Куртц П. - Искушение потусторонним / Мужество вопрошать (предисловие редактора)

Мужество вопрошать (предисловие редактора)

Однажды все люди в мире поверили, что деревья божественны и могут принимать человеческие и даже невообразимые формы и танцевать среди теней; и что олени и вороны, и лисицы, и медведи, и облака, и воды, почти все под солнцем и луною стало столь же божественным инеременчивым. Они видели в радуге изогнутый лук, небрежно брошенный Богом в небеса; они различали в громе звуки Его резких ударов по воде или беспорядочный грохот божественной колесницы; и когда неожиданно над их головами пролетала дикая утка или сорока, то они думали, что наступают последние — накануне вечного покоя — мгновения их жизни и верили, что одного взмаха руки или пламени восковой свечи достаточно, чтобы умиротворить сердца и упрятать луну во тьму облаков.

Уильям Батлер Итс

Панорамное исследование ведущего теоретика и практика современного светского гуманизма П.Куртца предоставляет российскому читателю уникальную возможность составить достаточно полное представление об отношении свободомыслия, научного рационализма и скептицизма конца XX в. к многообразию бытующих в мировой культуре традиционных и новейших религий, паранормальных верований и практик.

В отличие от его книги "Запретный плод. Этика гуманизма", опубликованной на русском языке издательством "Гнозис" в 1993 г. и посвященной ценностным основаниям светского мировоззрения, "Искушение потусторонним" дает широкую и захватывающую картину воспроизводства человеком трансцендентных мифов, идеалов, образов, смыслов.

Особенно необычна для россиянина тональность работы Куртца, модальность ее обращенности к читателю. Менее всего автор хотел бы кому-либо что-то внушить. Его единственное намерение — пригласить к участию в размышлениях над вопросами религии и паранормального, включиться в расследование извечных и сложных феноменов культуры. Не случайно поэтому он склонен так часто формулировать вопросы, а не давать однозначные ответы, сомневаться, а не демонстрировать безапнеляциошюсть и самоуверенность. Догматическому и несвободному уму это доставляет одни неудобства. Для ума раскованного, смелого, открытого неизведанному — это настоящий праздник. Одним словом, это книга того и для тех, у кого есть мужество вопрошать.

Пол Куртц (род. 1925 г.), почетный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало — личность во многих отношениях удивительная. Его энергия и таланты поражают. Он является автором или редактором более трех десятков книг, его перу принадлежат сотни статей. Назову лишь главные сочинения П.Куртца. "Decision and the Condition of Man" (1968); "Humanist Manifest H" (1973); "The Fullness of Life" (1974); "Exuberance: A Philosophy of Happiness" (1978); "A Secular Humanism Declaration" (1980); "Eupraxophy: Living without Religion" (1989); "Philosofical Essays in Progmatic Naturalism" (1990); "The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowlege"

5

(1992); "Toward a New Enlightenment (1993); "The Courage to Become. The Virtues of Humanism" (1997).

Круг научных интересов Пола Куртца исключительно обширен: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, философия религии, паранормальные верования и парапрактика... Причисляя себя к натуралистической и прагматической традиции в американской философии, он вместе с тем признает, что испытал серьезное влияние идей Карла Маркса, Джона Дьюи и Сиднея Хука.

Центральной установкой П.Куртца является принцип: философия призвана творить мир, а не только объяснять его. В слабости современной философии, ее периферийном положении в культуре виноваты прежде всего сами философы, погрязшие в академизме, логицизме и постмодернистском снобизме. Куртц призывает их принять вызов современной цивилизации и ответить на вопросы о смысле и базовых ценностях человеческого существования, о перспективах человечества в условиях планетарных революционных, технологических, информационных, психологических и социальных перемен.

Процессы стандартизации и унификации человеческих потребностей и вкусов, вульгаризация образа жизни, формирование средствами массовой информации примитивного потребительского, пассивного и несвободного сознания, применение все более тонких и эффективных технологий внушения и манипулирования поведением людей разрушают саму способность человека различать между реальностью и вымыслом, истиной и ложью, добром и злом. Эти дегуманизирующие процессы ведут к медиократии*, разрушающей глубинные интеллектуальные и нравственные основания человеческого существа, к возникновению деградирующей культуры, entertained society — буквально "развлекаемого общества".

Вопросы практической мудрости, отданные сегодня на откуп журналистам, телеведущим, кинозвездам, шоуменам и по-

* Медиократия (mediocracy) — термин, введенный П.Куртцем для обозначения одной из ведущих тенденций современной цивилизации, имеет двойной смысл: медиократия в смысле власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа и медиократия в смысле власти усредненных стандартов культуры, власть пошлости, унифицированных вкусов, чувств и мыслей.

6

литикам, обслуживающим интересы властвующих элит и меди-ократии, должны, как утверждает П.Куртц, быть предметом общественно значимого обсуждения философами, представителями гуманитарных и естественных наук. Проблема этики, достойного образа жизни, реалистического, свободного и творческого стиля мышления должны быть возвращены и поставлены в центр обучения, просвещения и культуры. Именно эти темы являются ведущими в трудах П.Куртца, который стремится связать в органическое целое принципы рефлективного критического мышления ("нового скептицизма"), моральные нормы демократического гуманизма и идеалы свободомыслия. Не менее плодотворна и общественная активность П.Куртца. Он является главным редактором журнала "Free Inquiry", председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах, экс-президентом Международного гуманистического и этического союза, президентом Международной академии гуманизма, президентом крупнейшего в мире издательства гуманистической литературы "Прометеус Букс".

П.Куртц — инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ. Среди них — создание международной сети Центров исследований, фонда Во имя будущего, Совета по секулярному гуманизму и многих других. Он неоднократно посещал СССР и Россию, интересуясь состоянием светской культуры в нашей стране и участвуя в различных международных конференциях. (Подробнее об этом см. журнал "Здравый смысл", № 5, 1997.)

Немаловажной стороной деятельности П.Куртца являются его выступления по актуальным социальным проблемам. Он остро критикует источники загрязнения информационного пространства, защищает права человека, свободу слова и совести, призывает к общественному контролю за средствами массовой информации, их демонополизации, отделению от финансовых и властных структур. П.Куртц горячо прокламирует идею культурной реформации, преобразования общества на основе общедемократических принципов, глобальных нравственных ценностей, уважения к разуму и научному знанию. В условиях неконтролируемых индивидом бурных социальных и культурных изменений крайне актуальным стало обретение человеком

критического мышления, способности к реалистическому пониманию окружающего и осмысленному поведению. По мнению П.Куртца, свобода, разумность, мужество и моральное творчество могут и должны стать общепринятыми и общеирактику-емыми ценностями. Образцом достойного образа жизни является для него юпраксофи (eupraxsophy), где ей означает добро, praxis — поведение, a sophia — мудрость. Одним из способов приближения к этому идеалу является следование принципу "мужество стать", т.е. стать способным преодолевать трудности, способным к творчеству и совершенствованию, к выявлению, овладению и реализации личностью неисчерпаемого богатства своих позитивных возможностей и дарований.

Нельзя не сказать о том, как оказалось возможным это издание. Идея перевода и публикации "Искушения потусторонним" зародилось в замечательной атмосфере Российского гуманистического общества — первого в отечественной истории общественного объединения светских гуманистов и свободомыслящих. Члены Общества хорошо понимают трудности на пути гуманизма в нашей стране. Его отсутствие в России в целом обусловливалось сначала господством православной идеологии, а затем — тоталитаристской версии марксизма-ленинизма. Духовный вакуум, возникший в результате перестройки и реформ не был заполнен светскими демократическими и гуманистическими ценностями в силу их недостаточно глубокой укорененности в культурных традициях и общественном сознании. У нас не оказалось ни опыта социального гуманизма, ни достаточного багажа идей. Было естественным обратиться к зарубежным исследованиям и реальностям гуманизма на Западе. Работа П.Куртца "Искушение ноту сторонним" аккумулирует в себе современные достижения в этих областях знания и культуры. Публикация в России этого труда, безусловно, поможет восполнить пробел в наших познаниях интеллектуальных, моральных и экзистенциальных ценностей светского гуманизма зрелой демократии, понять ее мировоззренческие возможности и проблемы.

Подготовка книги к печати проходила в основном на общественных началах. Десятки студентов и аспирантов Московского и Ульяновского государственных университетов читали

и переводили ее в рамках изучения ими английского языка. Их переводы отчасти легли в основу окончательного варианта русского текста. К сожалению, у меня нет возможности назвать по именам всех участников этого гуманистического проекта, вместе с тем я не могу не выразить глубокой признательности доценту кафедры английского языка гуманитарных факультетов Московского государственного универстита Т.Г.Соколовой и преподавателю кафедры английского языка Ульяновского государственного университета И.А. Дубровской за их помощь в переводе и организации работы студентов над английским текстом работы П.Куртца. Особую благодарность выражаю членам Российского гуманистического общества Г.И.Абелеву, А.Г.Круглову, Е.К.Сметапину, Ю.Б.Сенчихиной и А.Ю.Алексееву за дружеские советы, рекомендации и участие в подготовке книги к печати.

Профессор В. А. Кувакин 24 июля 1998 года