Забота

Я рассмотрел добродетели индивидуума, одновременно мужественного и рационального; эти качества являются неотъемлемыми и высшими атрибутами гуманизма. Независимые и инициативные люди способны управлять своей жизнью самостоятельно. Не желая пассивно подчиняться слепым силам природы, они смело движутся вперед, созидая новые миры, используя для реализации своих стремлений и целей врожденный человеку разум. Они опираются на тот вид рациональности, который в их ситуации возможен, а в большинстве жизненных ситуаций как на ситуативную, так и на реформистскую рациональность, применяя последние к требующим рационального осмысления социальным контекстам.

Похоже, однако, что мы не существуем как изолированные личности, увязающие в болоте частных эгоцентрических монологов, и что подлинный смысл выражения быть человечным содержится в словосочетании les autres - другие люди. Я актуализирую свой потенциал только тогда, когда разделяю свои истины, красоту, добро и любовь с другими людьми. Мы по своей природе - социальные существа, выживание которых напрямую зависит от заботы других.

В жизни мы связаны с другими людьми множеством нитей. Действительно, подлинный расцвет искусства, философии и науки наблюдается там, где сильны социальные и культурные традиции, которые и делают его возможным. Искусство общения, посредством коего мы делимся своими идеями и ценностями, существует на базе совершенствующегося языка и культуры. Наш разум есть функция мозга, который делает познание вообще возможным, и развивается благодаря способности примеривать на себя роли других людей в процессе социального взаимодействия, реагируя на их переживания и мысли, в то время как они, в свою очередь, отвечают на наши действия. Мы усваиваем лингвистические знаки и символы своей культуры, служащие крыльями, уносящими нас к более широким горизонтам, за пределы нашего изолированного Я. Так мы раздвигаем границы своего непосредственного пространственно-временного положения. Язык доставляет средства для различения и обобщения и тем фокусирует способности к познанию и восприятию, позволяя

89

нашему воображению и фантазии воспарять к новым высотам. Именно в процессе социального взаимодействия растет уровень как самосознания, так и критического мышления1, а межличностное общение позволяет нам более точно определить характерные черты нашего Я.

Мораль также образуется как плод взаимодействий людей в обществе. Нам естественно приходится соперничать с другими индивидами за жизненные блага. Возникает необходимость в регуляции поведения, появляются социокультурные нормативные стандарты. Опыт учит, что если в борьбе за выживание мы не хотим погибнуть, то нам следует принять определенные условия для поддержания мира и гармонизации интересов.

Издревле люди сознавали, что мы имеем общие с другими людьми интересы, что необходимы элементарные правила, которые мы должны уважать, если хотим выжить. Аморально убивать или применять силу в отношении других людей, если нас не вынуждают к тому исключительные обстоятельства, и нам следует заботиться о других людях, когда те попадают в беду - по крайней мере в малых социальных группах, члены которых знают друг друга. Мы должны быть правдивыми, искренними, честными, верными, надежными и держать обещания. Я перечислил основные общие моральные добродетели2, признаваемые таковыми в большинстве сообществ. Эти моральные достоинства лежат в основе цивилизованного поведения, и пренебрежение ими должно влечь за собой ответственность.

Чтобы утвердить принципы, естественно необходимые для обеспечения общего блага, были разработаны своды законов. Эти базовые обязанности столь важны для благополучия человека, что казались священными или заповеданными Богом. Объяснение этому кроется в человеческой склонности декорировать реальность своими сокровенными чаяниями и ценностями, - им хочется видеть в своих нравственных кодексах божественные санкции.

С гуманистической точки зрения, это результат искушения трансцендентным. Религия, несомненно, сыграла важную роль в истории

1 См. George Herbert Mead, Mind, Self, and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist Ed. by Charles W. Morris. (Chicago: University of Chicago Press, 1956).

2 Paul Kurtz, Forbidden Fruit, chapter 3. См. русское издание: П. Куртц. Запретный плод: этика гуманизма. М, "Гнозис", 1993, глава 3.

90

человечества. Она обогатила ее императивом, принуждающим к повиновению заповедям морали. Вас покарают власти и постигнет божественный гнев, если вы нарушите моральный кодекс, закрепленный законом. И наоборот, если вы нравственны в установленном смысле этого слова, то божественная любовь послужит вам наградой. Таким образом, как закон, так и религия разработали свои методы поощрений и наказаний, чтобы принудить человечество к послушанию.