Три вида скептицизма в политике

Ясно, что этический выбор не может осуществляться индивидами отдельно от регулирующих их поведение политических и социальных институтов, с которыми они соотносят свою жизнь и действия. Многие этические вопросы могут быть решены только на социальном уровне, в противном случае они погрязнут в бесконечных противоречиях. Если вообще существует место для скептического исследования, то это прежде всего область политики, поскольку в современном мире политическая идеология имеет определяющее значение в широких областях жизни людей. Не Бог с его загробной жизнью, а построение справедливого общества придает людям энергию, самоотверженность и вовлекает их в общественную жизнь.

Исторически благо или зло в большей мере связано с государственной властью, чем с другими социальными институтами. Возникновение полисов, империй и национальных государств несло человеку как добро, так и зло. Во-первых, потому, что именно государство или правительство властны создавать, истолковывать и применять законы, и, во-вторых, потому, что именно государство располагает военными и полицейскими силами, необходимыми для принуждения. Оно обладает властью облагать налогами, регулировать и контролировать жизнь своих граждан, издает декреты и добивается их исполнения. Государство развязывает и жестокие войны, приводящие к массовому геноциду и разрушениям. Хотя в функции государства встроено много конструктивных программ, необходимых для удовлетворения человеческих нужд, защиты здоровья, обеспечения безопасности и благосостояния своих граждан, зачастую случается и противоположное. Политические идеологии порождают одновременно как чувства гражданского долга, так и ощущение глубокого скепсиса, разочарования. Действительно, политические философы соревнуются с теологами в построении теорий, мистифицирующих общественные отношения.

298

Не удивительно поэтому, что большинство людей испытывает явное недоверие к политикам и всякого рода идеологическим доктринам.

Существуют три вида политического скептицизма, соответствующие трем видам эпистемологического и этического скептицизма, рассмотренным выше. Первый — это политический нигилизм, тотальный отрицательный скептицизм и субъективизм. Он не предполагает никаких объективных стандартов, позволяющих оценить политику и государственную власть. С этой точки зрения справедливость в конечном счете основывается ни больше ни меньше, как на элементарных эмоциях, условности или силе. Если мы готовы принять такую крайнюю позицию в понимании сути принятия политических решений, то все политические правила будут одинаково хороши. Исчезают всякие основания для критики, скажем, тиранических законов, поскольку человек или группа лиц находят их отвратительными лишь с субъективной, эмоциональной точки зрения. Любая оппозиция, скажем, фашизму или сталинизму будет просто делом вкуса или каприза. Такой нигилизм в политике, как и в этике, противоречит опыту. Реально мы постоянно высказываем политические и этические суждения и пытаемся подтвердить или опровергнуть их с помощью аргументов, показаний или свидетельств. Отрицать возможность объективных соображений в политических суждениях означает сводить политику к иррациональным чувствам или грубой силе.

Вторым видом скептицизма в политике является сдержанный (mitigated) скептицизм, который признает, что, несмотря на относительность политической власти, на влияние субъективных факторов и собственного интереса, мы нуждаемся в том, чтобы жить и работать вместе, и потому должны быть выработаны некоторые общие принципы справедливости. В таком случае вводятся некоторые рациональные стандарты в качестве оснований социальной политики. В сравнении с политическим нигилизмом это выглядит некоторым прогрессом. Между тем возникает вопрос: основаны ли критерии, с которыми считается умеренный скептик, такие как принцип наибольшего счастья или всеобщего блага, исключительно на чувствах и существуют ли эти стандарты без какого-либо их последующего подтверждения или оправдания? Иначе говоря, можно ли все свести к субъективности? Я полагаю, что дело не в этом, так как для умеренных скептиков важно, по меньшей мере, признать, что существуют принципы практической рациональности и прагматической эффективности, что они существуют для того, чтобы ими можно было руководствоваться в области политики, и что они основываются не исключительно на вкусах или чувствах.

299

Третьим родом скептицизма является последовательное и всестороннее применение скептического исследования к политической сфере. Здесь метод критического исследования приложим к государственным делам и к формулировке практических суждений, касающихся практики всех социальных институтов. Тем не менее скептическое исследование основывается на здоровом недоверии к политическому руководству и возможном осуждении действующей власти. Оно предоставляет возможность для выработки взвешенных решений, не только исходя из наличных реалий, но также и с учетом наших целей и намерений, которые суть не просто вопрос наших чувств и которые могут быть модифицированы в свете разума и практики.