Вступление

Сексуальное и религиозное стремления — два основных двигателя всего человечества. Их часто противопоставляют друг другу как физическое и духовное, временное и вечное. Они, похоже, находятся в разных плоскостях, безусловно, пересекающихся. Не хлебом единым жив человек, и даже его сексуальные игры пронизаны фантазией. В то же время религиозное восприятие мира принимает во внимание все мельчайшие проявления пола, о чем свидетельствует история всех великих религий мира.

Но что такое секс?* Оксфордский словарь английского языка определяет его прежде всего как «одну из двух разновидностей органических существ, различаемых, как, соответственно, мужские и женские; мужское и женское здесь рассматривается как две совокупности». Это очень широкое определение, охватывающее всех мужчин и женщин, и в этом смысле пол — основа природы человека/ Важно не сужать это определение, поскольку пол включает сущность либо мужчины, либо женщины. Не следует ставить акцент на сексуальном соитии. Пони-

* В английском языке слово sex имеет два значения, первое из которых — пол, второе — половые отношения. Так сложилось, что в нашем менталитете под сексом в первую очередь понимают действие. — Здесь и далее прим. ред.

5

мание роли мужчины и роли женщины, восприятие их как равноценных человеческих существ весьма важно для изучения секса.

Существует и более современное определение, которое, однако, отражает только ограничение в использовании слова «секс»: «Совокупность тех различий в структуре и функциях репродуктивных органов, на основании которых различаются мужчины и женщины».

В наше время, говоря о сексе, чаще всего имеют в виду не только пол, физические отличия между мужчинами и женщинами, но и их физическое единение. Герберт Дж. Уэллс считал, что молодым необходимо рассказать все, что мы знаем о трех фундаментальных вещах, «первая из которых Бог... а третья — секс». С недавних пор люди говорят «заниматься сексом» или просто «секс», имея в виду совокупление.

Другие, относящиеся к этому понятию слова также претерпели аналогичные изменения. Так, слово «сношения» в древности означало связь и в раннем употреблении ограничивалось сферой торговли. В романах викторианской эпохи это слово употреблялось для обозначения встреч и бесед, и писатели были бы шокированы современным смыслом этого слова, означающего «физический союз». Однако литераторы XIX века уже поговаривали о «запретных сношениях».

Из-за того что оба понятия — «секс» и «половые сношения» — можно понимать как в мировом, так и в узком смысле, а последнее в наше время преобладает, некоторые писатели пытаются найти другие термины или обозначения. Д. С. Бейли, выдающийся авторитет в сфере изучения истории христианских сексуальных доктрин, писал о «венерических сношениях», имея в виду то, что сейчас называется соитием или половым актом. Слово «венерический» произошло от имени Венеры, римской богини любви, но, к сожалению, сейчас эта связь стерта в разговорном языке и ныне словом «венеричес-

6

кие» обозначают неприятные заболевания, передающиеся половым путем. Такая ассоциация неприемлема, особенно при изучении религий, в которых встречаются традиции обесценивания секса.

В этой книге автор пытался раскрыть тему доступным языком, хотя это не всегда было легко. Слово «секс» здесь используется в широком смысле, а «половые сношения» — как определение совокупления или спаривания. Слово «любовь» также употребляется в широком смысле при описании любовных взаимоотношений, а не сужается до понятия «заниматься любовью», как это часто принято говорить в наши дни.

Также трудно дать строгое определение понятию «религия». Некоторые религии предполагают веру во Всевышнего Господа, другие больше говорят о силе и справедливости, третьи главным образом почитают предков и рассуждают о том, как избежать смерти. И вновь, пытаясь мыслить шире, мы охватываем китайские инь и ян в понимании религиозного и духовного, равно как и Всемогущего Бога, или Бога Слова.

Это книга по сравнительному религиоведению, но смысл ее состоит не в оценке и выявлении степени превосходства одной религии над другими, а в исследовании различных религиозных традиций. Это уникальная попытка одновременно изучить и секс, и религию на основных религиях мира. Ибо, несмотря на то, что написано несчетное количество книг о религиях всего мира, в том числе и содержащих сравнительный анализ, почти все они игнорируют специфические сексуальные факторы, хотя значение секса в религии очень велико. Например, во многих сравнительных исследованиях индийских Упанишад разъясняется идея индивидуальных универсальных душ, однако игнорируется учение о ритуальных половых актах и при переводе текстов отрывки, связанные с этим, просто пропускаются. В книгах, посвященных йоге, также есть тенден-

7

ция оставлять в стороне сексуальную практику, которую можно было бы использовать как физиологическую теорию секса, лежащую в основе индийской и китайской формы йоги.

Многое в этой книге исследуется впервые, так как с этой точки зрения исследований проводилось мало. В области христианства, как утверждал Кэнон Бейли, «до сих пор не было предпринято ни одной попытки» дать подробное описание сексуальной традиции. Доктор ван Гулик писал: «В Китае я обнаружил, что практически нет ни одной серьезной книги ни в стандартных китайских источниках, ни в западных книгах или трактатах о Китае»*.

В отдельных религиях сексуальные вопросы исследованы много более подробно, поэтому существует некоторый дисбаланс в сравнительном анализе. Автор книги просит прощения за этот недочет и выражает надежду, что в будущем эта важная тема будет раскрыта более полно и подробно.

Эта книга не для манихеев, которые рассматривают половые сношения как греховные, грязные или порочные, лучше бы им эту книгу сразу отложить. Но эта книга и не для сладострастных читателей, жаждущих пикантных подробностей. Она обоснована фактами и теоретизирована, здесь используется научная терминология, а не уличный фольклор. Содержание определяется целью, так как автор делает попытку рассмотреть соотношение секса и религии и таким образом пытается глубже понять человека как такового.

Поступки людей часто кажутся странными или глупыми, однако, как и во всем человеческом, в сексуальной жизни отражаются и радость, и печаль, проявляющиеся в повседневных делах. Есть сексуальный опыт,

* D. S. Bailey, The Man-Woman Relation in Christian Thought, 1959, p. vi; R. H. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, 1961, p. xi.

8

едва ли заслуживающий звания «любовь», но в то же время любовь часто возникает самым неожиданным образом. Иногда это порыв или каприз, но бывает, что она отражает видение Данте «любви, которая движет солнцем и звездами».

9