Куртц П. - Искушение потусторонним / VII. Миф об Иисусе / Воскрешение: что его доказывает?

Воскрешение: что его доказывает?

Мы должны сейчас исследовать свидетельства о воскрешении Иисуса, поскольку это событие является основой христианской веры. Произошло ли оно в действительности? Каковы доказательства этого? И снова у нас нет ни абсолютно независимых подтверждений этого события в литературе того периода, ни каких-либо обстоятельных его доказательств. Мы вынуждены основываться по большей части на новозаветных источниках. Но даже описания, приводимые в Евангелиях, настолько расходятся друг с другом, что при более внимательном рассмотрении история о воскрешении рассыпается. Противоречивые свидетельские показания столь недостоверны, что не выдерживают никакой критики. Вся религиозная вера оказывается основанной на легенде.

Согласно Матфею, после того, как Иисус был снят с креста и положен в гроб, Мария Магдалина и другая Мария сели напротив него. На следующий день первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и говорили: «господин! мы вспомнили, что обманщик тот, кто еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого» (Мат., 27, 63-64). Пилат послал стражу

1 Впоследствии церковь разрешила провести проверку карбоном-14. Опубликованные 13 октября 1988 года результаты показали, что Плащаница является средневековой по своему происхождению.

193

охранять гроб. Однако в субботу на рассвете произошло сильное землетрясение, поскольку «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» (Мат., 28, 2-3). Ангел сообщил обеим Мариям, что Иисуса нет в гробу и что он воскрес. «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее» (Мат., 28, 7). Обе женщины поспешили сообщить эту новость ученикам. Неожиданно их встретил Иисус, и они пали ниц перед ним. «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мат., 28, 10).

Рассказ Марка значительно отличается от описания Матфея. Вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иисуса, рано утром в субботу к гробу пришла Саломея. Они увидели, что камень от входа в гроб уже отвален. Они вошли в могилу (а не остались вне ее), где увидели юношу (а не ангела), «сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» (Map., 16, 5). Тела Иисуса там не было. Юноша сказал женщинам идти и сообщить ученикам и Петру, что Иисус воскрес и что они могут увидеть его в Галилее. Они выбежали из могилы в трепете и ужасе, «и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Map., 16, 8), что прямо противоречит рассказу Матфея. Более того, Марк не упоминает об их встречи с Иисусом. Какому из описаний нам следует доверять?

Чтение Луки только увеличивает путаницу. По его версии, женщины также возвратились рано утром в субботу к могиле и увидели, что камень отвален от нее. Они вошли внутрь и не нашли там тела Иисуса. Вдруг перед ними предстали два мужа (а не один) в блистающих одеждах. Вспомните, сказали они, что Сын Человеческий будет распят и воскреснет на третий день. На обратном пути женщины встретили одиннадцать человек и рассказали им и всем прочим о чуде. Здесь снова нет никакого упоминания о встречи ими Иисуса, как говорил Матфей. Лука увеличивает число женщин, входивших в могилу: Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова и «другие с ними». Но он сообщает дополнительно, что ученики не поверили женщинам и показались им их слова пустыми.

194

Суммируем разногласия между каноническими Евангелиями:

1. Ангел снаружи гробницы. Юноша внутри нее. Два мужа

внутри гробницы.

2. К гробнице подошли две Марии. К ним добавляется Саломея. Упоминается Иоанна и другие женщины.

3. Женщины в благоговении и великой радости торопятся рассказать о воскрешении Иисуса; они встречают его но пути. Женщины в трепете и ужасе никому ничего не говорят. Женщины рассказывают о воскрешении Иисуса апостолам, которые им не верят.

Рассказы евангелистов имеют все признаки слухов, измененных и приукрашенных многими более поздними пересказами. Трудно установить, какова была исходная версия. Матфей утверждает, что женщины находились но пути в Галилею, когда стража сообщила о случившемся первосвященникам. Священники дали воинам много денег «и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мат., 28, 13). Согласно Матфею, история о воскрешении стала широко известна и обсуждалась евреями в тот день.

Может быть, Иоанн поможет нам разрешить тайну опустевший гробницы? Мы видели, что его Евангелие во многом отличается от других. Может быть исчезновение Иисуса из гробницы было специально подстроенным обманом (как и воскрешение Лазаря)?

Иоанн сообщает, что только Мария Магдалина (а не вместе с другой Марией, Саломеей, Иоанной или другими женщинами) пришла в субботу к гробнице ранним утром, когда еще было темно. Увидев, что камень отвален от входа, она побежала сообщить об этом Симону Петру и другому ученику (тому, которого Иисус любил), что тело Иисуса унесли из гроба и где положили, неизвестно. Иоанн не упоминает ни о мужчинах в блестящих одеждах, ни о том, что Мария входила в гробницу. Петр и другие ученики бросились к гробнице, они вошли в нее и увидели там только пелены и плат. Ученики возвратились к себе, а Мария осталась в гробнице и плакала. Она наклонила голову к гробу и увидела там двух Ангелов, сидящих у головы и ног, где лежало тело Иисуса. Они спросили, почему Мария плачет. Начав отвечать, она повернулась назад и увидела Иисуса,

195

но не узнала его, думая, что это садовник. Был ли это выведенный из состояния клинической смерти переодетый Иисус? Он сказал идти к ученикам и сообщить им, что еще не восшел, но восходит «к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан., 20, 17). Мария сообщает ученикам, что она видела Господа. Итак, у нас есть четыре различные истории происходившего. Какая из них, если таковая вообще имеется, достоверна? Должны ли мы поверить первоначальной истории, рассказанной Марией, если ничто не подтверждает ее? Избежал ли Иисус смерти? В канонических Евангелиях Иисус говорит Марии и другим женщинам, что встретит их в Галилее. Бежал ли он в свою землю из опасного места? Решил ли он бежать после распятия и близкого прикосновения смерти в страхе и тоске, сообщая другим, что встретится с ними в другом месте. Умер ли он впоследствии от своих ран? Если у него был осложненный туберкулез, то он мог ослабеть и вскоре умереть от болезни. Об этом, конечно, трудно говорить утвердительно.

Что произошло дальше? У Матфея (Мат., 28, 16-20) мы читаем, что одиннадцать учеников отправились к Галилее, к горе, где, как Иисус сказал, он встретится с ними. Они пали ниц перед ним, хотя некоторые еще сомневались. Иисус велел им идти дальше, проповедовать и везде крестить людей во имя его.

Марк сообщает о других событиях (16, 9-26), о которых рассказывается не во всех ранних версиях Евангелия. Является ли этот рассказ у Марка более поздней вставкой? В любом случае Марк говорит о том, что в субботу утром Иисус явился первым Марии Магдалине. То, что ученики не поверили ей, заставляет сомневаться в ее правдивости как единственного очевидца. Позже Марк сообщает, что Иисус явился в другом образе на дороге двум мужчинам. Но снова никто не верит им. Был ли это сам Иисус или незнакомец, которого они приняли за него? Они признали его за Иисуса, потому что Мария сообщила им, что она видела его? Позже на вечере он упрекнул одиннадцать учеников за их неверие. Марк не сообщает, происходило ли это в Галилее. Снова Иисус наставляет их проповедовать Евангелие по всему миру.

Лука сообщает (24, 13-53), что когда два человека шли в селение Еммаус близ Иерусалима, к ним присоединился Иисус, 7*

196

но они не узнали его. Лука рассказывает, что «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (24, 16). Со временем они подошли к селению, и хотя он показал вид, что собирается продолжить путь, они удержали его остаться с ними, потому что наступал уже вечер. И только в доме, как сообщает Лука, «открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них» (24, 31). Встает сходный вопрос: кто был незнакомец, которого путники встретили? Был ли это Иисус, бежавший переодетым в страхе, или кто-то другой, кого они не знали, но про которого подумали, что это Иисус? Или это всего лишь результат их богатого воображения?

Те два человека затем вернулись в Иерусалим (а не в Галилею), где они встретили одиннадцать учеников и бывших с ними. Ученики рассказали, что Иисус воскрес и явился Симону (нигде это не подтверждается). Пока они разговаривали, Иисус явился им, и это смутило и испугало всех. Они думали, что им явился дух. Иисус попросил поесть, и они дали ему кусок печеной рыбы. Еда вряд ли необходима для мертвого, но она обязательна для того, кто избежал смерти. Иисус сказал, что исполнилось все так, как написано о нем в Писаниях, и вел их из Галилеи до Вифании, где они расстались. (Некоторые Евангелия сообщают, что он был вознесен на небеса.) Они вернулись в Иерусалим с великой радостью.

Согласно различным Евангелиям, Иисус явился: (1) только Марии Магдалине; (2) двум людям на дороге, которые не узнали его и только предположили, что он Иисус; он преломляет хлеб с ними, но затем исчезает; (3) одиннадцати ученикам вместе с другими его последователями из Иерусалима.

Вряд ли это можно признать строгим доказательством воскрешения Иисуса. Он не явился никому, кто бы не был его последователем, другим иудеям или римлянам, но только молчаливым, повинующимся и верующим в него. Свидетельства очевидцев: самой Марии или двух людей, которые не были уверены, что они его узнали, — сомнительны. Если Иисус явился одиннадцати ученикам, то было ли это последнее его прощание перед исчезновением? Было ли это своего рода самообманом в маленькой суеверной общине почитателей, следовавших за ним и желающих верить в него, и теперь принимающих любое незначи-

197

тельное доказательство его существования? Все это принадлежит области человеческого воображения. Вряд ли можно признать достоверным воскрешение Иисуса из смерти.

Добавляет ли Евангелие от Ионна что-либо значительное к сообщениям о смерти и воскрешении Иисуса? Иоанн сообщает (19, 20 и сл.), что в субботу вечером ученики собрались вместе и закрыли двери дома. Вечером Иисус явился к ним. Ученики обрадовались ему. Иоанн сообщает, что один из двенадцати, Фома, не был с ними. Если Иуда уже не был в числе учеников Иисуса, то их должно было остаться одиннадцать, а не двенадцать, как получается у Иоанна. Забыл ли он этот важный факт?

Некоторое время спустя, утверждает Иоанн, Иисус явился нескольким ученикам своим при море Тивериадском. Они снова, как в первый раз, не узнали его. Ночью накануне им не удалось поймать рыбы. Иисус указал им, где следует ловить рыбу, после этого они узнали его, но боялись спросить об этом. Иисус поел вместе с ними хлеб и рыбу. По словам Иоанна, это было третье явление Иисуса ученикам. Совершил ли он свой путь в Галилею, изменив свой облик, опасаясь, что римляне или синедрионы вновь схватят его? Являлся ли он своим бывшим ученикам только на короткое время? После завтрака Петр увидел, как Иисус уходит, а за ним следует ученик, которого Иисус любил. Совершил ли Иисус свое последнее бегство с помощью товарища? Не был ли этот любимый ученик тем, кто помог ему покинуть могилу? Был ли этим учеником его друг Лазарь, как предполагают некоторые? Или это был автор Евангелия от Иоанна, личность которого до сих пор не определена и не идентифицирована?

Все это, без сомнения, чистые предположения. Но есть одно обстоятельство, которое делает очевидным бездоказательность свидетельства четырех Евангелий об историческом воскрешении Иисуса. Действительно, оно полиостью ненадежно и противоречиво. Оно целиком может оказаться результатом литературной воображения. Мы не знаем, умер Иисус на кресте или нет, покинул он могилу или его мертвое тело было просто выкрадено из могилы его приверженцами, как это утверждают языческие и иудейские критики христианства, либо вся история о воскрешении была выдумана приверженцами Иисуса, чтобы

198

сохранить свое лицо. Очевидно, что существующие свидетельства недостоверны и неубедительны. Невероятно, что такое важное событие в истории как воскрешение сына Божьего до такой степени бездоказательно. Оно даже невероятно или невозможно. Оно остается, в конечном счете, только постулатом веры.

История о воскрешении Иисуса не уникальна. Священное Писание предоставляет нам множество других примеров оживления людей. Как мы видели, Лазарь был воскрешен из смерти. Илия оживил ребенка (3 Цар., 17, 21-22), а Елисей воскресил ребенка сонаметянки (4 Цар., 32, 34-35). После Иисуса Петр оживил Серну (Деян., 9, 40-41), а Павел воскресил Евтиха (Деян., 20, 9-12). Почему воскрешение Иисуса так важно для христианства? Потому что только Иисус был сыном Божьим. Истина воскрешения существенна для всей христианской теологии. Она основывается на библейском пророчестве, и нам снова и снова напоминают, что Иисус исполнил пророчество Священного Писания. К этим пророчествам относится то, что, как верили его ученики, он воскреснет через три дня, более точно, через три дня и три ночи. У Матфея мы читаем: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мат., 12, 40). Однако в действительности, если Иисус был распят в три часа дня в пятницу и умер в девять часов вечера того же дня, спустя шесть часов, и был помещен в гробницу той же ночью, то, в соответствии с пророчеством он должен был воскреснуть не в субботу ранним утром, а в понедельник вечером.

Если четыре Евангелия не могут предоставить необходимые свидетельства воскрешения Иисуса, то в Новом Завете есть другие отрывки, подтверждающие это. Однако они также мало правдоподобны. В Деяниях святых Апостолов, написанных вероятнее всего Лукой, мы читаем, что Иисус явился апостолам в продолжении сорока дней (Деян., 1,3). Этот новый факт не приводится ни в Евангелиях, ни подтвержден никакими другими источниками. Здесь мы также читаем, что он был вознесен на небеса и «облако взяло Его из вида их» (Деян., 1,9). Для примитивного сознания Бог находится на небе, а душа умершего человека, восходя на небеса, устремляется вверх. В это время перед ними появляются два ангела в белых одеяниях. Как это прове-

199

рить? Автор Деяний сообщает- нам, что Иуда, предавший Иисуса, после приобретения участка земли на неправедные деньги, умер, «и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян., 1, 18). Это снова противоречит Матфею, который сообщает нам, что после предательства Иисуса Иуда раскаялся и возвратил тридцать Серебрянников первосвященникам, бросил их в храме, вышел и удавился (Мат., 27, 3-5). Насколько правдив автор Деяний, который пишет скорее как защитник новой веры, чем историк, стремящийся отразить фактическую истину? Лука рассказывает о быстром росте числа приверженцев ранней церкви, пробужденных миссией Иисуса. Предание о воскрешении было жизненно важным для привлечения приверженцев нового вероисповедания. Интересно, что последователи ранней церкви практиковали магические обряды и молитвы, схожие с теми, которые исполнял Иисус.

Другим главным источником веры в воскрешение Иисуса был Павел. Как я уже указал, скорее всего его Послания были написаны раньше Евангелий. Павел превратил христианство в религию, выведя его за узкие рамки небольших раннехристианских еврейских общин. Для Павла вера в Христа была центральным догматом христианства. Он никогда не знал Иисуса. Он не был непосредственным свидетелем его проповедничества или воскрешения. Тем не менее, все здание христианства зависит от постулата веры в то, что Иисус, мессия, Сын Божий, пришедший спасти человечество, был распят и воскрес. Павел знал о распространении христианского культа, который он первоначально подвергал гонениям. Он воспринял ценность его веры в воскрешение. Он привнес существенно новые сообщения о Христе, которых нет в других Евангелиях. Возможно, что это было необходимо Павлу для обращения неевреев в христианскую веру.

В Первом послании к коринфянам Павел говорит, что ему было передано знание о том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, но Писанию, и что явился Кифе» (мы впервые слышим об этом), «потом двенадцати» (если, как сообщают Евангелия, Иуда умер, то как эта цифра стала возможной?) (1 Кор., 15, 3-5). Павел добавляет удивительный факт, которого нет ни в одном Евангелии: «Потом явился более нежели пятистам братии в

200

одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову» (этого нет в евангельских историях), «также всем Апостолам» (1 Кор., 15, 6-7).

Во многом приведенные фрагменты отличаются от уже приведенных описаний, согласно которым перед явлением апостолам Иисус явился сначала Марии и двум мужчинам. Затем Павел делает coup de maitre1 для пущей убедительности: «А после всех явился и мне» (1 Кор., 15, 8). Это видение было у Павла но дороге в Дамаск. В Деяниях мы находим описание этого события. Савл (прежнее имя Павла), гонитель христиан, находясь недалеко от Дамаска, увидел, как внезапно свет с небес осветил все вокруг него. Он упал на землю, слыша голос, говорящий: Савл! Савл! что ты гонишь меня? Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна... встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян., 9, 4-6 ). Согласно Деяниям, люди бывшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос, но никого не видя. Савл встал и «с открытыми глазами никого не видел». «Три дня он не видел, и не ел и не пил» (Деян., 9, 8-9). Вопрос в том, был ли это обман зрения, психическая реакция, эпилептический припадок или что-то еще? Как Павел узнал, что сопровождавшие его были немы или слышали голос Иисуса, если сам он не мог видеть их? Не существует независимого подтверждения сказанному в Деяниях. Даже его товарищи не могли подтвердить явление Иисуса. Это откровение свыше является исключительно субъективным переживанием, хотя оно выступает как, возможно, самое веское и важное свидетельство в христианском мире после смерти Иисуса. Именно Павел больше, чем кто-либо другой, сделал для превращения христианства в вероисповедание, широко принятое последующими поколениями людей, не знавших Иисуса, но сам он основывался на своем внутреннем переживании, симптомы которого говорят скорее о патологическом психическом состоянии.

1 Искусный ход (фр.).