Распятие и смерть Иисуса

Подлинный источник прославления Иисуса — его распятие, смерть и воскрешение. Я не буду рассматривать суд над Иисусом, выдвинутые против него обвинения и признание его виновным. Существенно для христианства то, что произошло после распятия. Согласно Павлу, без воскрешения вся христианская вера тщетна. Христианство обещает вечное спасение для тех, кто верит в Иисуса. Но если Иисус не был воскрешен, то главный постулат христианства лишается своего основания:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из нас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» (1 Кор., 15, 12-15).

Что свидетельствует о том, что это чудесное событие произошло? Когда Иисус страдал на кресте, проходящие злословили над ним:

«Других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мат., 27, 42-43).

Их логика неопровержима. Если Иисус был божеством, то он должен быть способен придать событиям более благоприятное для себя направление. Если он сын Божий, почему Бог не вступился за него? Великий парадокс в том, что Иисус не смог

186

защитить себя на суде — как если бы он знал, что он виновен. На кресте в последний момент приближающейся смерти он восклицает: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Map.,15,34), — как если бы наполовину верил в свои силы и, наконец, понял, что они ничтожны. Любопытно, что с помощью предания о воскрешении окончательное поражение Иисуса было истолковано его учениками как его победа.

Какие факты окружают событие смерти и возвращение Иисуса к жизни? Поскольку это событие более важно для христианской веры, чем даже его рождение, можно было бы надеяться, что оно подтверждено безупречными свидетельствами очевидцев. К сожалению, «свидетельства» этому мы находим только в Новом Завете. Независимых описаний, подтверждающих это событие, не сохранилось, если они вообще существовали. Хотя даже библейские описания фрагментарны и противоречивы. Читая четыре Евангелия одно за другим, мы сталкиваемся с различными несообразностями. Это должно заставить нас с сомнением принять предание о воскрешении Иисуса. Был ли Иисус мертв, когда его снимали с креста? Или он был без сознания и принят за умершего, впоследствии пришел в себя и был тайно похищен из могилы его учениками? Появился ли он какое-то время спустя после распятия, отчасти переодетый, и затем в спешке сбежал и полностью исчез или в конце концов скончался от ран? Можно предложить множество возможных сценариев происшедшего. Ясно лишь то, что доказательства воскрешения Иисуса крайне неубедительны.

Особенно смущает то обстоятельство, что если Иисус явился, то явился он только тем, кто верил в него, а не безучастным наблюдателям или тем, кто был настроен против него. Более того, воскреснув, он не подвергался преследованию со стороны тех, кто осудил и распял его. Удивителен тот факт, что Бог, грозный но отношению к грешникам и помогающий тем, кто верит в него и послушен его воле, не отомстил и не наложил божественного наказания. Каким устрашающим должно было быть божественное возмездие! Вместо этого мы видим, что Иисус возвратился тайно. Если Христос действительно был послан Богом, чтобы сообщить людям его послание, то его пришествие должно было быть более гласным и общенародным. Оно

187

могло быть обставлено таким образом, чтобы происходить одновременно в Иерусалиме перед Пилатом и в Риме перед Сенатом. По крайней мере, Бог мог заставить солнце остановиться в полдень (как он однажды сделал, согласно книге Иисуса Навина), чтобы каждый историк мог увидеть и сообщить об этом.

Какова главная конва предания о воскрешении, согласно четырем Евангелиям? У Марка (15, 25-39) мы читаем, что Иисус был распят между двумя разбойниками в три часа пополудни. На кресте была обвиняющая его надпись: «Царь Иудейский». «В шестом часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои, Элои! ламма савахфани?» что значит: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Map., 15, 34). Некоторые говорили: «Вот, Илию зовет». Один из стоявших там наполнил уксусом губку и, наложив на трость, дал ее пить Иисусу, говоря при этом: «Постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух». (Map., 15, 36-37). Увидев, что в этот момент занавес в храме разодрался надвое, стоящий напротив сотник сказал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Map., 15, 39). Смерть Иисуса наблюдали несколько женщин, среди которых были Мария Магдалина, Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия. Иисус умер после того, как был на кресте шесть часов, относительно короткий срок. Вечером Иосиф из Аримафеи вошел к Пилату и попросил тело Иисуса. «Пилат удивился, что Он уже умер» (Map., 15, 44). Он послал сотника узнать, правда ли это, и узнав об этом, отдал тело Иосифу.

В Евангелии от Луки приводятся другие обстоятельства. Например, один из разбойников, висевших рядом с Иисусом, насмехался над ним: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лук., 23, 39). Другой унимал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное но делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» (Лук., 23, 40-41), и попросил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук., 23, 42). Иисус ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук., 23, 43). Согласно Луке, надпись на кресте гласила: «Сей есть Царь Иудейский» (Лук., 23, 38). Лука сообщает, что

188

раньше Иисус воскликнул: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук., 23, 34). У Луки Иисус, умирая в девять часов вечера, восклицает: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лук., 23, 46). У Луки сотник также буквально говорит: «Истинно Человек Этот был праведник» (Лук., 23, 47). Лука сообщает, что «все же знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лук., 23, 49).

В Евангелии от Матфея мы читаем, что на кресте, на котором был распят Иисус, было написано: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мат., 27, 37). Эти слова отличаются от тех, которые приводятся в других Евангелиях. Вызывает удивление неточность очевидцев. Матфей говорит: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мат., 27, 44). Он пишет, что не только разодралась занавеса храма, но что смерть Иисуса сопровождалась землетрясением и падением камней, «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли»(Мат., 27, 52). Матфей сообщает, что после воскрешения Иисуса они вышли из своих гробов и пошли в Иерусалим, где многие их видели. Это обстоятельство не упоминается Лукой и Марком. Тем не менее у Матфея сотник и те, кто стерег вместе с ним Иисуса, видя землятресение, также говорят: «Воистину Он был Сын Божий» (Мат., 27, 54). Среди тех, кто смотрел издали, были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых.

Описание распятия Иоанном отличается во многих важных деталях. Он пишет, что распятие было за день до еврейской Пасхи. Согласно Марку, Луке и Матфею, оно произошло на день позже ее. Другое различие состоит в том, что, по Иоанну, надпись на кресте была такой: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоан., 19, 19). Таким образом, у нас есть четыре несколько отличающихся варианта надписи. Существуют другие расхождения в описании Иоанна. Он пишет, что последователи Иисуса стояли рядом: «При кресте Иисуса стояли Матерь и сестра Матери Его Мария Клеонова, и Мария Магдалина» и ученик, которого он любил (Иоан., 19, 25-26). Он приводит разговор Иисуса со своей матерью. Хотя последним словам придается чрезвычайно важное значение, даже здесь мы сталкиваемся с противоречивыми описаниями. В отличии от Луки

189

Иоанн сообщает: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоан., 19, 30).

Иоанн приводит другие интересные детали. Поскольку распятие происходило накануне Пасхи, то иудеи беспокоились, что тела останутся висеть в субботу, в день великого праздника. Они просили Пилата перебить у распятых колени и снять их с крестов. Солдаты переломали колени у двух разбойников, но подойдя к Иисусу и увидев, что он уже умер, не стали трогать колени у него. Один из воинов копьем пронзил ему ребра и оттуда истекла кровь. Распятие может вызвать шок и быструю смерть, но остается неясным, так ли было в случае Иисуса. Доктор Жанет Келдвелл, аиатомопатолог, предлагает вероятный диагноз состояния Иисуса.1 Вонзание копья между ребрами было обычной проверкой на смерть. Иоанн указывает, что вместе с кровью из тела Иисуса вышла и вода. Согласно Жанет Келдвелл, это показывает, что вода скопилась в грудной клетке Иисуса. Это может означать, что у него был «туберкулезный плеврит с излиянием». Она утверждает, что такой диагноз подтверждается сообщением Луки, что, когда Иисус был ночью в Гефсиманском саду, его пот был «как капли крови, падающие на землю» (Лук., 22, 44). Он был настолько болен, что не мог нести свой крест на Голгофу. Если Иисус болел туберкулезом, то, считает доктор Келдвелл, с точки зрения современной медицины можно предположить, что он не умер на кресте, но потерял сознание или впал в состояние комы. Итак Иисус страдал плевритом с излиянием в правой грудной полости, который стал причиной состояния шока с потерей сознания и вызвал симптомы смерти. Прокол грудной клетки помог выйти воде, тем самым сделав возможным его выздоровление. Сняв с креста, его положили горизонтально в прохладной пещере, где, согласно Евангелиям, он и был захоронен.

Доктор Пьер Вабет утверждает, что источником мучений во время распятия является поднятое положение рук, вызывающее удушье.2 Такое положение является причиной сильной

1 Janet Caldwell, Jesus: A Psychobiography and Medical Evaluation (New

York: Carlton Press, 1976).

2 Pierre Barbct, Л Doctor at Calvary (New York: Doubleday, 1963). 14 The

Writings of Origen. p. 427.

190

одышки и болей при дыхании. Кислород не вырабатывается должным образом в легких, работа которых снижается, дополнительная тяжесть вызывает столбняк всего тела. Если у Иисуса был плеврит, во время распятия он мог усилиться из-за удушья и привести к быстрому наступлению шока. Весьма вероятно, что Иисус был еще жив, когда его снимали с креста.

Продолжение этой евангельской истории также противоречиво. Согласно Матфею, Иосиф из Аримафеи забрал тело Иисуса, «обвил его чистою плащеницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери горба, удалился (Мат., 27, 59-60). Марк и Лука соглашаются с этим. Иоанн же говорит, что Иосиф был не один, а с Никодимом. Они обернули тело Иисуса «пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоан., 19, 40).

Это заставляет поднять вопросы в отношении так называемой Туринской Плащаницы, в которую, как в наши дни многие верят, был обернут Иисус после снятия с креста. Иоанн сообщает, что в скале, где находился его гроб были «одни пелены» и «плат, который был на главе Его» (Иоан, 20, 6-7). Если Иоанн прав, то это была не плащаница, а льняные обертки. Но если нравы Матфей, Марк и Лука, то они противоречат сообщению Иоанна, согласно которому, тело Иисуса было, возможно, обернуто как мумия. Лука говорит о том, что Петр заглянул в могилу и увидел там только пелены. Это подтверждает сказанное Иоанном о многих одеждах. Упоминание плат, бывших на голове Иисуса, также противоречит легенде о плащаницы.

Живучесть предания о Туринской Плащаницы есть классическая иллюстрация слепой веры. Удручает тот факт, что значительная часть людей в наше время верит в подлинность плащаницы, в которую был обернут Иисус. Если бы это было правдой, то она должна была бы только подтвердить его воскрешение. Какие факты могут удостоверить подлинность Туринской Плащаницы?

Известно множество сообщений о мощах и других религиозных реликвиях, в том числе и о других плащаницах. Туринская Плащаница появилась в Лионе во Франции около 1353 года. Это 14-фунтовое льняное одеяние, на которой как будто бы сохранился отпечаток тела Иисуса — фигуры, одетой в

191

колючий венок, с кровоподтеками на запястьях рук, ног и на правой стороне. В 1357 году Плащаница была выставлена для всеобщего обозрения и толпы людей стекались, чтобы посмотреть на нее. Епископ Пьер д'Арсиз в 1389 году исследовал ее подлинность. Он послал Папе длинное сообщение, в котором утверждал, что Плащаница была поддельной. Он также сообщает, что мотивами ее выставления для всенародного обозрения были алчность и денежная выгода. Боле того, он писал, что она была выполнена с искусной ловкостью. На самомо деле, художник, соткавший Плащаницу, позже пришел и сознался, что он изготовил ее. Епископ признался, что некоторым людям было заплачено за то, чтобы они признали себя излеченными во время осмотра Плащаницы. В конце концов она была перевезена в Турин как собственность королевского дома Италии.1

Можно полагать, что если бы Плащаница была подлинной и на ней запечатлен образ Христа, то это нашло бы отражение в Евангелиях. Ее существование должно было бы стать великим свидетельством чуда воскрешения Иисуса. Однако авторы Евангелий молчат об этом.

Туринская Плащаница имеет длительную историю, а ее подлинность оспаривается и в наши дни. Группа ученых, входящих в так называемый Исследовательский проект Туринской Плащаницы, верит в ее достоверность. Они утверждают, что метод переноса образа тела человека на льняные одежды не был известен в древности или средние века. Образ Иисуса проявляется на Плащанице как фотографический негатив, и это, считают они, могло быть вызвано чудесным сверхъестественным светом, опалившим полотно в момент Воскресения.

Исчерпывающий анализ Джо Никелла и группы скептически настроенных ученых показал, что несколько веков назад можно было копировать образы на плащанице техникой натирания. Если Иисус умер, он должен был быть выбрит и вымыт перед натиранием пряностями для совершением обряда погребения. Однако на Плащанице он отображен бородатым и окровавленным. Микроскопический анализ «крови» на Плащанице, выполненный чикагским ученым Вальтером Мак Кроуном, по-

1 Joe Nickcll, Inquest on the Shroud of Turin (Buffalo: Prometheus Books, 1983), pp. 12-13, 23.

192

казал наличие охры, красящего пигмента. Интересно, что человека, отображенный на Плащанице, был высотой около шести футов, в то время как евреи в первом веке были в основном небольшого роста. Кроме того, возникает вопрос, как полотно могло так хорошо сохраниться в течении двадцати одного века. Хотя Католическая церковь позволила выполнить некоторые исследования, она не разрешила определить возраст Плащаницы карбоном-14.1 Но даже если Плащаница на самом деле такая древняя, из этого еще не следует с необходимостью, что на ней запечатлен образ Иисуса. Таким образом, Туринская Плащаница не может быть доказательством воскрешения Христа.