Заключение

Из нашего анализа свидетельств жизни Иисуса мы можем получить следующие выводы. Хотя христианство провозглаша-

201

ет себя исторической религией, основанной на реальной жизни, пастырстве и смерти Иисуса Христа, его центральный постулат состоит в том, что Бог через Иисуса воплотился в облике человеческом. Из характера сообщений об Иисусе вытекает, что мы не можем с определенностью сказать, что он существовал. Однако если мы предполагаем, что он был, у нас есть несколько альтернативных, рационалистических интерпретаций его жизни.

Во-первых, согласно традиционной христианской точке зрения, Иисус был Богом, в человеческом облике посланном спасти страдающее человечество. У этого постулата нет убедительных доказательств. Не существует независимого подтверждения способности Иисуса излечивать сверхъестественным способом или творить чудеса.

Во-вторых, даже если мы припишем непосредственно и исключительно Иисусу провозглашение этического кодекса человеческого поведения, все же он ограничен этикой Евангелия (и не принадлежит исключительно христианству). Кроме того, христианский кодекс сам по себе с трудом может служить надежным руководством этического поведения.

В-третьих, если Иисус существовал, то он может быть понят только в контексте иудейского общества первого-второго века как человек, зависимый от социальных, культурных, политических и религиозных традиций своего времени. Ни его появление, ни его проповеди не являются уникальными.

В-четвертых, если Иисус существовал и совершал деяния, приписываемые ему Евангелиями, то, вероятно, он был харизматической личностью, практиковавшим магию, используя известные приемы обмана. Факт, что христианство низвергло множество других религий и так долго противостоит научным методам и рациональности, подтверждает, что Иисус был чрезвычайно искусен в своем мастерстве, возможно, он самый искусный маг, из всех когда-либо существовавших. Мифология, окружавшая его жизнь, жадно воспринимается бесчисленными миллионами верующих, они находят в ней божественную весть, удовлетворяя свою потребность в спасении и искуплении. Другие маги и фокусники были также весьма искушены в своем ремесле, но пи один из них не обожествлялся с такой степенью драматизма, страсти и убежденности. Ни один религиозный ин-

202

статут или церковь, за исключением, быть может, ислама, не может сравниться по силе и мощи с церковью, посвятившей себя Иисусу Христу.