Современность

В наше время различные факторы влияют на оценку секса, и некоторые из них оказывают влияние и на

религии. Об этом будет кратко рассказано в заключительной главе. Однако особенно значимым для

христианского отношения к сексу за прошедшие сотню лет было развитие критического подхода и к

Писанию, и к традициям. Другим религиям в будущем придется столкнуться с такой же критикой своих

истоков, в настоящее время из всех религий наиболее этому подвержено христианство, что можно

проследить и в протестантизме, и в римском католицизме.

Многие рядовые протестанты, духовные лица и миряне в настоящее время придают большее значение

сексуальным идеям психологов и феминистов, чем отцы раннего христианского учения и жившие в Средние

века. Поэтому, когда они обращаются к религии с тем, чтобы она помогла им разобраться в непростых

вопросах секса, им легко перешагнуть через века и возвратиться к Библии, чтобы обнаружить в ней

натуралистическое отношение евреев к половым отношениям. Сегодня можно критиковать не только

полигамию Ветхого Завета, но и дуализм Павла. Невероятно, что христианство, представляющее собой

самый значительный религиозный материал, — самое естественное в вопросах секса. Римские католики,

проявляя рыцарское отношение к истории, даже в либеральных странах могут столкнуться с большими

трудностями, однако в их работах можно проследить такую тенденцию. Наиболее просвещенные теологи,

как протестантские, так и католические, подчеркивают недопустимые искажения истин, что указыва-

308

ет на напряженные условия, в которых им сегодня приходится работать.

Отдельные церкви или группы церквей на Соборах сделали немало заявлений по вопросам секса. Здесь

можно привести несколько примеров. Англиканские конференции Ламбета, собирающиеся раз в десять лет,

после инаугурации в 1857 году приняли во внимание природу человека и его требование к признанию

чистоты и нерушимости брака. До 1958 года сексуальные отношения в полной мере не обсуждались.

Традиционные учения Церкви о сексуальных отношениях были разбиты на несколько точек зрения.

Абсолютный приоритет продолжения рода стал отрицаться, была подчеркнута и превознесена ценность

соития самого по себе и отвергалось любое замечание о его злой природе. Особенно следует отметить, что

были одобрены методы контрацепции, «приемлемые для совести христианина» как средство для

планирования семьи.

В других сообщениях англиканской церкви, особенно в докладе «Брак и семья в сегодняшней Британии» за

1974 год, говорится о соитии откровенно и натуралистично, а сексуальность рассматривается как свойство,

во многом определяющее личность человека, а не просто как способность к коитусу. Между тем по

сообщению комиссии архиепископов «Брак и задача церкви», выпущенному в 1978 году, допущение развода

и повторного церковного брака было отвергнуто Синодом, вероятно, из-за ощущения, что изменение

дисциплины брака ослабит христианское влияние на культуру и вызовет волну разводов. В то же время

другие церкви в Европе и Америке ослабили свои законы против развода и повторного брака, и часто на

своих службах сочетали повторным браком представителей англиканской и Римско-Католической церкви.

В римском католицизме бесчисленные теологи пытались решить вопросы морали более свободно по сравне-

309

нию с прошлым, однако их ограничивали строгие энциклики и законы. Энциклики Casti Connubit в 1930 году

пересмотрели традиционную позицию, намеки на изменения имеются и в документе Второго Ватиканского

совета, Gaudium et Spes, выпущенном в 1965 году. Этот документ утверждает, что «брак учреждается не

только ради продолжения рода» и что «семья — это некая школа большой гуманности». Однако надежды на

признание искусственных методов контрацепции, которые широко применялись на практике, были развеяны

в результате публикации энциклики Humanae Vitae, Папой Павлом VI в 1968 году. Энциклика начинается с

благословенного одобрения «нового понимания достоинства женщины» и «ценности любви в браке, и

значения интимной брачной жизни в свете этой любви». Однако энциклика отвергает большинство

утверждений своей подготовительной Комиссии: «Выводы, полученные Комиссией, не могут быть учтены

Нами, как определяющие и требующие абсолютного признания, также они не могут отвлечь Нас от долга

лично изучить этот серьезный вопрос». Таким образом, власть Папы была усилена, ибо «церковь достаточно

сильна в своем авторитете, чтобы объяснить естественные законы нравственности». А также церковь

«всегда предоставляла учение о природе брака и о правильном использовании супружеских прав».

Постановили, что муж и жена «не могут действовать по своему выбору в деле передачи жизни». Церковь

запрещала «любое действие до, во время или после соития, направленное на помеху зачатию». Также

осуждалась и стерилизация мужчины или женщины, и «превыше всего намеренные аборты».

Церковь позволяла женатым людям пользоваться природными циклами и «вступать в брачные отношения

точно в то время, когда они бесплодны». Еще одна причина возражений против контрацепции заключалась

в том, что «человек, который привыкает к использованию

310

методов контрацепции, может забыть об обязательном уважении к женщине, и не придавать значения ее

физическому и эмоциональному равновесию». О том, что это может случиться, если заниматься сексом

только в безопасные дни, вообще не упоминалось.

Вокруг этой энциклики разгорелись споры, а газеты получили тысячи писем с протестами от католиков.

Некоторые священники вели проповеди против нее и были подвергнуты наказанию, другие игнорировали

ее, давая практические советы пастве. Ортодоксальный экуменический патриарх поддержал Папу, но

архиепископ Кентерберийский заметил, что такое учение «во многом отличается от принятого англиканской

общиной». Аналогичная строгость римско-католических официальных кругов проявилась в «Декларации,

посвященной определенным вопросам, касающимся сексуальной этики», опубликованной в 1975 году. Она

осуждала сексуальный союз до свадьбы, даже если налицо было «твердое намерение жениться и обоюдная

привязанность», потому что традиционная моральная доктрина устанавливала, что «каждое соитие должно

исполняться в рамках брака». Гомосексуальность осуждалась, ибо в ней не хватало «существенной и

необходимой законченности», так как гомосексуальные акты являются «серьезным искажением и даже

представляют собой печальное последствие отрицания Бога». Мастурбацию расценивали как «тяжелое

этическое нарушение», и, несмотря на тот факт, что психологи и социологи заявляли, что это нормальный

феномен сексуального развития, «такое мнение противоречит учению пасторальной практики католической

церкви». Мастурбация признается «актом серьезного нарушения» еще и согласно декрету от 1054 года,

«даже если ее невозможно доказать, Писание осуждает этот грех по имени». Все три практики были

признаны незаконными потому, что им не хватало «полного чувства взаимной отдачи и продолжения рода

человеческого в контексте истинной любви».

311

Различные взгляды были широко распространены на менее официальном уровне, и вариант ответа на

Humanae Vitae и на «Декларации» 1975 года был дан римско-католическим доктором Джеком Доминианом.

Он начал с определения сексуальной этики на основании «концепции личности в условиях единства

человека и любви». Возврат к учениям Нового Завета о любви должен был перевести взгляды христиан на

сексуальные отношения на более высокий уровень. Традиционные учения по сексуальной этике нуждались

в пересмотре, а авторитетные заявления необходимо было приспособить к правам мирян. Сексуальные

вопросы выстраивались по степени значимости: сексуальное наслаждение, мастурбация подростков,

добрачный секс, секс в браке и контрацепция, как и все связанные с этим проблемы, о которых следовало

судить, согласно принципам любви и индивидуальности. Был сделан вывод, что христианская сексуальная

этика требует «положительного восприятия человеческой сексуальности» в любовных отношениях*.