеренности, благоразумия или практической этической мудрости. Конечно, я признаю, что бывают психопаты (например, серийные убийцы), хотя это может быть обусловлено какими-то генетическими дефектами или серьезными отклонениями в их психо-сексуальном развитии. У них могло недоставать соответствующего морального опыта, когда они были детьми. Поэтому они никогда не смогут достичь этической зрелости. Но это говорит больше об их личной дезориентации, чем о существовании или несуществовании комплекса этических истин как общечеловеческого ресурса цивилизованного поведения.