Пророк

В немусульманском мире часто говорят, что Мухаммад был чувственным человеком, что это дурно и не подобает Пророку. Его вера и деятельность являются центральными моментами для понимания отношений религии и секса в исламе, однако подтверждение фактам следует искать в Коране и в древних авторитетных биографиях и описаниях традиций. Весьма важно также при изучении этого вопроса учитывать контекст времени.

200

Общеизвестно, что у Мухаммада было четырнадцать жен, или девять жен и пять наложниц. Его полигамия не вызывает сомнений ни у его друзей, ни у его врагов. Но таковым был обычай той страны и времени. До сих пор во многих восточных странах принято, чтобы мужчина имел несколько жен. Многие политические проблемы решались с помощью женитьбы. Полигамия до наступления Средних веков не была официально запрещена и у евреев. Многие христианские правители, например Генрих VIII, также не соблюдали моногамию.

Похоже, Мухаммада, по тем временам, в которые он жил, нельзя назвать чрезмерно чувственным. Один выдающийся христианский ученый заметил, что «не будет преувеличением сказать, что все женитьбы Мухаммада имели явный политический аспект»*. Сто лет назад Томас Карлайль в книге «Герой-Пророк» отмечал, исходя из исламских традиций, что Мухаммад в некотором роде был даже аскетом, он жил просто и часто уходил в пустыню для медитации и молитв. «Его быт был беден, чаще всего он ел ячменный хлеб и пил воду, иногда в его очаге месяцами не зажигали огонь. О нем писали, что он сам чинил свои башмаки и латал одежду».

Между тем некоторые мусульманские писатели в стремлении наделить своего Пророка всеми достоинствами популярного героя, говорили о его чрезмерной сексуальной энергии. Традиционалист Бухари объявил, что Пророк мог за час удовлетворить всех своих жен и что он обладал половой силой сорока мужчин. Писатель утверждает, что многие женщины предлагали себя Пророку, речь идет не о беспорядочных связях, а о замужестве без приданого. Можно только догадываться, сколько всего могли сотворить из подобных сказок средневековые критики — европейцы, поскольку, как заметил один современный писатель, «факты очень ча-

* W. М. Watt, Muhammad at Medina, 1956, pp. 330 ff and 393 ff.

201

сто изобретают или фальсифицируют, либо просто преувеличивают»*.

На самом деле факты говорят о том, что Пророк не женился до двадцати пяти лет. В двадцать пять он взял в жены Хадиджу, которой было сорок лет, и она дважды была замужем. Они прожили в верности и, возможно, в любви друг к другу двадцать четыре года, и всех его детей, кроме одного, выносила она. Только после смерти Хадиджи, когда Мухаммаду было пятьдесят лет, он взял себе вторую жену, вдову вождя-мусульманина, погибшего в сражении, которая нуждалась в защите. В последние годы жизни, став выдающимся человеком и обретя множество последователей, Мухаммад взял себе других жен. Он умер в возрасте шестидесяти двух лет.

Хадиджа занималась торговлей. Она нанимала мужчин-продавцов, и те работали на нее. Вежливость и чистота Мухаммада произвели на нее такое сильное впечатление, что она предложила ему жениться на ней, и он согласился. Она стала «Первой матерью Верного» и вдохновила Мухаммада на его призвание Пророка. Когда в горной пещере ее мужу предстало первое видение ангела Гавриила (у мусульман Джабраила), он был потрясен. Хадиджа выслала за ним гонцов. Он вернулся, «сел у ее бедра и тесно прижался к ней». Кто-то из очевидцев утверждал, что когда Мухаммад объявил, что все еще видит Гавриила, Хадиджа заставила мужа «войти в нее». Гавриил улетел, своей скромностью доказав, что он ангел, а не демон. Хадиджа успокоила Мухаммада любовью, что позволило ему освободиться от напряжения, вызванного сверхъестественными видениями. Хадиджа была первой, кто поверил в слова Мухаммада. У нее был двоюродный брат Варака, старик христианин, изучавший рукописи. Когда Хадиджа рассказала ему, что пришлось пе-

* N. Daniel, Islam and the West, 1960, p. 102.

202

режить ее мужу, Варака ответил: «Так и есть, он Пророк этого народа».

Только одна из жен Мухаммада раньше не была замужем. Это Айше, третья жена, дочь его главного последователя и первого халифа, Абу Бакра. Айше было девять лет, и она продолжала играть в игрушки, и, по-видимому, еще некоторое время оставалась со своей матерью. Позже, во время похода, Айше почему-то вернулась домой в сопровождении молодого человека. Это было еще до того, как жены Пророка стали закрывать лица. Явного свидетельства дурного поведения Айше не было, и об этом стали говорить как о «лживом деле». Айше быстро выросла и превратилась в красивую, остроумную молодую женщину и стала главной женой. После смерти Мухаммада она поссорилась с его двоюродным братом и зятем Али, и их армии столкнулись «в битве верблюдов» недалеко от Басры. Битва получила название в честь верблюда, на котором ехала Айше. Ее схватили, но затем с почестями отправили назад, в Медину.

Мухаммад был женат на дочери своего второго последователя, Умара, второго будущего халифа, а Умар женился на внучке Мухаммада. Третий будущий халиф, Утман, женился на двух дочерях Мухаммада, а четвертый халиф, Али, женился на его дочери Фатиме. Таким образом, эти браки служили цели объединения мусульманской общины, хотя они и не обеспечили бесспорного наследника.

Между тем брак Мухаммада с Зейнаб, женой его приемного сына Сайда, время от времени вызывал критические комментарии. Зейнаб была двоюродной сестрой Мухаммада, и, очевидно, ее выдали замуж за Сайда против ее воли. Как-то раз Мухаммад зашел к Сайду, а того дома не было. Зейнаб встретила его в свободном легком платье. Пророк отказался войти, но ушел, восклицая: «Воздадим хвалу Господу, воздадим хвалу Творцу сердец». Зейнаб рассказала мужу об этих таинственных высказываниях, и Сайд тут же пошел к Мухаммаду. Он сказал, что готов разойтись со

203

своей женой, и Пророк приказал ему оставить ее. Зейнаб была тщеславной женщиной, она сделала жизнь Сайда невыносимой, и он развелся с ней. Выдержав срок для соблюдения приличий, Мухаммад женился на ней. Этот поступок оправдывается специальной ссылкой в Коране: «Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемными, когда они удовлетворят свои желания» (33, 37)*. Критики-немусульмане предполагали, что эта связь доказывает чувственность Мухаммада, однако самих современников заботило лишь то, что брак этот был запретным, так как нельзя жениться на супруге приемного сына. Коран показывает, что в древнем обычае таилась трещина.

За четыре года до смерти Мухаммад женился на Марии, коптской наложнице, которую ему подарил христианский правитель Египта. Она родила сына Ибрагима, к великой радости родителей, однако ребенок вскоре умер. Другие жены ревновали Пророка к Марии как к иностранке и, несомненно, искусной женщине, однако такая напряженность была обычным делом при полигамии. Если целью многочисленных женитьб Мухаммада было желание иметь детей, которые продлили бы его род и династию провидцев, то ему повезло гораздо меньше, чем Генриху VIII. Все его сыновья умерли в младенчестве, и только одна дочь пережила его на год. Это была жена Али, Фатима.

К концу жизни Мухаммад стал значительной религиозной и политической персоной, известной в большинстве арабских стран и в некоторых областях за их пределами. Он стал основателем новой религии, равной христианству и иудаизму, и автором рукописи Корана, который сравнивали с еврейской Торой и христианским Евангелием. Несомненно, Мухаммад был человеком

* Здесь и далее цитируется по Корану в переводе И. Крачковского.

204

глубоко" религиозным, с твердыми принципами и сексуальным опытом. Его семейную жизнь берут за образец. Современные апологеты утверждают, что, как женатый человек и отец, Мухаммад более по сердцу обыкновенным верующим, чем другие, безбрачные и отрицающие мир, религиозные лидеры.