Пророк Аллаха

Вернемся к личности Мухаммада. Как мы видели, он начал свою жизнь бедным сиротой. Позже, женившись на Хадидже, он стал процветающим торговцем. В возрасте сорока он почувствовал свое религиозное призвание, возможно страдая галлюцинациями и/или эпилептическими припадками. Последнюю часть жизни он провел как пророк ислама, его военный и политический вождь. Вскоре после смерти Хадиджи пятидесятилетнего Мухаммада уговорили жениться вновь. Он взял двух новых жен — Сауду, вдову, одну из новообращенных, и Айшу, дочь Абу Бакра, которой было тогда всего 6-7 лет (их брак не совершался три года). Поскольку полигамии получила распространение среди арабов, Мухаммад не был исключением в этом отношении.

Через восемь лет Мухаммад развелся с Саудой и проводил все время с Айшой, ставшей его любимой женой. Сауда обещала Мухаммаду отказаться от своего дня (он проводил но очереди день с каждой женой), если он возьмет ее обратно. Она хотела предстать на Судном дне его женой. Мухаммад согласился, открыв новую суру (4:128), предписывающую мужу и жене искать взаимное согласие:

«И если женщина боится от своего мужа суровости или уклонения, то нет греха на них, чтобы они устроили между собой согласие. Ведь согласие — лучше».

271

Бог у Мухаммада был всегда под рукой и открывал ему новые истины тогда, когда это было ему нужно. Откровения пророка носили теперь конкретный, практический характер, дополняя те, которые отвечали его частным и политическим интересам. В 628 г. Айша сопровождала Мухаммада в экспедиции, но случайно отстала. Она решила догнать группу Мухаммада с помощью одинокого юноши. Ее начали подозревать в прелюбодеянии и Мухаммад был вынужден отказаться от нее. Поступить так, пророк разрешил свое затруднение с помощью нового откровения. Обстоятельства его появления, без сомнения, связаны с этим случаем. По-видимому, скандал по поводу целомудрия Айши длился несколько недель и подогревался Али, одним из приближенных Мухаммада. Али считал, что Мухаммад должен наказать жену за прелюбодеяние. Мухаммад был в печали. Он вошел к Айше, сидевшей вместе с родителями. Она была грустна. Мухаммад сказал ей, что если она виновата, то должна сознаться в своем проступке. Айша заплакала, уверяя его в своей невиновности.

После этого, когда наступило молчание, пророк впал в транс. Его окружили и подложили иод голову подушку. Айша была уверена, что он оправдает ее. Спустя некоторое время Мухаммад пришел в сознание, сел, вытер пот со лба и сообщил жене, что Аллах подтвердил ее невинность. Мухаммад вышел к людям и провозгласил перед ними новое откровение о прелюбодеянии. Коран предусматривает, что виновные в незаконном сожительстве должны быть наказаны тысячью ударами палкой. Мухаммад оговаривался, что для доказательства прелюбодеяния нужны четыре свидетеля. Коран продолжает:

«А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восемьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники». (24:4)

Поскольку не было четырех свидетелей прелюбодеяния Айши, она была оправдана. Общеизвестно, что у Мухаммада было десять жен и по меньшей мере две наложницы. Некоторые браки носили политический характер, но другие, без сомнения, он заключал ради удовлетворения своих мужских потребностей. По рассказам Мухаммад больше всего любил

272

три вида удовольствия: женщин, хорошую еду и благовония. Его привязанность к женщинам была хорошо известной и отчасти скандальной. Это ярко иллюстрирует история о жене Саида, приемного сына Мухаммада. Саид был предан и верен Мухаммаду. Однажды Мухаммад был приглашен в дом Саида и случайно увидел его жену, Зайнаб, которая была полуодета. Мухаммад покинул дом в смятении, очарованный ее красотой. Узнав об этом, Саид предложил развестись со своей женой и отдать ее пророку. Мухаммад отверг это предложение. Но Саид все равно развелся с Зайнаб, и Мухаммад взял ее в жены — но после того, как получил разрешение от Аллаха в форме откровения (Сура 33:36). Многие были недовольны этой свадьбой. Их брак считался кровосмесительным, поскольку Саид был приемным сыном Мухаммада. Мухаммад рассеял их критику получением откровения свыше. В Коране мы читаем следующее:

«И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!» И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться. Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворяют свои желания. Дело Аллаха свершается!» (36:37)

Чтобы оправдать свою женитьбу на Зайнаб божественной волей, он провозглашает следующее откровение:

«Нет на пророке греха в том, что установил Аллах для него, согласно обычаю Аллаха, относительно тех, которые были раньше. Дело Аллаха было решением предрешенным». (Сура 33:38)

То, что Саид добровольно отдал свою жену Мухаммаду, само по себе удивительно, а то, что он воспринял согласие Мухаммада как божественную волю, просто невероятно. Этот случай демонстрирует характер многих поздних откровений Мухаммада. Обычно они создавались для оправдания его собственного корыстолюбия и превосходства. Интересно, что Мухаммад при случае трактовал их по своему усмотрению. Он использовал откровения для решения конкретных супружеских вопросов и любовных желаний. Тем не менее к ним относились как к вечным истинам, регулирующим поведение право-

273

верных. Это иллюстрирует тот факт, что сильная личность может убедить толпу в божественности своей воли.

Откровения Мухаммада служили политическим целям. С их помощью он объявлял военные компании и трактовал вопросы отношений с союзниками или противниками, формулировал предписания и определял сроки. Они содержали элементы гражданского и уголовного нрава. Законодательство провозглашало заботу о сиротах, регулировало вопросы заключения и расторжения браков, завещаний, ростовщичества и другие практические отношения.

Коран давал Мухаммаду сильное оружие для власти над своими последователями. Только слово Мухаммада было окончательным и учреждающим исламский закон. Хотя Мухаммад и не считался божеством, тем не менее правил он как абсолютный монарх. От мусульман требовалось приближаться к нему почтительно, говорить в его присутствии шепотом, не толпиться вокруг него. Они должны были соблюдать дистанцию. Они не могли приходить к нему без приглашения. Его жены были скрыты от публичного взора. Как любимец небес он обладал особыми привилегиями. Откровения были инструментом, с помощью которого он сначала установил, а затем укрепил абсолютую власть своей воли. Сам Аллах выбрал Мухаммада своим посланником.

Из первых смутных видений Мухаммада выросла целая система предписаний, ставших методом, с помощью которых он мог осуществлять свои стремления, политические и этические идеи. Его последователи никогда не сомневались в его словах, поскольку это были слова Аллаха. Откровения в этом смысле представляют собой форму паранойи. Сначала психически неуравновешанный человек убеждает других принять его видение мира за Божью правду, а затем, обретя могущество, распоряжается жизнью людей. Вместе с тем власть Мухаммеда питается готовностью людей повиноваться. Те, кто верил, что пророчества Мухаммада исходят из потустороннего источника, переставали быть критичными, переставали руководствоваться своим разумом.