Основания нравственной заботы

Нравственная забота имеет биосоциогенный базис, т.е. ее можно вывести из самой природы человека, без обращения к теологическим заповедям. Она укоренена в человеческом естестве и обретает свое полное развитие в когнитивной этической рациональности.

Биогенные основания заботы в свою очередь зиждятся на биологической потребности, и она присутствует уже в долгом периоде кормления, обеспечивающем выживание и развитие ребенка. Нравственная забота начинается с заботы материнской. Такое инстинктивное поведение характерно и для других видов живых существ. Кошка заботится о своих котятах и защищает их, волчица - о своих волчатах, птица вьет гнездо, высиживает и кормит птенцов, а затем учит их летать. Подобные формы поведения востребованы, без сомнения, тем длительным периодом, который необходим для превращения новорожденного во взрослую особь. Возможно, эти формы являются особенно ценными именно ввиду того значения, которое они имеют для выживания. Среди людей нежность матери к своим

95

чадам бывает столь сильно выраженной, что она, не задумываясь, во имя них жертвует жизнью. Точно так же заботливый отец работает не щадя сил, чтобы защитить и прокормить сыновей и дочерей. Те же качества могут проявлять и другие родственники: тети, дяди, бабушки и дедушки, сестры и братья. В свою очередь узы нравственной привязанности передаются детям, от которых ожидают проявлений нравственной заинтересованности в благополучии родителей и родственников, особенно тех, кто живет с ними одной семьей, имеет схожие вкусы и потребности. Таким образом семья - в собственном смысле или как род - является первичным порождающим источником нравственной заботы. Е.О. Уилсон показала, что это не уникальное явление, характерное исключительно для человеческих обществ, но оно так же свойственно и другим видам живых существ4. Все это означает, что нравственное поведение имеет широкий социобиологический базис.

Возможно, присущим только человеческому виду (хотя этого нельзя сказать наверняка, так как, похоже, это наблюдается и у шимпанзе) является то, что потребность нравственного поведения входит во внутренний мир человека и подкрепляется чувствами эмпатии. Член семьи, сопереживающий своим родственникам, живо представляет себе их субъективное состояние. Он восприимчив к их чувствам, мыслям и переживаниям. Понимание, почему ребенок плачет, возникает у матери спонтанно: он голоден, - догадывается она и дает ему грудь. Или: его мучают кишечные газы, и мать пытается соответствующим образом помочь ребенку. Родитель сопереживает ребенку и заботится о нем, облегчая его страдания.

Сострадательная забота о ребенке сразу же выступает на первый план, когда тот заболевает. Родители беспокоятся, ищут, чем ему помочь. Они озабочены, их одолевают дурные предчувствия и тревога. Если ребенок болен серьезно, родители будут бояться за его жизнь, а если тот умрет, это станет для них страшным горем. Если ребенку необходим тщательный уход, родители не пожалеют времени, денег и сил, пойдут на любые жертвы. Их сердца исполнятся нежностью к нему, благополучие и жизнь зависящего от них существа станут столь же важными, как и их собственные. Как много родителей, видя

4 Е.О.Wilson, On Human Nature (Cambridge, Mass.: Harvard University, 1978).

96

страдания своего ребенка, восклицали, что с великой радостью пострадали бы вместо него, если бы могли.

В повседневной жизни родительские чувства не достигают критического накала. Там, где нет непосредственной боли или страдания, нравственная забота не столь бросается в глаза. Эмпатия делает ее относительно ровной, направленной на положительные цели. Последнее, по своей природе, выражает человеколюбие. Отец и мать хотят, чтобы ребенок был сыт и здоров, чтобы он получил хорошее образование, был достаточно развит культурно. Они проводят массу времени, обучая ребенка чтению, письму, арифметике или игре на фортепьяно, прививая ему навыки общения с друзьями; их нравственная забота окружает его всегда и во всем. Заботливым родителям нужно, чтобы их дети нашли хорошую работу, имели своих детей и жили счастливо. Нравственные люди чувствуют себя глубоко удовлетворенными, если их сыновья или дочери (в более широком смысле, сестры и братья, племянники и племянницы) хорошо устраиваются в жизни. Позитивное измерение нравственного поведения включает доброжелательность, надежду, что другие смогут достичь всего возможного благополучия. Если мы любим своих детей и желаем им добра, то отнюдь не потому, что это способствует умножению наших собственных наслаждений или власти.

Близкий к заботе термин - нравственная нежность. Проявления нежности - объятия, поцелуи и ласки - выражают чувство привязанности. Мы нежны со своими детьми, родителями, женами и мужьями, даже с домашними животными. Нравственная нежность включает в себя интерес к другому человеку, основанный на сопереживании и сострадании (эмпатический и симпатический интерес), доброжелательное внимание к его успехам. Именно это мы видим в исполненной любви заботе о человеке, милом чьему-то сердцу. Так именно родители любят своих детей. В самом деле, дети могут стать для родителей важнее всего и всех на свете. Как сказал Рабиндранат Тагор, "я люблю его вовсе не потому, что он хорош, а потому, что он мой ребенок"5.

Такое чувство может стать доминирующим в некоторых родителях, особенно когда им приходится в чем-то ради детей себе отказывать. Как и везде, здесь существуют крайности, и забота порой оказывается во вред. Дети родителей, пожертвовавших для них всем,

5 Рабиндранат Тагор, Лунный серп, М.: Современные проблемы, 1925.

97

могут так никогда и не обрести уверенность в собственных силах. Не лучше ли брать пример с тех родителей, кто в определенный момент сознательно "перерезает пуповину" и дает своим детям возможность самим позаботиться о себе? Человек должен научиться достигать своих целей самостоятельно и независимо от того, одобряют или не одобряют их его родители, и стать, в конце концов, автономной личностью - независимым, свободным и творческим наследником Прометея.

Нравственно заботиться о другом человеке - значит помогать его личному росту и самовыражению. Это полностью противоположно стремлению использовать его в своих эгоистических интересах. Учителя, по-настоящему заботящиеся об учениках, желают, чтобы те пошли дальше них, и делают все от них зависящее, чтобы способствовать их развитию. В этом они видят свой долг и свою профессиональную обязанность. "Плохо отплачивает учителю тот, - пишет Ницше, - кто навсегда остается только учеником"6.

Подлинной заботе свойственно благоприобретенное сознание определенных нравственных обязательств. Эгоизм родительской любви выражается в попытках подчинить детей своей воле, рассматривать их как собственность, навязывать им свои ценности. Если родители держат своих детей в ежовых рукавицах и при этом любят их как возможность воплотить собственные нереализованные мечты и интересы, тогда любовь к ребенку может иметь прямо паразитический характер. Настаивая на том, чтобы мои дети продолжали зависеть от меня, я тем самым становлюсь зависимым от них и обрекаю себя на несвободу. Такая любовь, не признающая за детьми права на автономное существование - это любовь личностей авторитарных. По-настоящему заботиться о своем чаде, будь то подросток, юноша или взрослая личность, значит способствовать его личной автономии и свободе. Если я забочусь о нем самом, я хочу, чтобы он нашел свой собственный путь в жизни и стал самостоятельным. Я счастлив, если он счастлив. Чтобы ни решили мои дети относительно того, как им жить, - это их выбор. Я могу посоветовать им от чего-нибудь воздержаться, или, наоборот, поддержать в чем-либо, может быть, помочь деньгами. Однако в любом случае выбор остается за ними. Они, как и я, могут ошибаться, так как ничто в жизни и ни один че-

6 Фридрих Ницше, Так говорил Заратустра. Соч. в 2 т., М.: Мысль, 1996, Т.2, стр. 56.

98

ловек не бывает идеальным. Высшее проявление привязанности к ним - помочь укрепить в них чувство собственного достоинства и веру в свои силы. Да, мы должны любить других; но любить других не значит желать, чтобы они хотели того же, что и мы - а уметь хотеть того, чего хотят они сами.

Проявляя к своим детям отзывчивость, реагируя на их нужды, оценивая по достоинству их способности и недостатки, мы учимся быть ответственными и за свою собственную жизнь. Родители, способные таким образом относиться к детям, бескорыстны в полном смысле этого слова, так как не навязывают им себя. Конечно, и дети могут быть незрелыми, инфантильными. Но если они требуют к себе уважения и заслуживают его, то должны относиться к своим родителям, как к личностям, а не только как к источнику своих удовольствий и благ, - т.е. как к самостоятельным личностям, которых дети любят, о ком заботятся и кому желают процветания.

Все люди разные. Воспитывая своих детей, они руководствуются самыми разнообразными принципами. Некоторые родители недостаточно сострадательны, заботливы и участливы, а то и вовсе лишены этих качеств. Встречается равнодушное, порой жестокое обращение с детьми. Трудно сказать, почему так бывает, почему вообще некоторые люди не заботятся о своих ближних. Возможный ответ в том, что, когда с детьми жестоко обращаются родители, или они не окружены достаточной заботой и не видят ласки, то и они, в свою очередь, переносят подобное отношение на своих детей. Они оказываются неспособными к нравственному росту, потому что были многого лишены в детстве.

Другой причиной может быть и генетическая ущербность некоторых людей. В этой книге я развиваю теорию морального совершенствования. Человек повышает свой нравственный уровень, учась жить в любви с другими людьми, начиная с родителей. Таким образом, доля участия представляет собой нравственную пищу, способствующую нравственному росту. Если такое участие отсутствует, ребенок может стать жертвой эмоциональной черствости и вырасти нравственно ущербным.

Вышеприведенный текст описывает и оценивает источники нравственной заботы. Этот натуралистический дискурс является дескриптивным и одновременно нормативным, так как определенные отно-

99

шения родителей к детям рассматриваются в нем как более здоровые, человеколюбивые и альтруистические, чем другие.

Согласно сказанному, первоисточником нравственности является не религия, а забота, проявляемая родителями в период кормления ребенка, и взаимные чувства, вырастающие из этого отношения. Нравственное поведение укоренено не в божественных заповедях, а в собственно человеческих чувствах эмпатии, симпатии, сострадания и заботы. В самом деле, как писал Теккерей, "мать - это имя божества в устах и сердце ребенка..."7. Главный смысл этого высказывания в том, что, заботясь о других, мы учимся преодолевать свои эгоистические интересы. Поскольку круг наших забот выходит за пределы наших собственных интересов и нужд и простирается еще и на других людей, мы вырастаем в личностном плане; отзываясь на чужие нужды и интересы, мы расширяем горизонты своей человечности. Мир для нас не ограничивается нашими же инфантильно-эгоистическими потребностями. Так, мы обнаруживаем, что самоидентификация человека на основе сопереживания (эмпатии) с другими людьми входит в число важнейших процедур, способствующих становлению в его внутреннем мире высших человеческих добродетелей.

Между прочим, в своем анализе я не упоминаю о родителях приемных детей, так как здесь имеют место те же узы привязанности и нравственной заботы, - приемных детей в семье любят, как своих собственных. В самом деле, одно из высших проявлений нравственной заботы - это способность усыновлять и удочерять детей, воспитывать их как своих кровных, испытывая к ним те же чувства нравственной эмпатии, сострадания и любви.