Заглядывая в будущее

Наша дискуссия подходит к критическому пункту. Что ожидает нас в будущем?

Представление о будущем существенно для нас в любой момент жизни. Возможно, мне следует изменить термин «будущее», в единственном числе, на термин «будущее» во множественном числе, ибо по сути оно плюралистично. Вопрос в его базовом аксиологическом значении, - ведь нравственность имеет дело с совокупностью выборов, то есть процессом оценки альтернативных курсов действия, которых мы в реальности будем придерживаться. Это подразумевает в нас известную способность контролировать будущие события.

По самому своему существу человеческая жизнь определенно ориентирована на будущее. Мы знаем, что есть настоящий момент сознания, непосредственность данного нам опыта, хотя как только я концентрируюсь на настоящем и пытаюсь о нем что-нибудь сказать, оно ускользает от меня. Человек может скорее вспоминать то, что когда-то было настоящим. Воспоминания о прошлых переживаниях интегрируют опыт человека и в известной мере способствуют его самоидентификации. Я остаюсь тем же самым человеком, кто желает и чувствует, мыслит и созерцает, самовыражается или пребывает в

122

бездействии. В ускользающем настоящем я то радуюсь, то терплю и страдаю или вспоминаю о прошлом и вместе с тем всегда смотрю вперед, в надежде или в опасении. Что я буду делать?.. Пусть я живу в настоящем, наполовину я уже в будущем; любой момент переносит меня в него. Это связывает в единое целое то, что я есть, и то, чего я жду от жизни. Я участвую в подготовке будущих событий и стремлюсь их предусмотреть, обеспечить их будущую реальность. Я непрерывно проецирую, и мое желание является причиной события. То же самое истинно и в отношении любого общества, которое хочет знать и творить свое будущее.

Человек по своей природе страстно желает заглянуть в будущее, что во все времена и по сию пору плодит бесчисленных и процветающих предсказателей, гадалок, астрологов и экстрасенсов. Дельфы иллюстрируют собой вечность института предсказаний. Это было место пребывания легендарного оракула, который, как верили, умел видеть будущее. Город располагался в самом сердце греческой цивилизации и являлся обычным местом переговоров для воюющих полисов Средиземноморья. Своими властью и славой Дельфы были обязаны оракулу. Ему задавали вопросы вроде: «Победим ли мы или потерпим поражение?» или «Ждет ли нас успех или неудача?». Ответы бывали обычно неопределенными, отчего и опровергнуть их было непросто. Вопрошавшие либо оставались довольными их таинствен* ностью, либо, на худой конец, озадаченными. Сам Сократ, говорили, посетил дельфийскую прорицательницу Диотиму, и та ему сообщила, что «мудрее его в Афинах нет».

Итак, люди стремятся знать свое будущее. Сегодня мы имеем политологов, профессионалов фондового рынка, теоретиков-экономистов, диагностов и синоптиков, прогнозы которых частенько оказываются ошибочными. Тем не менее, люди, берущиеся предсказывать будущее, пользуются большим спросом. Ведь будущее нас тревожит постоянно. Многие ждут от него чего-то ужасного; отсутствие новостей уже хорошая новость, - говорят они. Другие, напротив,, всегда оптимистичны. Действительно, есть какое-то упоение в том, чтобы встречать неизведанное, смело принимать вызовы, бросаемые жизнью, и вдохновенно отвечать на них.

Здесь нередко возникают вопросы: в какой мере наши планы должны быть ориентированными на будущее, должны ли они быть

123

долгосрочными или краткосрочными? что мы оставим потомкам, следующим, еще не рожденным поколениям и человечеству в целом?