Мужественность сикхов

Независимые движения за обновление, поднимаемое последователями Кабира и Нанака, лихорадили индийскую религиозную жизнь начиная с XV столетия. Кабир был ткачом-мусульманином из Бенара, низшего происхождения. Он занимался поиском среди соперничавших богов и храмов индуистов и мусульман одного божества, служение которому можно было бы назвать единственным словом prema, то есть «любовь». Кабир использовал термины и символы тантры, однако отказывался от тантрических методов и упражнений, считая их неподлинными и бесполезными.

В мифологии Северной Индии идеальным мужчиной был Сур, герой Райпут, который сражался и погиб на поле брани, чтобы выполнить свое обещание, а идеальной женщиной — Сати, его верная жена, взошедшая на

87

погребальный костер, чтобы воссоединиться с мужем после смерти. Кабир использовал эти две фигуры для того, чтобы выразить идеалы совершенной преданности и любви к Господу. Однако, несмотря на то, что Кабир был женат и имел детей, его взгляды на секс и семейную жизнь однозначны и негативны. Он говорит о женщине как о «преисподней», называет ее «черная кобра», «ядовитый фрукт», «сжигающий огонь».

Некоторые из этих слов отвращали от связей с чужими женами, что считалось сродни «поеданию чеснока», потому что женщина — не что иное, как «острая бритва, от которой мало кому удается увернуться». Кабир обращался и к сексуальным вопросам вообще: «Все, что касается отношений между мужчинами и женщинами — это настоящий ад, и он длится ровно столько, сколько в теле сохраняется страсть», потому что женщина разрушает все вокруг себя. «Когда мужчина влюбляется в женщину, его ум притупляется, и рассудок оставляет его». Не только прелюбодеи, но и средний «чувственный мужчина не ведает стыда», и «даже ученый становится бесстыдным»*.

Сам Кабир вел аскетический образ жизни. Число его современных последователей составляет чуть более миллиона. Его уважают в Индии и часто сравнивают с Буддой, им восхищались и христианские миссионеры, принимая его учение за монотеизм, его уважали сикхи, включавшие его стихи в свои рукописи. Однако его стихи, направленные против секса, часто игнорировались или недооценивались.

Женщина — это изнанка мира, Она не отделяет хорошее от плохого; Благородные мужи держатся от нее в стороне, И только подлецы желают наслаждаться ею.

* С. Vaudeville, Kabir, 1974, pp. 295 ff.

88

Гуру Нанак, первый сикх, был младшим современником Кабира и принадлежал к индуистской касте воинов-правителей. В современной Индии сикхов свыше десяти миллионов, самая высокая концентрация — в Пенджабе, где жил Нанак. Сикхские общины есть также в Африке и в Европе. Нанак был женат и имел двоих сыновей; как гласит легенда, они были зачаты, когда Нанак подарил жене две гвоздики (вероятно, это фаллический символ). Считается, однако, что Нанак «выказывал мало внимания своей супруге», был беспокоен и несчастен, может быть, потому, что его все больше и больше влекла религия. Его жена часто уходила, между ними возникали семейные ссоры, Нанака называли сумасшедшим, и в конце концов он разъехался с женой и стал странствующим учителем.

Нанак говорил с Богом, Единственным, Вечным, Тем, Кто существовал еще до сотворения мира, когда еще не было культа Вишну, «не было и культа, основанного на пассивном мужском начале Шивы и активном женском Шакти, не было ни дружбы, ни сексуальной силы» и аналогично «не было ни Кришны, ни его пастушек». И все же в рукописях сикхов Богом названы и Вишну, и Шива, а в искусстве сикхов Кришна появляется в своих инкарнациях. Исконно индуистская вера в карму и перерождение сохранилась до наших дней, но смешалась с теистической верой в милосердие и спасение*.

В XVII веке десятый гуру, Гобинд Сингх, основал (к)хальса, «чистое», военизированное общество сикхов, чтобы оказывать сопротивление угнетателям-мусульманам. Он созвал всех сикхов для проведения праздника богини Дурги (Кали) и объявил, что ей требуется кровавое жертвоприношение. Во время драматической

* Т. Singh, etc., ed., Selections from the Sacred Writing of the Sikhs, 1960, pp. 104 f.

89

инициации он повел добровольцев в свою палатку в качестве жертв Дурги и вышел оттуда с мечом, обагренным кровью. Это была проверка на мужество. Позже Гобинд Сингх признался, что это была кровь козла, полюбившегося Дурге. Добровольцы образовали ядро (к)хальсы. Они получили крещение чистой водой, вылитой из железного сосуда и размешанной. Жена Гобинда, Гита, бросила туда немного сладостей. Этот нектар был разбрызган на них. Все они пили из одного сосуда, нарушая кастовый запрет в церемонии объединения.

Один из пяти признаков принадлежности к членам (к)хальсы — это ношение длинных, нестриженых волос и бороды (современные сикхи часто подравнивают свои бороды). Ношение тюрбана — это, вероятно, привнесенная традиция, а не кастовое предписание, и она вызывает проблемы у сикхов-эмигрантов. Однако трудно установить причины, почему сикхи не стригут волосы, хотя несколько раз они сами пытались это объяснить. Сбривание или выдирание волос, как уже было отмечено, широко распространялось среди аскетов — индуистов, последователей дзэн и буддистов. Были и другие святые люди, носившие длинные, всклокоченные, неухоженные волосы. Бритье могло служить знаком отречения от мира, и хотя некоторые аскеты сохраняли волосы на голове или оставляли пучок волос на макушке, большинство из них в конце концов окончательно срезали их и выбрасывали со словами: «Я ничей, и никто мне не принадлежит». Никто не может разгадать загадку, почему статуи Будды изображают его с волосами в форме короны или нимба, тогда как его последователи-монахи полностью бреют себе головы.

В отличие от такого аскетического бритья сикхи предписывают новопосвященным вообще не брить голову и бороду. Это объявляется признаком мужественности, как волосы Самсона, и сопровождается другими

90

ритуалами и одеждой. Индуистские аскеты часто ходили обнаженными и посыпали себя пеплом, как Шива, однако на инициацию сикхи должны были приходить полностью одетыми. Йоги часто надевали серьги, что у сикхов было запрещено. Индийские аскеты отвергали любые узы, в то время как сикхи утверждали, что Гобинд Синкх был их отцом, и все гуру также были их отцами. Йоги давали обет никогда не дотрагиваться до оружия, однако сикхам приходилось носить кинжалы, чтобы защищать свою веру и общину*.

Таким образом, сикхизм стал мужественной и «мирской» религией по контрасту со многими индийскими религиями, требовавшими отречения от мирского. (к)хальса была братством, притом открытым для всех классов и полов. Вместо того чтобы отрекаться от дома и мира, сикхская община утверждала, что реальный мир является полем битвы, где нужно защищать свои права, и если это необходимо, то с применением силы. Неудивительно, что сикхи стали выдающимися воинами индийской армии, поддерживаемой имперской Великобританией. Они преуспевали в промышленности, сельском хозяйстве и в торговле. Их агрессивность на публичных демонстрациях вызывала протесты со стороны индийцев.

В (к)хальсе женщины тоже могли пройти обряд посвящения и выполнять сходные с мужчинами обязанности. Они не были изолированы, не носили паранджу и молились в храмах вместе с мужчинами. Посвященные женщины принимали имя Каур, что означает «принцесса», а мужчины называли себя Сингх, то есть «лев». Некоторые из девяти гуру, последовавшие за Нанаком, имели более одной жены, а знаменитый правитель-сикх XIX века, Ранджит Сингх, имел много жен, причем некоторые были его законными супругами, а некоторые —

* J. P. Singh Uberoi in Sikhism, ed., D. S. Maini, 1969, pp. 125 ff.

91

любовницами. Он разрешал сожжение вдов среди сикхов, а на его могиле в Лахоре значатся имена четырех его жен и семерых любовниц, которые были сожжены во время похорон.

Считается, что, несмотря на собственный несчастливый опыт, гуру Нанак восхвалял женщин и порицал подавление. Он говорил: «Мы зачаты благодаря женщине, и благодаря ей мы рождены. Мы обручаемся с нею и женимся на ней. Она наш друг на протяжении всей жизни, и выживание нашей расы зависит от нее»*. Когда записки Ади-Гранха близились к завершению, один индийский поэт предложил включить стихотворение, в котором женщина сравнивалась с хитрым налетчиком, заманивающим мужчину, чтобы поработить его. Однако это предложение было отклонено.

В 1945 году Комитет сикхов одобрил «Рехат Марьяду», свод правил и законов, который отражал влияние современного реформистского движения против обрядов индуистов, прижившихся в сикхизме. Сикхам объявили, что они не должны теперь обращать внимание на кастовые различия, идеи загрязнения, церемонии полной луны, не должны носить священные нити или молиться у гробниц. Повсюду осуждалось детоубийство и детские браки. Жен других мужчин следовало почитать как матерей, а чужих дочерей — как собственных. Мужчина должен находить удовольствие в обществе своей жены, а женщины быть верными своим мужьям. Заявлялось, что женщине не следует носить паранджу, и каста не может влиять на ее брак**.

Социальное смешение полов все же оставалось ограниченным среди сикхов, даже в школах совместного обучения, не считая городских групп, живущих по западным стандартам. Свадьба была семейным и личным

* W. О. Cole and P. Singh Sambhi, The Sikhs, 1978, p. 142. ** Ibid., pp. 168 ff.

92

делом каждого, но жена должна устраивать всех родственников, хотя сикхи предпочитали говорить о том, что они лишь помогают во время свадьбы, а не организуют ее. Сикхи, в особенности инициированные, развивают собственную форму брака, в которой признаются женские права. Это скорее религиозная церемония, а не просто гражданский договор. В 1910 году такая сикхская форма бракосочетания была поддержана на государственном уровне.

Свадьба могла состояться в любом месте, но обязательно в присутствии Священного Писания, Гуру-грант-сахиб. Пара садится пред ним, и собравшиеся вокруг распевают гимны о значении свадьбы и о слиянии двух душ в одну: «Они не просто мужчина и женщина, которые близки физически. Только те по-настоящему обручены, у кого в двух телах один дух».