Буддийская тантра

Тантра с древних времен существовала в Индии, и несмотря на то, что древнейшие сохранившиеся тексты — буддийские — и датируются примерно V веком до н. э., практика уходит корнями в очень давние времена, сами же тексты, дошедшие до наших времен, были систематизированы гораздо позже. Буддийская тантра в целом

66

известна под названием «ваджраяна», («алмазная колесница»), появившись в начале IV века, достигла полного расцвета в VIII, хотя традиция и утверждает, что сама тантра появилась раньше. Следует отметить, что тантра развивалась на северо-востоке Индии и в других регионах, не находившихся полностью под влиянием индуистской культуры, а также в Тибете и в Юго-Восточной Азии.

«Алмазная колесница» — новое откровение Будды, как о ней было заявлено, чтобы приспособить к потребностям расширявшей свои границы религии. Говорили, что король отправился к Будде и попросил его дать йогу, которая спасет людей в темные времена. Будда открыл ему, что вселенная находится в теле человека и управляется сексуальными силами и научил его, как добиться освобождения правильными способами. Некоторые школы тантры использовали медитацию, поскольку стремились к простоте и возращению к природе. Но в основном в текстах говорилось о запрете чувственности и о том, почему нельзя есть мясо, лгать, воровать и прелюбодействовать.

Буддийскую тантру можно разделить на четыре части по направлениям, а их, в свою очередь, разделить в соответствии со способом достижения высшей истины посредством йоги. Многие тексты тантры, наряду с указаниями по йоге, включают ритуальные вопросы и философские размышления. Разновидности тантры соответствуют деятельности и темпераментам монахов и мирян.

В раннем буддизме преобладали мужчины, однако в тантре женщина приобрела важное значение. Тара, богиня-спасительница, помогающая пересекать реку смерти — известное буддийское божество, при том, что проследить ее явно индуистское происхождение невозможно. Прайнапарамита, «совершенная мудрость», — богиня философского интереса, женское начало, сопровождающее Будду. Она называлась Матерью всех Будд. У нее как

67

у матери выделяется грудь. Ее также называли непорочной девственницей.

Буддисты, как и индуисты, различали тантру «правой руки» и «левой руки». Индуисты «правой руки» посвящали свое внимание мужским принципам, а «левой» — женским. В буддизме левое крыло занималось всем, что касалось секса. Философы-буддисты «правой руки» проповедовали противоречие и лишенные смысла «истины», такие, как «переход в состояние нирваны», «нет ничего живого» или «реальность — это пустота». Сторонники «левой руки» утверждали, что «страсти в нирване те же» и что бесполезно их подавлять. Сторонники тантры разработали магические заклинания (мантры), ритуальные жесты (мудры) и танцы, во время которых «поет тело». Магические круги (мандалы) использовали как средство концентрации. Большое количество ужасных божеств и демонов были присоединены к пантеону милостивого Будды и других богов.

Тантра «левой руки» обязывает своих адептов «культивировать чувственные удовольствия», чтобы стать Буддой. Табу нужно нарушать, причем надо не просто есть мясо запретных животных, но смешивать их с навозом и мочой, чтобы стимулировать чувство отвращения. В сексуальном мистицизме ваджраяны «молнией» является фаллос, а в других текстах сам Будда — фаллос, а Сукхавати, или йони, — это рай. Пять жизненно важных мелодий символизируют семя.

Тантра «левой руки» поклоняется женским и мужским божествам, находящимся в объятиях совокупления. По преданиям, сам Будда постоянно соединен с женским началом в соитии и таким образом открывает истину, что «буддизм закаляется в йони». Буддийское искусство, как и индуистское, часто выражает этот божественный союз в сексуальных образах. Будды и бодхисаттвы, «существа просветленные», изображались на картинах и в скульптуре во время соития. Существует

68

бесчисленное количество изображений Будды в любовных объятиях Шакти, которое дают образцы соитий. В Тибете их называли yab-yam, «отец-мать», предки. Непальские и тибетские статуэтки несут изображения таких сексуальных божеств, а во время инициации в некоторых школах тантры изображение богини с раздвинутыми ногами помещали на колени мужчины, вступающего в школу, чтобы указать на символический половой акт. Считалось, что от изображения, наполненного божественной энергией, человеку передается сила. По центру знаменитых крашеных знамен из Тибета часто изображены наполовину обнаженные женские фигуры, окруженные другими созданиями или символами наслаждения, достижение которого не было целью упражнений тантры.

Предполагалось, что адепты тантры достигают спасения, воспроизводя божественное спаривание с партнерами-женщинами, и существовали неоднозначные отношения с женой другого человека, с девственницей, сестрой, дочерью или даже предполагаемой дьяволицей. В древнеиндийской буддийской тантре, которая сохранилась в различных районах Бенгалии и Тибета, говорится об особых женщинах, посвящавших мужчин в таинства тантры. Таких женщин называли dakini, «блуждающие по небу», или йогини, женщины-йоги, и их часто изображали в отвратительном виде, как обнаженных Кали или дьяволиц. Эти женщины, наполненные сверхъестественной силой благодаря ритуальным соитиям с посвящаемыми в тантру мужчинами, изливали свою силу в мужчин, стремящихся к инициации через совокупление. Падмасамбхава, как говорят, получил инициацию через соитие с Дакини на земле, где сжигали покойников, что имеет прямые аналогии с получением силы в индуистской тантре.

В тибетских книгах по йоге приводились упражнения, практикуя которые, посвященный мог достичь единения

69

с божеством. Ему нужно было вообразить, что он — сама Вайра-йогиня, красного цвета, нагая, поскольку отрешена от всего на свете, в расцвете незапятнанной девственности. Она танцует, поднимая левую ногу и опуская левую стопу на мужское тело, которое воплощает в себе невежество. Вайра-йогиня была трехглазая, третий глаз символизировал проницательность; в правой руке она держала сверкающий загнутый меч, чтобы отсекать все ненужные мысли, а левой рукой прижимала к груди человеческий череп, полный крови, символизирующий отречение от мира. На ней была тиара из человеческих черепов и ожерелье из пятидесяти человеческих голов, из которых капала кровь, что должно было демонстрировать разрыв сансары, круга перерождений. Устрашающие атрибуты этой красной или черной богини, схожей с индийской Кали, должны были внушить ужас и отторжение, призывать нарушить все табу.

Мысли о йогине приводили к подъему внутреннего жара. Букву «НАМ» (тибетское личное местоимение «я») следовало представлять в виде белого цвета, как семя, которое таким образом приводилось в действие. Кундалини, змеиная сила, пробуждалась от своего сна и поднималась от пупка, чтобы соединиться со своим господином в лотосе — высшем центре, находящемся в черепной коробке. Если это удавалось, возникала эрекция и важно было задержать семяизвержение или «лунную жидкость», которая переходила в психофизическую силу. Как и в других сексуальных практиках, цель была не в эякуляции, но в трансформации физической энергии в духовную для достижения спасения*.

Похоже, «Ваджраяна» в Индии перестала практиковаться в XII веке, поскольку буддизм пришел в упадок прежде, чем возродился индуизм. Однако эти учения

* W. Y. Evans-Wentz, Tibetan Yoga and Secret Doctrines, 1958, pp. 173 f., 191 f.

70

были перенесены в Тибет, где соединились с местными культами и из Тибета распространились в Монголию и Китай. Кубла-хан и монгольские правители, сменившие его в Китае, были приверженцами тибетских форм буддизма. Кубла-хан окружил себя знатоками тантры, которые представляли его как мирового монарха в соответствии с церемониями тантры. Китайские конфуцианские ученые оставили записки о сексуальных оргиях и даже о кровавых жертвоприношениях женщин среди монголов. Однако они, скорее всего, были сразу настроены враждебно и, по всей вероятности, не знали их поверий и обрядов. Отношения буддизма и тантры с китайским даосизмом и японским синтоизмом будут обсуждаться ниже.

Буддийская тантра просочилась на юго-восток Азии и около X века распространилась на Яве. Сексуальная обрядность процветала в VIII веке в бесчисленных языческих монастырях в Бирме, а в XIV веке китайские путешественники заявили, что в Камбодже считалось, что каждая девушка должна быть лишена девственности буддийским монахом до свадьбы, хотя неясно, шла ли речь об обрядах тантры или о более древних обычаях. Многие из этих ритуалов давно остались в прошлом, а то, что сохранялось в Тибете, уничтожили китайские коммунисты. Ортодоксальные буддисты были потрясены намеренным нарушением запретов тантристами. Но с другой стороны, тантра помогла признать священным соитие мужчины и женщины, расценив его как подобие космического единства.