Любовь и брак

Удивительно, что, несмотря на весь свой жизнеутверждающий настрой, Библия накладывает столь жесткие правила на взаимоотношения полов. Хотя в то же время в нее включена и такая восторженная и чувственная книга, как «Песнь Песней». Может даже показаться, что эта книга ближе к религиозной литературе индуизма, и она могла бы войти в часть любовной лирики Кришны и Радхи, ведь «Песню Песней» сравнивали с «Гитой-говиндой». И все же Библия — это антология, состоящая из многих сведений; она составлена огромным количеством людей и затрагивает самые разнообразные темы. «Песнь Песней» — не религиозное произведение, в нем не упоминается имени Яхве, и тем не менее она радует евреев и христиан на протяжении многих веков.

Принадлежность «Песни Песней» к канону еврейских писаний оспаривали «до тех пор, пока не пришли люди из великой Ассамблеи и не разъяснили ее» в духовном смысле. Раввин Акиба сказал, что «весь мир не стоит дня, который был дан Израилю. Все писания священны, однако «Песнь Песней» — святая святых». Велись споры о том, что представляла собой эта книга — была ли она отражением любовной идиллии или аллегорией взаимоотношений Бога и Израиля, либо это представленное символическим языком общение Бога и человека. Последняя точка зрения преобладала, и стали считать, что книга была написана Соломоном, а вдохновил его на это Божественный Святой Дух.

В христианстве аллегорическая интерпретация вышла на первый план. Бернар Клэрво в XII веке толковал эту книгу как учение о мистическом союзе Бога и чело-

250

века, изложенное в проповедях и гимнах. Такое толкование отражено во многих изданиях английской авторизованной версии Библии, где в подзаголовках глав излагались «описания Христа по его милости», воссоздававшие чувственный образ любовника: «Губы его — лилии, источают текучую мирру; руки его — золотые кругляки, усаженные топазами; живот его — как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами». И милостью церкви был также воссоздан образ возлюбленной: «Как лента алая губы твои», а «два сосца твои — как двойни молодой серны».

И авторство Соломона, и аллегория Божественной любви не так уж важны для того, чтобы оценить это произведение как собрание любовной лирики. Это могло быть и драмой страстной влюбленности царя в девушку-пастушку, которая любила другого, свадебной игрой обрученных. Скорее всего, это была серия любовных поэм, которые в древние времена пели или читали наизусть на свадебных пирах. Такие же поэмы до сих пор распевают на свадьбах на Ближнем Востоке, где жених и невеста наряжаются королем и королевой, как в Индии. «Неделя короля» озаряла исполненную тяжкого труда жизнь земледельца. А любовь мужчины и женщины ассоциировалась с радостями весны, как сказано в старинных стихах о плодородии:

Вставай, любовь моя, прекрасная моя, пойдем. Ты слышишь: вот зима прошла, И дождь закончился: Земля в цветы оделась; Настало время птицам петь.

Многие стихи написаны от имени женщины, в них говорится о радости секса: «Пусть он поцелует меня своими устами: ибо любовь моя лучше вина». Она беспокоится из-за своей смуглой кожи, но сознает, что явно кра-

251

сива: «Я смугла, но мила». Она видит царя за столом, но ждет своего возлюбленного, «карабкаясь по горам». Ночью она ищет его на городских улицах («темной ночью души»): «На улицах и на широких дорогах я буду искать того, кого любит душа моя; я искала его, но пока не нашла».

Затем берет слово возлюбленный и превозносит все части ее прекрасного тела: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» Вновь она спит и слышит его шаги у двери. Но когда встает, его уже нет, и ей остается оправдывать свою любовь, описывая его красоту: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других». Далее следуют еще описание женщины: «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями» (П. Песн. 7:2— б).

Ни один парафраз не скажет достойно о красоте этих стихов, в которых в возвышенных выражениях славится любовь мужчины и женщины и которое завершаются так:

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь...

У евреев брак считался религиозным долгом. Один раввин сказал, что если мужчина не женится, значит, он не полноценный мужчина. Другая поговорка раввина

252

звучит так: «Каждому мужчине нужна женщина, и каждой женщине нужен мужчина, и им обоим нужно Божественное присутствие». Есть и другие слова: «Дом мужчины — его жена». И еще: «Я никогда не называл жену другим именем, но всегда "мой дом"».

Иудаизм, так же как и ислам, осуждал безбрачие. Священники и раввины должны были быть женаты, а первосвященника принуждали к женитьбе. Существуют несколько исключительных примеров безбрачия. Иеремии сказали: «Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем» (Иер. 16:2). Правда, не ясно, пожизнен ли целибат Иеремии, поскольку эти слова были сказаны ему в Иерусалиме, а после этого он отправился в Египет. В любом случае это было особое распоряжение, имеющее особые причины. Все другие пророки были женаты. Очевидно, более поздние толкователи полагали, что во временном или регулярном половом воздержании была некоторая религиозная ценность, однако это противоречило традициям ортодоксального иудаизма, хотя и могло повлиять на раннее христианство.

Термин, обозначающий брачную церемонию, — «Киддушин», подразумевает «освящение» и относится к общему понятию — «святой». Любовь была священна, и о ней в Талмуде написано, что «мужчина скрывает свою жену от всего мира как предмет, посвященный Святилищу». В иудаизме сама еврейская свадьба не считалась священнодействием, и ее не проводили священники, как в поздних обрядах бракосочетания у христиан. Она ближе к простому сакраментальному представлению о муже и жене, состоящих в отношениях, освященных духом во время заключения брака, когда они дают обеты верности друг другу перед Господом. В Талмуде высказано предположение, что поскольку все происходит по воле Господней, значит Бог устраивает и браки, а раз уж браки заключаются на небесах, то есть некоторые основа-

253

ния для того, чтобы считать, что романтический взгляд на брак — это религиозный взгляд. Во время свадьбы Адама и Евы Бог выступал как шафер Адама и заплел в косы волосы Евы, чтобы она предстала перед мужем красивой.

Мужчинам рекомендовалось жениться с восемнадцати лет; традиционно нужно было построить дом, посадить виноградник и взять жену. Было сказано что «к двадцати годам Святой Бог, да благословенно будет Его имя, следит, чтобы мужчина был женат и проклинает его, если он не делает этого». Девушка должна выходить замуж еще раньше, в возрасте двенадцати лет, и ей должен быть предоставлен выбор: «Я хочу выйти замуж так-то и так-то». Важное место отводилось удовольствию в браке и продолжению рода, и это подчеркивалось правилами (Втор. 24:5), гласившими, что «если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял».

Найти жениха для дочери было долгом отца, и существовали указания, как сделать правильный выбор. Мужчина, отдавший свою дочь за старика, мог быть осужден в соответствии со стихом из Левита, в котором говорилось: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда». И аналогично молодой человек не должен был жениться на старой женщине. Чересчур высокий, низкорослый, светлый или смуглый человек не должен был жениться на женщине с подобными изъянами, чтобы эти качества не усугубились бы в чрезмерной степени в их детях.

Хорошо известно, что в библейские времена практиковалась полигамия, и существовала она еще довольно долго. Мудрейший Соломон, по преданию, имел семьсот жен и триста наложниц, однако «его жены отвернули его сердце» от Господа, потому что они принесли с

254

собой культ своих богов. Давид, на которого снизошел Святой Дух Господа, также имел множество жен и любовниц, однако он испытывал страсть к Вирсавии, и отправил ее мужа на смерть, чтобы сохранить женщину за собой. Священники, как и правители, в библейские времена, также могли иметь более одной жены. Однако в те времена, когда полигамия преобладала во многих восточных странах, сомнительно, чтобы обыкновенные люди могли ее себе позволить.

Модель поведения, приведенная во второй истории создания в книге Бытие, может быть применена только в моногамном браке: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». Образ идеальной женщины в пословицах так же подразумевает моногамию, как и та роль, которую играет мать в еврейском доме. Следовало судить об обществе в целом по примеру жизни богатых и могущественных правителей, чья деятельность записывалась более подробно, чем жизнь обычных пар.

И причина, и проблемы полигамии проиллюстрированы в повествовании Самуила. У его отца Елкана было две жены. У Анны не было детей, и, видимо, поэтому он взял себе другую жену. Вторую жену назвали соперницей, и она каждый год жестоко провоцировала Анну, заставляла ее раздражаться. Не давала ей еду, потому что «Господь заключил чрево ее». В конце концов, после многолетних молитв «вспомнил о ней Господь», она родила сына, и назвала его Самуил, «ибо [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его», и посвятила его служению Богу.

Талмуд также санкционировал полигамию, хотя на этот счет высказывались разные точки зрения. Один авторитетный священник говорил, что «мужчина может жениться столько раз, сколько ему нравится», но другой раввин объявил, что «он может иметь не более четырех» (как мусульмане). Другой раввин утверждал, что мужчи-

255

на должен дать жене развод, если она этого желает, и жениться на другой женщине. Полигамия в иудаизме окончательно была объявлена вне закона в XI веке н. э. И в настоящее время те, кто практикуют полигамию, подвергаются изгнанию из общины. Исключение составляет лишь небольшое количество еврейских общин в мусульманских странах.

Для мужчины развод был легким делом. Патриархальная система в Библии и в Талмуде давала абсолютную власть мужу, утверждалось, что, в то время как «с женщиной можно развестись с ее согласия или без оного, с мужчиной развестись можно только с его согласия». Однако впоследствии реформатор раввин Гершом, запретивший полигамию в XI веке, также заявил, что развод можно совершать без согласия жены.

Простота развода, во время которого женщине дается свидетельство о разводе из-за неблаговидных вещей, декларировалась Второзаконием (24) и интерпретировалась раввинами. «Неблаговидные вещи» или, буквально «обнаженные вещи», были восприняты школой шаммаи как измены, и это означало, что с женой невозможно развестись, если только она не оказалась неверной. Но школа гиллеля утверждала, что «неподобающим» может оказаться все, что угодно, даже плохо приготовленная пища. Однако снисходительность все же преобладала. Слова пророка Малахии (2:15), «не поступай вероломно против жены юности своей», потому что нехорошо прогонять ее, истолковывались следующим образом: «Если ты ненавидишь ее, отпусти».

Защитой от поспешных разводов был обязательный возврат выкупа за жену, переданного во время брачного соглашения (кетубах). Для мужчины, жившего с дурной женой, обязанного при расставании с ней выплатить за нее большую сумму, это могло оказаться неразрешимой проблемой. Между тем если поведение женщины вызывало скандалы, с ней можно было развестись без выпла-

256

ты ей кетубаха. Плохим поведением жены считались громкие крики, слышимые на улице, проклятья детей мужа в его присутствии, разговоры с чужими мужчинам. Иногда даже выход на улицу с непокрытой головой расценивался как нарушение приличий. Безумие не было основанием для развода, потому что сумасшедшая женщина могла стать жертвой злоумышленника, однако серьезная болезнь, такая, как проказа, могла оправдать развод.

В таких случаях брак завершался беспрепятственно, особенно для мужчин, и считается, что эти правила установили тот стандарт брачных отношений, который сохраняется и поныне. Наличие детей, особенно сыновей, заставляло большинство людей сохранять брак. Большая семья была знаком Божьего расположения, и это приносило с собой соответствующие обязанности, согласно которым, детей растили с величайшей заботой.