Мужчина и женщина

В Библии акцентируется патриархат. У Авраама, Исаака и Якова было множество жен, и это показывало господство мужчин. Женщины легально считались собственностью, и муж «владел» своей женой. По мере раз-

242

вития Закона оба пола приобретали религиозную ответственность, хотя женщины были освобождены от некоторых требований, например, от ношения филактерии или тфилина*. Мужчины были главным образом ответственны за изучение и толкование Торы, в то время как на женщине лежали все домашние обязанности. Талмуд предписывал мужчинам благодарить Бога за то, что он не создал их женщинами, и это до сих пор можно прочесть в авторитетном еврейском ежедневном молитвеннике: «Благословен Ты, о, Господь наш, Бог, царь вселенной, который не сделал меня женщиной». Женщины со своей стороны благодарили Господа за то, что «он сотворил их в соответствии со Своей волей».

В Талмуде часто пренебрежительно говорится о женщине, однако там же отмечается, что в доме она выполняет важные религиозные функции. Каждую субботу мать семейства в окружении мужа и детей возжигает свечи и благодарит Господа, «который вознаградил нас своими заветами и завещал нам возжечь свечи шаббата». Затем отец берет чашу с вином и читает над ней Киддуш, или посвящение дню, отпивает из чаши и передает ее жене и детям. Затем обычно отец произносит хвалебную речь своей добродетельной жене. Речь состоит из нижеприведенных описаний.

Добродетельная жена, «цена ее выше жемчугов», показана в Притчах Соломоновых (31:15—29).

«Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои

* Филактерии, тфилин — две коробочки черного цвета. Одну из них во время определенных молитв прикрепляют ремнями к голове, другую — к правой руке. — Прим. пер.

243

к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их"».

Однако что все это время делает муж? Он сидит у деревенских ворот вместе со старейшинами земли и обсуждает законные дела, а, возможно, и сплетничает.

В апокрифическом Екклезиасте (25:6) можно встретить подобное, но еще более двусмысленные слова. «Счастлив муж хорошей жены», смелой женщины, стыдливой женщины, молчаливой женщины; а «красота хорошей жены» подобна солнцу, когда оно поднимается в зенит. Но: «Дай мне все зло, но только не зло женщины», ибо оно меняет ее вид, омрачает ее лицо, и она становится как медведь и делает так, что дракон или лев кажутся предпочтительней. Многоречивая жена подобна песчаной дороге для стариков, а сварливая женщина похожа на трясущееся ярмо быков, пьяная женщина вызывает настоящее отвращение, а распутная женщина убивает взглядом. «Грех начался с женщины, и из-за нее все мы умрем».

Отголоски подобного женоненавистничества слышны и в Талмуде, который критиковал болтливость и ревность женщин. Однако, несмотря на обвинения женщин в легкомыслии и заботе только о красоте, в других стихах содержатся признания в том, что «Господь наделил женщин большим разумом, чем мужчин». Так называемая «ведь-

244

ма» Эндора («ведьмой» ее именуют только в заголовках авторизованных стихов), явно была медиумом-спиритом. Пишут, что у нее был «знакомый дух». То, что медиумами во многих странах часто являлись женщины, помогает доказать склонность женского пола к оккультизму. Мужчины же всегда оставались хранителями более ортодоксальных и публичных религиозных церемоний.

Акцент на патриархат в Ветхом Завете влияет на концепцию Бога, который рассматривался как патриархальный правитель своего народа и суровый монарх. Говорили, что Бог всемогущий, всезнающий, всевидящий, ревнивый и кровожадный к своим врагам. Любопытно, что во все эти типично человеческие качества не включали половую силу, как у индийского Шивы. Однако суровые законы и националистические чувства, выраженные в Ветхом Завете, в гуманные времена часто шокировали людей до такой степени, что выдавали неприязнь даже по отношению к более человечным сторонам этой религии. Современные критики Библии многое пересмотрели, внеся в свои исследования концепцию развития от примитивной стадии до реформистской и пророческой. Действительно, ранние верования лучше всего анализировать в контексте времени их зарождения.

Назначались суровые наказания по отношению к тем, кто отклонялся от нормы в сексуальных вопросах взаимоотношений мужчины и женщины. То, что считалось противоречащим природе и замыслу Господа, по Его же приказу подвергалось проклятию и суровому наказанию. «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Прит. 9).

245

Кодекс благочестия и святости Левита требовал смертной казни за мужской гомосексуализм: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (20:13). Здесь ничего не говорится о лесбиянстве, хотя позже о нем упоминает Павел в связи с эллинистическим миром: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным» (Рим. 1:26), «и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Однако нет оснований считать, что Содом и Гоморра были разрушены из-за гомосексуализма. И в Библии, и в апокрифической литературе грех жителей этих городов описан как гордость, разнузданный досуг и пренебрежение к бедным и нищим (Иез. 16:49). Представление о «Содоме» как гомосексуальности появилось среди палестинских ригористов, которые ненавидели греческий образ жизни и потому инкриминировали ему подобного рода практику. Отголоски древней веры можно увидеть и в Новом Завете, в упоминаниях Содома и Гоморры, «блудодействовавших и ходивших за иною плотию, подверглись казни огня вечного», что позже оказало влияние на христианскую мысль (Иуд. 7).

Трансвестизм осуждается во Второзаконии (22:5). И женщины, которые носят мужскую одежду, и мужчины, «надевающие женские платья», осуждаются Господом. Скотоложество также сурово наказывается Левитом: «Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте» (20:15).

В двух длинных списках (Лев. 18 и 20) перечислены запрещенные степени родства. Эти запреты, формирующие основы поздних еврейских и христианских брачных запретов, уходят корнями в домусульманские времена. Выражение «обнажить наготу» любого близкого родственника означало вступление с ним в связь. Несмотря на то что соитие с женой брата изначально было запрещено, в более поздних текстах брату предписывалось

246

взять в жены супругу своего умершего брата, если у нее нет сына, и «восстанови семя брату твоему». И так было принято до времен Нового Завета (Втор. 25:5). Левиратская свадьба («левир» означает зять) постановляла, что первый ребенок должен быть назван в честь умершего брата. История Онана (см. ниже) показывает, что некоторым мужчинам такое правило не нравилось. Во Второзаконии говорится, что если мужчина не хочет брать в жены вдову своего брата, то он должен сказать об этом старшим в роду. Иначе женщина может снять с него башмак и плюнуть ему в лицо, и проклясть его, как человека, который не хочет построить дом своего брата. Талмуд комментирует, что старейшины обязаны отсоветовать мужчине жениться, если он молод, а женщина стара, или если он стар, а она молода, потому что это вызовет в доме распри. Считается, что мужчина должен жениться на женщине своего возраста.

Левит назначал суровое наказание за супружескую измену: «Да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев. 20:10). Такое же наказание следует за соитие с женой отца или с невесткой. Если мужчина женится как на женщине, так и на ее матери, то «на огне должно сжечь его и их». Прелюбодеяние с женой дяди каралось бездетностью, как и адюльтер с женой брата. Соитие во время менструации влекли за собой изгнание из общины, потому что «он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих».

Девственность считалась сокровищем и тщательно оберегалась, и во Второзаконии приведены подробные детали того, как защитить ее. Если мужчина женился на женщине и совокупился с ней, однако женщина ему не нравится, он мог объявить, что она не была девственницей. И тогда ее родители должны были предъявить «доказательства непорочности» — запятнанные кровью ночные одежды, и расстелить эти одежды перед старейшинами города. Если это принималось в каче-

247

стве доказательства нарушения девственной плевры, то мужчина подвергался штрафу за то, что опозорил имя девственницы, и обрекался на связь с ней на всю жизнь. Однако если доказательства непорочности не были представлены, девушку забивали камнями до смерти, «ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего».

Если обрученная девственница не сопротивлялась связи с другим горожанином, их обоих забивали камнями до смерти, «за то, что она не кричала в городе». Если тот изнасиловал ее в поле, тогда умереть должен был один мужчина, потому что «хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее». В том случае, когда девственница не была обручена, а «мужчина лег с ней», он обязан был заплатить штраф, а она должна была стать его женой на всю жизнь, «потому что он опорочил ее» (Втор. 22).

Считалось, что кровь и семя приносят ритуальную нечистоту. Менструация и другие кровянистые выделения из влагалища требовали очищения, наряду со стиркой одежды и омовением всякого, кто касался этой женщины. После рождения ребенка мать считалась нечистой в течение семи дней, пока младенец-мальчик не подвергался обрезанию, или две недели после рождения девочки. Всего на очищение отводилось тридцать три дня, во время которых женщина не могла «дотрагиваться до священных вещей и заходить в святилище». В конце срока женщина должна была взять ягненка или голубку для «отпущения греха» и принести их священнику, который «совершит искупление» перед Господом (Лев. 12). Кровь считалась концентратом силы и существовали древние табу на использование ее загрязняющей энергии. В другом контексте кровь рассматривалась как жизнь самой души живого существа, и из этого вытекали все кошерные ограничения против употребления в пищу крови животных.

248

Считалось, что семя также приносит нечистоту как во время соития, так и во время непроизвольного выброса или продолжительного семяизвержения. Мужчина считается нечистым до вечера, и всю его одежду необходимо выстирать. Женщина, с которой он лежал, также должна вымыться, и она остается нечистой до вечера. Мужчинам с изувеченным пенисом запрещалось входить в Собрание Господне. Такие же запреты касались незаконнорожденных и их потомков до «десятого колена». (Втор. 23). Ввести и поддерживать соблюдение этих запретов, вероятнее всего, было необычайно сложно, однако они демонстрировали заботу священников о ритуальной чистоте и порядке в общине Господа.

Онану (Быт. 38) приказали возлечь с женой его умершего брата, а он в момент соития изливал свое семя в землю, чтобы не отдать его брату. За это злодеяние виновный был убит Господом. В Оксфордском толковом словаре английского языка онанизм определяется как «незавершенное соитие», «мастурбация» или «самоудовлетворение». Несомненно, последние два значения здесь ни причем. В большом словаре цитируется «медицинское» определение 1874 года, согласно которому «онанизм часто сопровождается безумием, а иногда является его следствием». Неудивительно, что такое представление вызывало неоправданную тревогу у мастурбирующих подростков в викторианскую эпоху и позже в Британии и в Америке, о чем свидетельствует «Жалоба Портноя».

Женщина из той же истории об Онане, Фамарь, должна была забеременеть. Она сняла с себя вдовьи одежды, облачилась как проститутка и совратила своего свекра, Иуду. При этом предусмотрительно сохранила в качестве залога его печать, перевязь и трость, а когда ее обвинили перед Иудой в распущенности и приговорили к сожжению, она предъявила эти дары и была оправдана. В результате всех этих семейных отношений Фамарь

249

родила близнецов, и о ней упоминается в Евангелии от Матфея как о прародительнице Иисуса Христа.