Проституция

В эпосе и в классических индийских текстах внебрачный секс для мужчин не запрещался и даже был частью их жизни. Существовали высококлассные куртизанки для увеселения мужчин из высшего сословия и считалось, что они должны быть обучены шестидесяти четырем видам искусств и науки (представляли собой некий эквивалент греческим гетерам и японским гейшам). Куртизанки действительно были образованы, и их учителям платило государство. Их учили танцевать, петь, шить, давали навыки актерского мастерства, искусства икебаны и многое другое. Образованные куртизанки (ganikas) отличались от случайных проституток (kalutas), обслуживавших представителей низших классов.

Контрасты традиционной индийской жизни проступают при сравнении жизни аскетов и куртизанок, либо замужней героини и проститутки. Юдиштира, централь-

* S. Stevenson, The Rites of the Twice-born, p. 251.

37

ная фигура эпоса, не только владел женами и делил постель с Драупади, но и посылал приветы «прелестно одетым, разукрашенным, надушенным, ублажающим и счастливым женщинам из дома радости». Армию Рамы, направлявшуюся на поиски его верной жены Ситы, сопровождали «женщины, которые жили своей красотой», и они были не подобием лагерных проституток, а умными, расчетливыми женщинами, действующими в интересах своих городов. Когда Рама должен был принять посвящение в короли, жрец огласил, что у всех должен быть праздничный вид, храмы следует подготовить к торжеству, а дочерей удовольствия собрать в королевском дворце.

Во многих эпических произведениях прославляется враждебность по отношению к обычной проституции. Бордели и пивнушки следует держать под контролем, поскольку они наносят вред королевству; считалось, что публичный дом в тысячу раз хуже бойни, где лишают жизни. Воры и преступники становились вровень с проститутками, а в «Камасутре» говорится, что «настоящие» проститутки должны быть «прикреплены» к участкам полиции или находиться под опекой могущественных людей, чтобы они могли защитить их от нападок.

Deva-dasis, «служанки Господа», являлись высококлассными проститутками и служили божествам индуистских храмов. Эта практика, существовавшая до конца XIX века, уходит корнями в древние времена. Девочек отдавали в храмы в детстве, в качестве дара божеству, скорее всего, в надежде на рождение сына или получение каких-либо других благ. Говорили, что те выходят замуж за бога, за Кришну или Шиву, и в формальной брачной церемонии с ними проводили ритуальную дефлорацию, которую осуществлял либо жрец, либо богатый хозяин. Часто их заставляли садиться на каменный фаллос (лингам). Девушек обучали искусству эротики и

38

за определенную цену сдавали гостям храма. В их обязанности входили танцы и пение. Танцы из-за этого долго считались безнравственными, пока современные реформы не изменили отношения к ним.

В Индии храмовая проституция приобрела широкое распространение, и пилигримы иногда жаловались, что храмовые «девицы», соблазняя их, мешают поклоняться богам. Большие храмы, особенно на юге Индии, сторонним наблюдателям часто напоминали бордели: в них жили сотни проституток, с которых местные власти взимали налоги. Вероятно, из-за таких налогов «проституток в законе» держали как источник частного и общественного дохода.

Храмовая проституция была упразднена англичанами с помощью индийских реформаторов в тот же период, когда запретили обряд сожжения вдов. Ранее лишь профессиональные куртизанки, «прикрепленные» к индуистским храмам, специализировались на эротических танцах. (Это были «танцовщицы» из Индии и Южной Азии, а их название, «nautch», означает «танцевать».) В XX веке были предприняты попытки освободить танцы от эротических ассоциаций и возродить классический стиль, танцевать в котором было дозволено и женщинам. Но во многих храмах сохранились традиции, согласно которым, танцы исполняются мужчинами, а женские роли возлагаются на мальчиков. Исполнители обычно надевают маски, изображающие богов или их прислугу.