Последние исследования

Избрание в 1978 году польского Папы Иоанна Павла II, укрепило консервативные тенденции в церкви.

Также оказали влияние назначения епископов-традиционалистов и принятие твердых заявлений по поводу

доктрины и морали. Самыми заметными были длинные папские энциклики Veritatis Splendor («Великолепие

правды») 1993 года и Evangelium Vitae («Евангелие жизни»), вышедшее в 1995 году. Адресованные

епископам Римско-Католической церкви, они предлагают «служение всему человечеству». Пасторам было

предписано

* J. Dominian, Proposals for a New Sexual Ethic, 1977.

312

следить за тем, чтобы только официальную католическую мораль преподавали в школах и клиниках.

Отдельные теологи возражали, что некоторые моральные правила были временными и постепенно могли

измениться. Однако Папа заявил, что причина удостоверяет неизменный характер «по-настоящему злых

проступков». Примерами таких проступков служили человекоубийство, пытки, рабство и проституция, к ним

также были причислены аборты и контрацепция. Папа сказал, что «рассматривает практику контрацепции

как существенное зло... она всегда будет вне закона, даже если причины были самые веские. Зачем

совершать зло, если может получиться добро».

Папа призывал женщин, изнасилованных во время войны в Боснии, не делать аборты, однако при этом

иезуитский журнал говорил о том, что во время войны в Конго в 1960 году монахиням было разрешено

пользоваться противозачаточными средствами, когда им угрожало изнасилование. Во многих странах между

государством и церковью шла борьба за разрешение абортов, и даже в традиционной католической Польше

с превышением в один голос в сенате в 1993 году был одобрен билль, разрешающий «социальные аборты».

Некоторые рабочие-католики требовали разрешения делать аборты и предохраняться в условиях

перенаселения и высокой женской смертности и приводили в качестве аргумента необходимость

использования презерватива как средство для предотвращения распространения вируса СПИД.

В 1993 году методистская церковь в Британии, самая большая из свободных церквей, проводившая

несколько лет дискуссии по вопросам секса, подтвердила традиционное христианское учение о «целомудрии

для всех внешних браков и верности в них». Однако при этом получил признание гомосексуализм, о чем

свидетельствует допустимость «участия и приобщения лесбиянок и геев к

313

церкви». По этой декларации возникали разногласия между христианским движением лесбиянок и геев и

евангелическими группами, проводились акции протеста, однако большой ереси не было. Между тем в

англиканской церкви Великобритании, наряду с признанием существования гомосексуализма среди

некоторых представителей духовенства, заявлением епископа по «Вопросам сексуальности человека»

запрещалась практика гомосексуализма, то есть физические отношения между людьми одного пола.

Движение «за вывод», проводившее публикацию имен священников-гомосексуалистов и епископов,

осуждалось некоторыми признанными гомосексуалистами как жестокое вторжение в личную жизнь.

Множество обвинений в адрес духовенства по поводу сексуального насилия над подростками подчеркивало

напряжение, в котором находились священнослужители из-за закона о целибате священников Римско-

Католической церкви.

После многих лет, проведенных в спорах, англиканская церковь в Англии в 1992 году согласилась

предоставить женщинам право принимать сан священника, хотя женское рукоположение уже состоялось в

англиканской церкви в шестнадцати странах, и к тому времени в США работали 1031 англиканских

женщин-пасторов. К 1994 году свыше тысячи женщин было посвящено в духовный сан, и они стали

англиканскими пасторами в Англии. Некоторые мужчины-пасторы не соглашались с таким отходом от

традиции, но не опротестовывали само понятие «женщины-пастора» как таковое. Они возражали против

того, что англиканская церковь предпринимает такой шаг не считаясь с мнением Римско-Католической и

восточной православной церквей. Однако и сама Римско-Католическая церковь единолично заявила о догме

Непорочного Зачатия и Успения, а многие реформистские церкви по всему миру уже посвящали женщин в

духовный сан. Некоторые английские англиканские свя-

314

щенники перешли в католичество, и среди них — бывший епископ Лондона, однако причинами этого

послужили некоторые отклонения от нормы, внушавшие опасения духовенству.

В настоящее время мнение христиан по вопросам секса явно разделились даже внутри Римско-Католической

церкви. Существует общее согласие в том, что идеал — это моногамия, хотя имеются различные мнения по

поводу разводов и повторных браков. Несмотря на энциклики, христиане принимают и другие сексуальные

практики, которые могут показаться им даже более естественными и не вызовут того ужаса, что мог бы

возникнуть в прошлом. Соитие в браке больше не рассматривается как осквернение или нечто низменное.

Если же христиане сегодня пожелают воспринимать свою религию как освящающую материальный мир и, в

частности, сексуальную его сторону, они могут вернуться к еврейским истокам более беспрепятственно, чем

когда-либо начиная с I века.

315