Вдохновение надежды

Само по себе мужество ничего не значит, пока не выступает рука об руку со своим верным товарищем - надеждой. Оно не знает своей цели, пока нам не на что надеяться, не ведает, к реализации каких перспектив и обетовании стремиться. Если бы условия человеческого существования были бы совершенно безнадежными, мужеству трудно было бы проявиться. Старинное изречение "там, где есть жизнь, там есть место надежде"4 или слова Александра Поупа "надежда все-

4 John Gay, "The Sick man and the Angel." in Fables, XXYII (Menston: The Scolar Press, 1969).

33

гда живет в человеческой груди"5, имеют здесь особое значение. В нашей жизни, наших деяниях, желаниях и стремлениях надежды живут как постоянные стимулы активности. Надежда содержательна, она отражает то, что мы высоко ценим и чем дорожим. Мы желаем достичь своих целей и прилагаем усилия для их достижения, и наши желания переплетены с нашими надеждами и питаются ими.

Надежды становятся причинами, которые, так или иначе, оказывают воздействие на наше будущее. Они побуждают к деятельности и разогревают наши страсти. Наше будущее зависит от того, что мы решаем предпринять: желание - отец факта. Существование предполагает непрерывные процессы желания и стремления и изобилует усилиями, направленными на осуществление наших надежд. Не все наши цели могут быть эффективно реализованы. Многие из надежд не сбываются, они могут быть разрушены независящими от нас обстоятельствами и неодолимыми препятствиями. Тем не менее, на смену им постоянно приходят новые желания и новые мечты, которые побуждают нас к действию. Мать надеется на то, что ее дочь удачно выйдет замуж, отец - на то, что она станет юристом или учителем. Студент надеется на хорошие оценки в зачетке, генерал - на победу в битве, министр - на свою способность эффективно руководить, поэт - на признание в среде себе подобных. Мы, таким образом, постоянно движимы обилием желаний и надежд. Некоторые из них незначительны и мелки по масштабу, другие принимают грозные размеры и выглядят грандиозными и величественными или амбициозными и устрашающими. Многие могут желать повышения зарплаты, и лишь немногие - изменить мир к лучшему.

Мечты, надежды и стремления представляют собой ту почву, на которой зиждется жизнь. Однако как теист, так и нигилист рассматривают земную жизнь как всецело или по преимуществу трагическую. Они как бы ждут окончательного провала или поражения. Теисты имеют особенно искаженное представление о человеческой мощи и человеческом бессилии. Если бы мы жили совсем одни в бесконечно огромной вселенной, которой до нас нет никакого дела, то, полагают они, все было бы бессмысленно. Почему мы стремимся делать что-то, почему любим и прощаем, стремимся умиротворять или смягчать страдания, создавать или достигать, если, в конце концов, все это ведет к абсолютному небытию? Таким образом, в подоб-

5 Alexander Pope, Essay on Man (London: L. Gulliver, 1734).

34

ном экзистенциальном сознании ощущение смерти становится доминирующим.

Столь пессимистический взгляд, предполагающий неизбежное и абсолютное фиаско земной человеческой жизни, разделяется как теистом, так и нигилистом. Установка безнадежности порождает ужас и отчаяние. Ситуация становится вроде той, в которой оказывается газель, когда подстерегавший ее лев обрушивается на нее, и она падает в страхе, смирясь со своей судьбой и ожидая смерти в лапах хищника.

Для теистов надежда - это существенный элемент веры. Их надежда - это надежда на вечную жизнь. На взгляд гуманистов такая надежда фальшива и иллюзорна, ибо основана на самообмане и не подкреплена свидетельствами и убедительными аргументами. Она не более чем простой прыжок веры к удовлетворению известных психологических и экзистенциальных желаний. Для Данте человеческое существование безнадежно, но только в том случае, если человек осужден на муки ада, на вратах которого начертано: "Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate" ("Входящие, оставьте упованья.")6. Пессимистический скептик целиком разделяет воззрение теиста, если полагает, что без божественной задачи жизнь во вселенной была бы лишена смысла.

Возникает вопрос: а должен ли человек не спать по ночам, тревожась о том, что солнце остынет через 5 миллиардов лет, и вся жизнь на земле когда-то обязательно прекратится?