Многоженство

Во время пребывания мормонов в Наву одним из основных стал вопрос о многоженстве. Открыто стали распространяться слухи о том, что лидеры мормонов практикуют полигамию. Фаун Броди обнаружила список жен Смита. Она сообщила о сорока девяти женщинах, «обрученных с пророком», причем многие из них одновременно были замужем за другими мужчинами.1 Броуди говорила, что список неполон и что у Смита были и другие жены, не прошедшие официальной церемонии обручения.

Мормонский брак мог быть заключен либо «на время» (земной жизни), либо «навечно». Браки Джозефа, заключенные со многими женщинами, должны были продолжаться вечность, тогда как считалось, что их браки с другими мужчинами заключены лишь на «время земной жизни». Многие браки Джозефа дозволяли сексуальные отношения, тогда как другие заключались лишь «для вечной жизни». По мере роста его влияния и власти он без всякого стеснения обзаводился новыми женами. Другие лидеры секты, такие как Бригам Янг и Хебер Кимболл, имели дюжину жен.

1 Ibid., pp. 457-88.

306

В Книге Мормона многобрачие запрещалось. Однако по некоторым свидетельствам, Джозефу уже в 1831 году было дано откровение, предзнаменующее полигамию. После многих лет отрицания многобрачия Джозеф возвестил особое откровение, узаконивающее многобрачие на библейских основаниях. Скорее всего, это было сделано для оправдания его образа жизни. В конце концов, если Авраам, Соломон, Давид и древние патриархи имели много жен, почему многоженство не может быть дозволено Джозефу и его сподвижникам? Первая жена Смита, Эмма, стала свидетельницей его новых браков и даже была вынуждена присутствовать при брачных церемониях. Она активно выступала против практики полигамии. На это Джозеф ответил ей откровением, повелевающем Эмме «принять всех, кто был дан нашему слуге Джозефу» и «сохранить преданность к моему слуге Джозефу и больше ни к кому».1 Он предупредил ее, что за непослушание на нее падет небесный гнев. Затем Джозеф провозгласил новый закон:

«Если мужчина возьмет в жены девицу и желать взять другую, и если он женится на второй, и они девицы, не были обещаны другому мужчине, тогда он поступает по закону, и не совершает прелюбодеяния... и если он имеет десять девиц, данных ему по закону, он не совершает прелюбодеяния, так как они принадлежат ему».2

Этот завет хранился в тайне даже от тех, кто жил в Наву, хотя, будучи вынесенным на обсуждение верховного совета лидеров церкви, вопрос о многоженстве привел к расколу. Узнав о доктрине полигамии, критики обвинили мормонов в поощрении сексуальной распущенности. Известие о полигамии привело к взрыву негодования среди широкой общественности, в целом с неприязнью относившейся к мормонам. Демонстрируя низкую репутацию мормонов, Эрнст Тейвс цитирует протестантского священника В. М. Кинга, который писал в 1842 г.: «Я считаю Наву настоящим притоном разврата и всяких мерзостей, существовавших когда-либо со времен Содома и Ниневии».3 Мормоны обвинялись во всех видах безнравственности.

1 Ibid., pp. 340-41; также см. Doctrines and Covernants, Sect. 132.

2 Ibid.

3 Tavcs, Trouble Enough, p. 169.

307

Антимормопизм мог сравниться с антисемитизмом. Высокомерные и гордые, фанатично преданные своим религиозным установлениям, практикующие необычные обычаи и верования, они раздражали немормонов. Известие о полигамии вызвало возмущение. Возможно, этот факт ускорил гибель Джозефа Смита.

Множество факторов способствовало его преждевременной смерти. Он собрал вокруг себя тысячи сторонников, у него была своя армия, он стремился к политической власти в штате, где мормоны были многочисленны. В 1844 г. он выдвинул себя кандидатом в президенты. Смит добивался расположения политических лидеров, обещая им голоса мормонов, однако, когда он объявил себя кандидатом, они прекратили его поддерживать. К этому времени его обвинили в узурпаторстве, в том, что он требует от своих приверженцев слепого исполнения его указаний и установил тираническое правление, грозившее распространиться на соседние штаты. Некоторые опасались, что Джозеф Смит может основать в США деспотическую религиозную империю во главе с ним в качестве папы-императора. Джозеф намеревался отделить Наву от законодательной системы штата Иллинойс и вывести ее из подчинения федерального правительства. Власти попытались арестовать Смита и распустить его армию.

Инцидентом, вызвавшим особое негодование общественности, стал разгром Смитом оппозиционной газеты в Наву. Газета была основана Уильямом Лоу, бывшим мормоном, отвергшим доктрину полигамии и считавшим, что Джозефу не подобает владеть огромной недвижимостью. После отлучения Лоу посвятил себя публичным нападкам на Смита. Джозеф ответил разгромом его издания. Публичное мнение повернулось против Смита. В ответ он был обвинен в попрании свободы прессы и нарушении первой поправки к Конституции США. Тейвс отмечает, что в последние годы жизни Смит страдал галлюцинациями и утратил чувство реальности.

Смерть быстро приближалась к Смиту. Он и его брат Хай-рум, всегда его поддерживавший, были арестованы в Картаге, штат Иллинойс, в 1844 г. и ждали суда но нескольким обвинениям. Неуправляемая толпа ворвалась в тюрьму и растерзала Джозефа и Хайрума. Мормонская община была потрясена смертью своего основателя и пророка. Многие мормоны поки-

308

нули церковь. Только благодаря огромным способностям Бри-гама Янга, этого Павла мормонизма, церковь была сохранена. Конечно, это сравнение неточно. Св.Павел создал доктрину церкви, Бригам был администратором. Св.Павел был аскетом, Бригам владел землей и любил многих женщин. Тем не менее, оба они спасли свои церкви после гибели их мессий, дав им новые основания. Джозеф был убит; он стал мучеником, подобно Христу, отдав свою жизнь за мормонскую веру. Смит похож и на Моисея, обещавшего своему народу обетованную землю, но не дошедшего до нее. Избранный народ должен был двигаться на запад искать иную землю для нового Сиона. После смерти Смита мормоны обосновались в штате Юта, чтобы начать все заново. Однако и здесь возникло множество проблем с федеральным правительством и строительством новой церкви. Бригам Янг управлял церковью железной рукой. Он официально провозгласил полигамию в 1852г. Однако под давлением властей и общественного мнения в 1890 г. мормонские лидеры были вынуждены отказаться от принципа многоженства.

Сегодня мормонская церковь является могущественной организацией, весьма богатой и влиятельной, продолжающей расти, посылать своих миссионеров во все концы земного шара. Мормонская церковь превратилась из радикального, нонконформистского, всеми презираемого культа в могущественный консервативный институт, защитницу существующего социально-экономического истэблишмента. За относительно короткий период в 150 лет она продемонстрировала процесс зарождения, развития и зрелости, подобный тому, какой прошли древние религии, начало которых таится в далеком прошлом.

Был ли Джозеф Смит подлинным пророком? Или он был человеком, придумавшим истории о «божественных откровениях» в своих личных целях? Получил ли Смит откровения в форме Книги Мормона? Едва ли можно ответить на этот вопрос положительно. Исходя из здравого смысла, очевидно, что Золотая Библия была создана им самим. Глубоко верующие мормоны, конечно, будут настаивать, что Джозеф был пророком, а Книга Мормона — божественное откровение. Их невозможно убедить в обратном, особенно теперь, когда мормонская вера имеет свою многолетнюю традицию и схоластическое обоснование.

309

Она была принята их отцами и дедами. Как система верований, она не только предложила им кредо и догму, она также определяет их образ жизни, их представления о себе как избранном народе, которым предназначена особая судьба после смерти.

В наши дни критически настроенный человек (мормон или немормон) может поставить под сомнение подлинность откровений Смита. Две его последующие книги — «Книга Авраама» и «Таблицы Киндерхука» («Kinderhook plates») — подтверждают гипотезу о том, что Смит, веривший в свою пророческую миссию, тем не менее занимался обманом.