Фаллицизм и обрезание

В Библии, хотя это в высшей степени пуританская книга, можно увидеть и другие фаллические символы.

238

Высокие скалы и камни, почитаемые как священные, могут считаться фаллическими символами. О Моисее сказано, что у него был прут, который превращался в змею, и он делал медного змея всякий раз, когда человека кусала змея, чтобы тот, посмотрев на медную змею, оставался в живых. Люди курили фимиам в честь этой змеи еще во времена царя Иезекииля.

Золотой телец, или бычок, также мог быть сексуальным символом, поскольку быков всегда наделяли огромной половой силой. Когда Аарон сделал золотого тельца, «люди уселись, чтобы выпить и поесть, а затем поднялись, чтобы предаться играм». Вернувшись с горы, Моисей услышал «голос поющих» и увидел, как «развратился народ», и что Аарон «допустил его до необузданности». Нетрудно представить себе оргию (Исх. 32). Когда Иеровоам в Северном Израиле позже создал независимое царство, фигуры золотых тельцов были установлены в храмах Вефиля и Дана. И Иеровоам повторил слова Аарона: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». Поскольку евреев вывел Яхве, то именно Он должен быть представлен в виде быка; однако летописцы в Иерусалиме посчитали это великими грехами Иеровоама, «которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля» (3 Цар. 14:16).

Самый явный фаллический момент в Библии — это практика обрезания. Происхождение и цель этого обряда до сих пор не ясны. Он распространен среди семитских народов, а также среди египтян и многих африканских племен, его практикуют мусульмане и эфиопы-христиане. Однако обрезание не было принято у большинства европейских, индийских, китайских и других соседних народностей. В Библии есть три записи о введении обрезания в Израиле. Священник-летописец связывает этот обряд с Авраамом, который принял его как знак соглашения с Богом и сам сделал обрезание себе, своему сыну Исмаилу и всем домочадцам-мужчинам. У

239

мусульман принято считать, что арабы произошли от Исмаила и Авраама. Летописец Второзакония заставил Осию подвергнуть обрезанию израильтян «ножом из камня», когда те вошли в Ханаанскую землю.

Однако самой выразительной и, вероятно, самой древней считается записанная яхвистами история о Моисее (Исх. 4), где говорится о возвращении Моисея на осле в Египет со своей женой Сепфорой и их сыновьями. В руках у него был жезл Господа. Бог встретил Моисея у временного пристанища и «попытался убить его», по-видимому, из-за того, что ни он, ни его сыновья не были обрезаны по обычаям Египта. «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня» (Исх. 4:25). И тогда Бог оставил Моисея в покое.

Слово «ноги» может быть эвфемизмом для гениталий. Однако остается открытым вопрос, делалось ли обрезание взамен человеческих жертвоприношений. Само слово означает нечто «обрезанное вокруг» и посвященное Богу посредством уничтожения. Обрезание совершалось как жертва Богу и символизировало смирение и подвластность человека Богу. Для евреев необрезанный мужчина был нарушителем договора с Богом, и его следовало «отрезать от его народа». Филистимляне, будучи европейцами, были не обрезаны и потому презираемы, как и другие схожие с ними народности.

Применение каменных ножей в рассказах о Моисее и Осии показывает, что обрезание практиковали с очень древних времен, когда еще не были распространены металлические ножи. Какова изначальная цель обрезания — сказать трудно. Выдвигались различные теории по этому поводу. Из них наиболее вероятной представляется одна, связанная с подготовкой к соитию, для чего и удаляли крайнюю плоть. Многие племена и по сегодняшний день производят подобный обряд не над младенцами, а над юношами в качестве части церемонии посвящения в муж-

240

чины. И Авраам, и Осия, по преданию, подверглись обрезанию в юные годы, и предположительно тогда и была впервые совершена подобная церемония. Потом евреи стали совершать обрезание на восьмой день после рождения, после того как ребенку давали имя.

Судя по действиям Сепфоры, можно предположить, что обрезание сначала выполнялось матерью, и некоторые исследователи выдвинули гипотезу, правда, без особых доказательств, что это являлось жертвой богине плодородия. Однако евреи не практиковали клитородектомию, или женское обрезание, которое было бы более подходящей жертвой для такой богини. История об Аврааме показывает, что отец стал главой семьи, и позже евреи стали приглашать специальных хирургов (резников) для подобных операций. Обрезание сначала совершалось дома, но в раннее Средневековье его перенесли в синагогу и проводили в присутствии конгрегации, с подходящими гимнами, придающими событию праздничное звучание.

Обрезание было опознавательным знаком для евреев на протяжении многих веков. В эллинистический период греки и римляне издевались над евреями из-за их обрезанных пенисов. Антиох Епифан и Адриан пытались упразднить этот обряд. Некоторые евреи, желавшие принимать участие в публичных играх и других родах деятельности, во время которых требовалось обнажаться, подвергались операциям, удлинявшим крайнюю плоть, однако против такой практики яростно возражали ортодоксы. В движении еврейских реформаторов XIX века обрезание подвергалось критике, особенно правила, требовавшие совершения его над прозелитами, обращенными в еврейскую веру. Поскольку эти операции переносились взрослыми мужчинами крайне тяжело, в 1892 году движение американских реформ отменило требование об обрезании взрослых обращенных, а затем это было принято во всех реформированных синагогах по всему миру.

241

Обрезание является знаком соглашения с Богом: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:11). Все сыновья и мужчины-рабы в доме еврея заключали договор с Богом путем обрезания. Однако реформаторы и пророки возражали против формальности внешнего обрезания и вели речь о внутренней символике. Так, создатель Второзакония увещевал евреев «обрезать крайнюю плоть своего сердца», и Иеремия обвинял евреев в том, что у них не обрезаны ни сердца, ни уши.

Обрезание стало проблемой для ранних христиан, которые разрывались между иудаистами, считавшими, что «пока вы не обрезаны по обычаю Моисея, вам не будет спасения», и такими пророками, как Павел, который, несмотря на то, что подверг обрезанию Тимофея, решил, что «нам не досаждают не евреи, которые повернулись к Богу» (Деян. 15). Павел стал проповедовать «евангелие необрезания», а Петр — «евангелие обрезания». Когда Христианская Церковь стала почти полностью нееврейской, об обрезании как-то забыли, и этот обряд сохранился лишь в некоторых сектах, вроде иудаистов-эбионитов. Стихи, касающиеся духовного обрезания, сохранились в христианских Писаниях, хотя для современной конгрегации они звучат странно, особенно на слух: «То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29), и «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).