Мифы

Верховного бога людей, говорящих на языке Ила, звали Леза. Варианты этого имени широко распространились на востоке и юге Африки. Несмотря на то что были высказаны различные предположения о происхождении этого имени, Смит отдавал предпочтение глаголу, означающему «нежно любить, воспитывать» (как лелеет мать свое возлюбленное дитя или вождь свою общину). Леза живет в раю, он создатель всего сущего, он посылает дождь и помогает земле. Леза всегда рассматривается как мужчина, отец, хотя и сам он далек от человека и его жизни. Однако существовали мифы, рассказывающие о его семье, женах и сыновьях. В одной из легенд Леза фигурирует даже как «мать всех зверей».

Леза устанавливает обычаи, посылает смерть и обеспечивает человека лекарствами, способствующими рождению и сохранению расы. Замечательно, что, несмотря

171

на то, что африканцы были одержимы сексом, сохранилось совсем немного мифов о сексуальных приключениях верховного бога. Нет ни одной параллели с любовными приключениями великих индийских божеств Шивы и Кришны. Правда, у менее значительных африканских божеств подчеркивается сексуальная энергия и фаллицизм, однако об этом мало говорится в отношении верховного Бога.

Во многих частях Африки бога рассматривали как мужчину и отца, а в некоторых местах верховное божество было женщиной. В дельте реки Нигер главным божеством была мать со множеством грудей и детей, а среди игбо высшим существом являлась богиня земли Ала или Але. В соседней Дагомее (c недавних пор переименованной в Бенин) главным божеством была пара Маву — Лиза (не имеющая отношения к Лезе), которая породила других богов, также рождавшихся близнецами. В этих мифах можно проследить некоторую ссылку на древнее гермафродитное божество, давшее жизнь двойному создателю, а затем исчезло. Маву — Лиза создали мир из существовавшего материала, а не так, как Создатель — из ничего. Маву олицетворяла женское начало с его плодородием, материнством и нежностью, подобной луне. Лиза был сильным, воинственным и крепким, как солнце. Вместе они поддерживали ритм дня и ночи, попеременно представая перед людьми таким образом. Эта божественная пара выражает взаимодополняемые элементы жизни.

Природа дагомейских богов воспроизводится в человечестве. Идеальными родами считалось рождение близнецов, и культ близнецов был распространен повсеместно. В других частях Африки рождение близнецов считалось опасностью, и от них чаще всего избавлялись. Вселенная в дагомейской и некоторых других африканских космологиях сравнивалась с двумя половинами тыквы-горлянки, одна стоит на другой, а встре-

172

чаются они на горизонте. Земля плавает внутри этой тыквы, а вокруг кольцами сворачивается жизненная сила, символизируемая змеей. Эта змея также имеет две природы, мужскую и женскую. Радуга являлась воплощением этой змеи, красная часть — мужская, а голубая — женская*.

Среди догонов в Западном Судане также был распространен культ близнецов, а их космология отличалась эротизмом. Верховное божество, Амма, создал землю из глины, и она легла лицом вверх, ровно, как женское тело. Ее наружные половые органы символизировала муравьиная куча, а клитор — термитная. Амма был одинок, и он приблизился к земле, чтобы совершить с ней соитие, но это было ошибкой. Как только Амма приблизился к земле, термитная куча приподнялась и стала такой же твердой, как его пенис, и соитие не удалось. Всемогущий Амма срезал клитор, чтобы продолжить соитие. Таким образом клитородектомия у женщин была оправдана божественным примером. Однако вместо ожидаемых близнецов родился шакал, который доставлял постоянные неприятности Богу. Во время следующего соития, когда прежний барьер был устранен, произошло нормальное зачатие. Двойное семя и вода проникли в матку земли, и родились близнецы. Как и все другие создания, эти близнецы были образцами двойственности, и в каждом присутствовали основные принципы обоих полов.

Догоны верят, что человек, как и все первобытные существа, имеет две души разного пола. Одна живет в теле, а другая на небе или в воде. Когда мальчика подвергают обрезанию, он освобождается от элемента женственности, который присутствует у него в детстве. И аналогично, когда обрезание делают девочке (срезают клитор), это означает, что она освобождается от мужс-

* P. Mercier, in African Worlds, ed., D. Forde, 1954, pp. 219 f.

173

кого элемента, и ее клитор больше не препятствует соитию. Во время обрезания возносятся молитвы об успокоении души мальчика или девочки. Считается, что в это время высвобождаются их духовные силы.

Этот догонский миф был записан с многочисленными подробностями, и некоторые из его явно романтических элементов подвергались критике со стороны антропологов за то, что мало сходства с большинством обрядов в Африке. Но для разрешения данного спора нужно иметь единое мнение о первичности мифа либо ритуала*.