Дружба

Перейдем теперь от тем семьи и иных сексуально воспроизводящих себя общностей, необходимых для самого выживания человеческого рода, к теме установления и развития отношений дружбы. Многие типы нравственных общностей складываются в недрах таких отношений, представляющих собою еще одно измерение нравственной заботы. Способность к дружбе составляет стержневую черту той нравственной заботы, что проявляется вне рамок любого кровнородственного клана (рода, племени). То есть речь идет не о нравственных отношениях между братьями, сестрами и другими близкими и дальними родственниками, а об установлении и развитии доброжелательных связей между посторонними людьми. Мы завязываем дружеские отношения с одноклассниками и другими знакомыми по школе, с коллегами, с рабочими на своем заводе, с соседями по улице или земляками. Эти отношения могут становиться продолжительными и включать в себя многие формы совместной деятельности. Друзья могут вместе работать, развлекаться или делить трапезы, встре-

103

чаться в церкви, клубе, кафе. Суть в том, что есть шапочные знакомства и есть связи более глубокие, которые мы научаемся ценить со временем. Настоящий друг - это тот, кому можно верить, поведать свои секреты, с кем можно разделить нужду и горе, смех и радость. В случае полноценной дружбы забота взаимна. Мы получаем удовольствие от общения, испытываем взаимное уважение, восхищаемся достижениями и самореализацией друг друга.

Вообще, в дружбе возможны самые разные проявления нравственной заботы: сострадание и человеколюбие, сопереживание и великодушие... И все это не в семье, не в половом партнерстве. Способность совершить бескорыстный добрый поступок, пожертвовать чем-либо для друга или искренне сочувствовать его самостоятельным действиям представляет собой один из высших признаков нравственного совершенства и является важной составляющей альтруизма. Считать друга другом только из эгоистических соображений, не руководствуясь подлинной нравственной заботой о нем самом - значит предавать саму идею дружбы.

Бывают товарищеские отношения, основанные на деловых соображениях. Однако не они характеризуют сущность дружбы, которая в своих высших проявлениях является выражением именно бескорыстного нравственного отношения. Ясно, что здесь, как правило, жесткая дилемма типа или - или не является определяющей, поскольку весьма часто дружба базируется как на удобстве, так и на нравственных принципах9.