Руководства по сексу

Считается, что искусство сексуальных игр впервые было сформулировано самим Творцом, Праджапати, который в обширном трактате систематизировал эту науку, взяв в качестве примера любовные игры божественных

39

Шивы и Парвати. Считается также, что этот мистический трактат послужил основанием для бесчисленных трудов по эротике, сексуальному общению, любви в браке, проституции, заклятиям, рецептам снадобий, средствам, повышающим потенцию. Позже соитие Кришны и его возлюбленной Радхи стало темой многочисленных эротических произведений литературы и живописи.

Самое известное произведение из индийской эротической литературы, заимствованиями из которого пестрят произведения писателей более позднего времени, была «Камасутра» («Трактат о любви»), которая приписывалась священнику-брамину по имени Ватсьяяна, жившему в III или IV веке до н. э. Как принято считать, сам он всю жизнь оставался приверженцем целибата и аскезы, хотя трудно поверить в то, что в основе его труда не лежит личный опыт. Эта книга представляет собой искусную подборку материалов ранних обрядов и обычаев, которые служили руководством для многих поколений. Прежде всего это книга для хозяина дома, содержащая инструкции по технике сексуальных отношений, без мистических идей союза с божеством через секс, что встречается в более поздних традициях и проявляется в тантре.

«Камасутра» начинается восхвалениями дхармы, арты и камы, данными самим Творцом. Последние из названных, пользу и любовь, нужно изучать в юности, а дхарму — в старости, чтобы обрести спасение. Кама — это наслаждение с использованием пяти чувств, при помощи разума и души. На возражение о том, что половые отношения существуют даже у животные, дается следующий ответ: все зависит от того, чего хотят достичь мужчина и женщина; к тому же человек, в отличие от животного, занимается любовью осмысленно и независимо от сезона.

«Камасутра» утверждает, что женщины, так же как и мужчины, должны постичь искусство любви; девушкам

40

необходимо освоить азы еще до брака, для того чтобы ублажать своих мужей. Трактат насчитывает шестьдесят четыре вида искусства, главным образом связанных с работой по дому, но в то же время сюда включены и чтение, и поэзия, и изготовление мистических диаграмм. Мужчины должны обучаться спорту, военному делу и правилам азартных игр. Куртизанкам надлежало писать стихи и владеть разными искусствами, а замужние женщины обязаны были совершенствовать свою привлекательность и находить средства содержать себя, если приходилось жить отдельно от мужей. В другой части трактата обсуждалась организация домашнего хозяйства, ежедневная жизнь горожан и то, какого класса женщин и друзей следует к себе приближать.

Основная часть «Камасутры» посвящена описаниям различий между подходящими и неподходящими партнерами, разных видов объятий, поцелуев и страстных ласк. С женщинами обращались согласно обычаям тех мест, откуда они были родом, но при соитии «неравных», так же как и «равных», партнеры должны были возлечь так, чтобы доставить друг другу наибольшее удовольствие. В трактате говорится о различных позах, причем некоторые из них, как акробатические этюды, требуют специальной подготовки. Превосходство мужчины проявляется в том, «что мужчина может наслаждаться двумя женщинами одновременно» или даже занимается любовью со множеством женщин. Женщины могли изображать мужчин, когда их партнеры устают или ради разнообразия, однако оральный секс предписывался в основном евнухам, которые лишь маскируются под мужчин или женщин. Ватсьяяна говорил, что образованному брамину как «мужчине с хорошей репутацией» никогда не следует заниматься им, ибо, несмотря на то, что он трактатом не запрещается, нет никакой причины его практиковать, если речь не идет об исключительных случаях.

41

В других разделах «Камасутры» повествует о том, как ухаживать за девушкой, вызывать в ней желание и как она сама может завоевать мужчину. Говорится и об обручении в различных брачных обрядах. Обсуждается поведение добродетельной женщины вообще во время отсутствия мужа и в частности. Однако ни слова не говорится о поведении самого мужа. Женщины из гарема короля должны выполнять его требования, но и хозяин гарема должен справедливо обращаться со всеми своими женами. Женщины обязаны игнорировать преимущества других мужчин над своими мужьями, хотя мужчина может добиваться внимания других женщин. В одном из разделов описывается, как куртизанки находят мужчин, берут деньги и каким образом избавляются от плохих любовников. Последние замечания касаются личных украшений, способов увеличения половых органов, любовных и магических напитков. Вообще, «Камасутра» кажется составленной на пользу светским людям, хотя ее автор изучал религию и был занят размышлениями о божествах.

Влияние «Камасутры» на скульптуру, живопись и литературу, на общество в целом огромно, несмотря на то, что пуритане веками пытались скрывать любые сексуальные проявления от публичного рассмотрения и обсуждения. Почти тысячу лет «Камасутра» являлась путеводителем по любовным играм, соитиям и другим отношениям мужчины и женщины. В древнеиндийском обществе люди разного пола общались друг с другом свободнее, чем в более поздние времена. Существовали добрачные и внебрачные связи, но брак считался нормой, как и полигамия для тех мужчин, которые могли себе это позволить. Женщины не были столь изолированы, как на женских половинах и в гаремах у мусульман, хотя позже такое отделение породило женскую эротику, более изощренную по сравнению с мужской.

В XII веке Кока, или Коккока, в «Кока-шастре», или «Ратирахасье», опираясь на собственный опыт, расска-

42

зал о сексуальных наслаждениях (в трактате «Тайная доктрина любовного восторга»). Как гласит легенда, при дворе хозяина Коки однажды появилась нимфоманка. Она сбросила с себя все одежды и заявила, что, поскольку ни боги, ни демоны, ни люди не смогли удовлетворить ее, она будет расхаживать по всему свету обнаженной, пока не найдет себе пару. Сложив руки на груди, Кока робко попросил у хозяина разрешения укротить строптивую, что он и сделал, да так, что та потеряла сознание от череды оргазмов и на семь последующих инкарнаций освободилась от своего желания. «Шастра» представляет собой руководство по технике секса. Женщины делятся на несколько типов в соответствии с особенностями устройства гениталий, их привычками и темпераментами. В ней также описываются ухаживание, объятия, поцелуи, любовные заклинания, и даже более подробно, чем в «Камасутре», приведены приемы и позы для соитий.

В XVI веке «Ананда-ранда», «Состояние любящего бога», стал одним из наиболее известных эротических текстов. В нем показывалось, как супружеские пары «могут прожить всю жизнь в единении». Говорилось о том, что секс на стороне может привести к гибели. Поскольку причиной отклонений была монотонность и «желание разнообразить удовольствия», автор показывал, каким образом муж и жена могут жить друг с другом, как с тридцатью двумя партнерами, разнообразя свои позы во время соитий так, что пресыщения стало бы невозможным. Физическое удовлетворение очень важно, с ним муж и жена могут жить вместе, «как одна душа в едином теле», а это в свою очередь сделает их счастливыми как в этой, так и в следующей жизни. Иные союзы строго запрещались: смотреть на жену брамина с вожделением считалось непристойным, а лечь с нею в постель — смертным грехом. Даже законное время и место были четко обозначены: соития разрешались

43

только по ночам, в определенных местах, во время спокойной погоды. Однако разнообразие приемов любовных ласк до некоторой степени сглаживало жестокость подобных ограничений. Все эти запреты и рекомендации учили тому, что для сексуальных отношений и соитий необходимы особые условия, время и еще множество разных мелочей. Отсюда понятно, почему торопливые совокупления европейцев в Индии привели к тому, что иностранцев стали называть «петухами на навозной куче», так как у них физическое превалировало над личным и духовным.