Первые обращенные

Удивителен успех, который сопутствовал Мухаммаду после его первой встречи с Джибрилом в пещере Хиры. Лучи света пробивались в темные уголки души Мухаммада, когда он стремился постичь смысл своих переживаний. Он поверил в их божественное происхождение. Постепенно он начал верить, что Аллах — единственный создатель, судья и правитель человечества. Люди его общества безнадежно погрязли в идолопоклонстве и язычестве. Он чувствовал себя божественным мессией. Он считал своим величайшим предназначением дать людям новое религиозное сознание, понимание величия Аллаха и необходимости полного повиновения ему. Только так они могут быть спасены. Эти воззрения не были новыми, они являлись существенной частью иудео-христианской религиозной традиции. Новым было истолкование им своих видений как знака того, что он, Мухаммад, призван Аллахом стать последним пророком, принесшим последнюю божественную весть. Его учение было обращено непосредственно к арабскому миру и в итоге привело к моральной и духовной реформе. Откровения были изложены словами уникальной красоты и силы.

В суре 95 читаем:

«Клянусь смоковницей и маслиной,

и горою Синаем,

и этим городом безопасным!

Мы сотворили человека лучшим сложением,

а потом вернем его в нижайшее из низких (состояние),

кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, —

им награда неисчислимая!

Что же после этого заставляет считать тебя лгущим о суде?

Разве Аллах не лучший из решающих?»

Мухаммад сначала выражал свои чувства преимущественно в узком кругу приближенных, прежде чем отважился дать им широкую огласку. Откровения продолжали нисходить на него, и он провозгласил себя пророком Аллаха. Спустя три года, когда Мухаммаду было сорок три года, он решился заявить о них открыто на улицах Мекки. Очевидно, что если вера его распространялась и власть ее постоянно возрастала, она должна была основываться на прочных основаниях. Решающим

262

фактором ее усиления стала близость к власти первых обращенных. Среди самых первых обращенных в ислам были его жена Хадиджа и два его молодых домочадца, Саид, бывший раб, усыновленный Мухаммадом, и его брат Али, которому было тринадцать или четырнадцать лет.

Соседи, первыми услышавшие учение Мухаммада, высмеивали его и насмехались над ним. Они считали его безумцем. Но вскоре к небольшому кругу его последователей присоединились другие верующие. Первым был старый друг Мухаммада, человек по имени Абу Бакр, примерно того же возраста, разделявший его религиозные воззрения. Роль Абу Бакра была очень велика, поскольку он помог перейти в ислам многим другим, включая Османа, а позже выкупал рабов, ставших мусульманами. Абу Бакр и другие играли очень значительную роль в росте влияния новой веры и после смерти Мухаммада. Рабы Мекки особенно сочувствовали учению Мухаммада, как и неудовлетворенные своим положением молодые мужчины и женщины, вообще люди без власти и влияния. За три года публичных проповедей Мухаммаду удалось привлечь на свою сторону около сорока сторонников.

Примечательны изменения, произошедшие в отношении к Мухаммаду у жителей Мекки. Поначалу они считали его проповеди всего лишь невинным и безвредным учением, однако по мере их популярности, их враждебность возрастала. Приверженцы ислама стали подвергаться гонениям. Причина состояла в том, что новая вера стала угрожать их вере в Каабу. Мухаммад отвергал языческих идолов. Он проповедовал единого Бога, посмертный суд за благие и злые дела, воскрешение, молитву, пост, милосердие, покорность пророку. «Аллах-о-Ак-бар!» — восклицал Мухаммад. — Бог велик!» И люди приходили в гнев. Хотя им была близка идея моногамного божества, такого, в какого верили иудеи и христиане, городской совет боялся, что в случае возрастания влияния Мухаммада, он потеряет свою власть. Преследования мусульман ужесточались.

Все это время Мухаммада защищал его дядя Абу Талиб, хотя другие члены семьи Мухаммада были недовольны его поведением. Его дядя, Абу Лхаб, оскорблял его. По мере увеличения своей численности, мусульмане продолжали преследо-

263

ваться и подвергаться жестоким наказаниям. Новообращенные рабы и инородцы из низших слоев были особенно беззащитны. Некоторых из них бросали в темницу или истязали. Чем больше их преследовали, тем крепче становилась их вера в учение пророка. Здесь действовал психологический фактор: чем больше глубоко верующих страдало за свою веру, тем сильнее она становилась. Обвинения Мухаммада во лжи и подтасовках только усиливали преданность его последователей. Все это время Мухаммад жил в глухой изоляции в одном из городских кварталов под защитой своего дяди. Он занимал дом одного из своих первых обращенных, Аль-Аркама, в окружении соседей, испытывающих к нему неприязнь и даже ненависть.

В это время Мухаммаду удалось обратить в свою веру нескольких богатых людей, таких как Хамза и Омар, которые вначале преследовали его. Число его последователей постепенно достигает сотни человек. Поворотным для Мухаммада оказывается 619 год, когда вскоре после смерти Хадиджи умер его дядя. (По случайности, Абу Талиб так и остался необращенным до самой смерти). Абу Талиб был главой Хашемского клана с согласия Абу Лхаба, который поначалу покровительствовал Мухаммаду, но разгневался на него, после того как Мухаммад предостерег его, что он подвергнется мукам ада, как не обратившийся в ислам. С тех пор положение мусульман стало резко ухудшаться. Происходили случаи отказа от веры, а число новообращенных стало уменьшаться. Чтобы выжить, последователям Мухаммада нужно было опираться на другой общественный слой. Если бы Мухаммаду не удалось найти новой социальной почвы, его культ пришел бы в упадок и зачах, как тысячи других культов до и после него. Однако появилась новая возможность распространения ислама, которой Мухаммад успешно воспользовался.