Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Ислам в России / Ислам в Европейской России и Сибири / Ислам в Европейской России и Сибири в постсоветский период

Ислам в Европейской России и Сибири в постсоветский период

Устранение антирелигиозного давления на российские конфессии (одно из первых достижений горбачевской "гласности" 1987-1989 гг.) создало значительно более благоприятную обстановку для ислама. Началась регистрация новых мусульманских общин, открытие мечетей. По данным Совета по делам религий при Совете Министров СССР, в 1988 г. на всей территории СССР действовало 402 мечети, тогда как в 1991 г. - 1602 /64/. После августовских событий 1991 г. возвращение мусульманам старых и строительство новых мечетей происходило значительно более быстрыми темпами.

62

В 1993 г. только на территории европейской части СНГ и Сибири уже функционировали 1028 мечетей.

В Башкортостане количество мечетей за два года возросло почти в 10 раз: с 24 в 1990 г. до свыше 200 в 1992 г. В 1989 г. в Уфе, в честь 1100-летия (по мусульманскому летоисчислению) принятия ислама народами Урала и Поволжья, была заложена новая соборная мечеть. При этом, ввиду затягивания строительства, специальным постановлением Совета Министров Башкортостана в ноябре 1991 г. для его завершения были выделены средства из республиканского бюджета /65/. По сообщениям местной печати Башкортостана, в 1992-1993 гг. начато строительство новых мечетей в г.Салавате, селе Нижние Киги (Кигинский район), деревне Верхне-карышево (Баталчевский район) — старейшем поселении татар-мишари на территории Башкортостана, отметившем свое 300-летие (старинное здание мечети здесь было разрушено в 30-е годы) /66-68/.

В Татарстане к концу 1992 г. действовало уже 228 мечетей. Значительным событием в жизни мусульман Татарстана стало строительство мечети в г. Набережные Челны. Вопрос об открытии в городе мечети был впервые поставлен местными мусульманами еще в 1977 г., однако разрешение на строительство община получила лишь в 1988 г. Проект мечети был выполнен главным архитектором управления "Челногорстрой" М. Басыровым. Им же созданы эскизы панно - "Булгары и ислам" и "Ислам и Мекка" в технике флорентийской мозаики. Открытие мечети "Тауба" ("Покаяние") состоялось в июле 1992 г. Воздвигнутая на месте впадения реки Челнинки в Каму, мечеть стала значительным украшением города /69/. В июне 1992 г., в дни работы Всемирного конгресса татар, мусульманам Казани была возвращена исторически ценная Азимовская мечеть.

Активно идет процесс открытия мечетей в других республиках и областях Волжско-Уральского региона, где имеются компактно проживающие группы татар и башкир. В Ульяновской области уже действуют 52 мечети, в Нижегородской области - 26. В местной печати были опубликованы сообщения о строительстве мечетей в г.Саранске (Мордовская Республика), г.Ижевске (Удмуртская Республика), г. Бузулуке (Оренбургская область), поселке Чка-

63

ловский (Батыревский район Чувашской Республики), г. Гремячинске (Пермская область). Из исторических зданий мечетей, возвращенных мусульманским общинам, следует назвать Нижегородскую соборную (Ярмарочную) мечеть, мечеть в г.Ярославле, построенную на средства татарских купцов в середине XIX века, мечеть в г.Твери /70-74/.

В азиатской части России следует отметить возвращение мусульманам самого значительного памятника мусульманской архитектуры Сибири — Ембаевской мечети, построенной в середине XIX века по проекту стамбульских архитекторов (село Ембаево Тюменской области). Проведена реставрация и восстановлен минарет Иркутской мечети. Строятся мечети и для возникающих в крае новых мусульманских общин. В г.Барнауле (Алтайский край) в 1992 г. создано мусульманское религиозное общество "Магди", объединившее живущих в городе татар и казахов. В г.Магадане (Дальний Восток) намечено строительство мечети по инициативе татаро-башкирского объединения "Алтын ай" ("Золотой полумесяц") /75-78/.

Знаменательным событием явилось открытие в августе 1993 г. в селе Медяны (Медина) Краснооктябрьского района Нижегородской области Исламского центра. Этот обширный религиозно-культурный комплекс воздвигнут на средства уроженца села, Ф. Гильманова по проекту московского архитектора И. Тажиева. Он включает самую большую в регионе Соборную мечеть (копия мечети в г. Медине Саудовской Аравии), здания медресе (Исламского университета), исламского музея, библиотеки, а также стелу — монумент в честь невинно погибших за идеалы ислама в период тоталитаризма; культурно-спортивный, торговый, гостиничный комплексы, конезавод, мастерские /79-80/.

Всего по данным, приведенным муфтием Т. Таджуддином на Всемирном конгрессе татар, за последние годы в регионе, находящемся под юрисдикцией Духовного управления, построено свыше 70 мечетей и ждут строительства еще 250 /81/. Из всех мечетей, подведомственных Духовному управлению, 60% находится в стадии строительства, ремонта и реставрации, но ход работ сдерживается недостатком финансовых средств.

64

Финансовое положение мусульманских общин России значительно улучшилось после того, как в 1990 г. Y съезд мусульман Европейской части СССР и Сибири принял решение о прекращении отчислений мусульманскими общинами денежных средств в общественные фонды (типа Советского фонда мира). До этого из бюджета мусульманских общин добровольно-принудительно изымалось в общей сложности до 250 тыс. рублей ежегодно (в ценах 1990 г.).

Однако, ввиду высоких темпов инфляции, финансовое положение российских мусульманских общин с 1992 г. вновь существенно ухудшилось. Помощь, поступающая к ним из зарубежных исламских стран, тоже оказалась недостаточной /82/.

Вследствие этого муфтий Т. Таджуддин поставил вопрос о государственной поддержке возрождения исламской конфессии в России. Об этом, в частности, шла речь на встрече в феврале 1993 г. муфтия Т. Таджуддина с бывшим в то время советником Президента России по политическим вопросам С.Станкевичем /83/. На Всемирном конгрессе татар муфтий Т. Таджуддин официально обратился к правительствам Татарстана и Башкортостана с просьбой отчисления 2,5% бюджетных средств республик на религиозные нужды, что может стать своеобразной формой закята /81/.

Другая проблема, связанная с возрождением российского ислама — подготовка кадров духовенства и богословов, в которых мусульманские общины испытывают острый недостаток. В 1992 г., например, постоянных имамов имела лишь седьмая часть всех мечетей /81/. В 1990 г. в Уфе были открыты двухгодичные курсы по подготовке имамов, преобразованные впоследствии в медресе, в котором ныне обучается свыше 200 шакирдов.

Крупными центрами подготовки исламских кадров должны стать уже названный Исламский университет в селе Медяны Нижегородской области и Высший исламский колледж Исламского центра Москвы и Московской области. Кроме того, в подготовке исламского духовенства принимают участие религиозные учебные заведения Турции, Египта, Саудовской Аравии: в 1992 г. в них обучалось 235 шакирдов из Татарстана и Башкортостана. На Всемирном конгрессе татар ставился вопрос об открытии отделений по изучению шариата в Казанском и Уфимском университетах /81/.

65

В настоящее время стоит задача восстановления системы классического исламского образования в полном объеме. Этой проблеме был посвящен состоявшийся в Москве 27 сентября — 1 октября 1992 г. II Международный мусульманский форум "Просвещение в Восточной Европе и мусульманских государствах", собравший 250 духовных деятелей из 32 стран. На нем присутствовали делегации Татарстана, Башкортостана, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Сибири, Крыма, Украины, Прибалтики, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана.

Организаторами форума выступили Исламский центр Москвы и Московской области, а также Исламский университет Имама Мухаммеда ибн Сауда г. Эр-Рияда. (Саудовская Аравия). По инициативе последнего в преддверии форума были организованы ускоренные курсы по изучению арабского языка и исламских наук в городах Москва, Набережные Челны, Нальчик. Было принято решение об открытии филиала университета в Москве. Форум создал Исламский совет Российской Федерации, стран Восточной Европы и Мусульманских республик СНГ для координации деятельности мусульманских ассоциаций, организаций и проповедников /84-85/.

Одновременно происходило формирование структуры исламской конфессии в России. Состоявшийся в июне 1990 г. Y съезд (курултай) мусульман Европейской части СССР и Сибири принял меры к упорядочению религиозной жизни. Высшим руководящим органом мусульманских общин, находящихся под юрисдикцией ДУМЕС, провозглашен съезд (курултай) мусульман, формирующий Духовное управление как свой исполнительный орган, и избирающий его председателя — муфтия. В качестве постоянно действующего органа Духовного управления формируется его президиум. Для формулирования наиболее авторитетных суждений по вопросам веры (иджма) при Духовном управлении образуется Совет улемов.

В 1993 г. прошла перерегистрация Духовного управления мусульман Европейской части СНГ и Сибири, получившего в связи с этим новое название: Центральное Духовное управление мусульман в Европейской части России, Сибири, Беларуси, стран Балтии. Происходит также региональное структурирование российских-

66

мусульманских общин: воссоздаются местные духовные управления -мухтасибаты во главе с имамами — мухтасибами, объединяющие мусульманские общины в границах республик, краев и областей.

Крупнейшей региональной исламской структурой в настоящее время является мусульманская община Москвы и Московской области. В Московском регионе (Москва и область) проживает около 1 млн 100 тыс. мусульман, в том числе 700 тыс. — в Москве. Большинство из них составляют татары (400 тыс.). Кроме того, в состав московской мусульманской общины входят азербайджанцы, чеченцы, аварцы, представители других мусульманских народов России, а также живущие в Москве выходцы из арабских и других мусульманских стран (например, иракские беженцы), представители дипломатического корпуса.

Долгие годы дипломаты из арабских стран, аккредитованные в Москве, выражали недоумение тем, что в столице многомиллионного славяно-тюркского альянса, каковым является Россия, действует лишь одна небольшая мечеть в районе проспекта Мира /86/. Эта ситуация начала меняться в 1991 г., когда на базе Московской соборной мечети был образован Исламский центр Москвы и Московской области. Его президентом стал имам-хатиб Московской соборной мечети шейх Равиль Гайнутдин (1959 г. рождения), один из наиболее авторитетных духовных деятелей российских мусульман, ученик старейшего казанского богослова Ахмадзаки Сафиулина. В составе Исламского центра создается религиозно-культурный комплекс, включающий международный и общественно-политический, а также коммерческий отделы, Высший исламский колледж, благотворительный фонд.

Значительным событием в жизни московской мусульманской общины стало возобновление богослужений в Московской исторической мечети, возвращения которой столичная мусульманская община добивалась многие годы. В январе 1991 г. московское мусульманское общество "Байт Алла" ("Дом Аллаха") и его имам Махмуд Велитов получили ордер на здание мечети, однако только в мае 1993 г. были завершены его ремонт и реставрация. Помощь в этом деле оказали Министр культуры Саудовской Аравии шейх Ибрагим Анкари и саудовский посол в Москве доктор Абдул Азиз

67

Ходжа /39/. В мае 1993 г. состоялось торжественное открытие мечети /82/.

В январе 1994 г. в Москве меджлис (съезд) мусульман Центральной России учредил на базе Исламского центра Москвы и Московской области самостоятельную конфессиональную структуру -Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России — Московский Муфтият. Шейх Равиль Гайнутдин избран муфтием; имам-мухтасиб Нижегородской области Умар Индисов — его заместителем. Каноническая территория нового муфтията охватывает Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Тульскую, Тверскую, Нижегородскую, Калужскую, Ярославскую, Калининградскую области, а также г. Сочи Краснодарского края.

Как отметил муфтий Р. Гайнутдин, образование нового духовного управления вовсе не означает раскола мусульманской общины России. Цель его создания — улучшение управления религиозной жизнью российских мусульман, поскольку ввиду многократного роста количества мусульманских общин управлять ими из одного центра становится все более затруднительно. При этом Московский Муфтият сохраняет братские отношения с Центральным духовным управлением мусульман в г. Уфе, возглавляемом муфтием Т. Таджуддином /87/.

Процесс возрождения российского ислама характеризуется не только формированием слоя молодого образованного духовенства, но и общей интеллектуализацией ислама: вовлечением в сферу его влияния работников умственного труда, культуры, искусства. По существу, началось воссоздание слоя исламской интеллектуальной и культурной элиты носителей классического ислама (уничтоженной в 30-е годы), способной продолжить прерванный процесс интеграции исламских ценностей и европейской культуры /63/. Об этом свидетельствует возникновение объединений мусульманской интеллигенции. Например, в конце 1991 г. такое объединение — просветительское и благотворительное общество "Мусульманская интеллигенция" создано в Башкортостане /88/.

Вместе с тем возрождение ислама в России протекает не всегда гладко, носит сложный характер, вследствие переплетения наци-

68

онально-политических, культурно-религиозных, возрожденческо-обновленческих задач /89/. Часто причины, лежащие вне ислама (в сфере политики, экономики, даже личных амбиций), создают серьезные трудности исламской внутриконфессиональной жизни. Об этом свидетельствуют попытки - раскола российских мусульман и нарушения целостности Духовного управления.

В августе 1992 г., во время визита муфтия Т. Таджуддина в Турцию, группа священнослужителей (среди которых находились члены Духовного управления) объявила себя съездом мусульман Башкортостана, а также приняла решение о смещении муфтия и создании самостоятельного духовного управления Башкортостана во главе с казием Н. Нигматуллиным. Было объявлено о поддержке данного решения 120 мусульманскими приходами Башкортостана из 200, хотя на самом деле в этом съезде участвовали представители лишь 15 приходов.

Одновременно, в августе 1992 г., группа духовных лиц Татарстана, представляющая 16 приходов из 228, действующих на территории республики, собравшись в г. Набережные Челны, объявила о своем выходе из-под юрисдикции Духовного управления в Уфе и создании собственного духовного управления мусульман Татарстана во главе с Г. Галиуллиным. Обе конфессиональные структуры были зарегистрированы Советами по делам религий Татарстана и Башкортостана.

Однако большинство мусульманских авторитетов России не поддержало сепаратистов. Против раскола единого Духовного управления по национальному признаку выступили главный имам-мухтасиб Татарстана Г. Саматов, имам-хатиб Зеленодольской мечети Г. Зинатуллин, имам-хатиб Азимовской мечети Казани Х. Ахметвалиев, генеральный директор Исламского бизнес-центра Татарстана И. Хамидуллин. В их заявлениях, опубликованных в печати, подчеркивалось, что классический ислам запрещает деление уммы по этническому, языковому и расовому признаку.

В Уфе на площади перед Соборной мечетью прошел митинг, организованный Татарским общественным центром Башкортостана и другими общественными организациями республики. Участники митинга объявили о незаконности создания самостоятельных духовных центров мусульман Татарстана и Башкортостана. Представителями большинства мусульманских общин России было заявлено, что муф-

69

тий Т. Таджуддин остается ключевой фигурой среди мусульманских лидеров стран СНГ. Именно его стараниями на территории, подведомственной Духовному управлению, десятикратно увеличилось количество мечетей, начала формироваться мощная экономическая база российского ислама.

Такая позиция большинства российских мусульман, позволила к концу 1992 г. восстановить единство Духовного управления. Состоявшийся в ноябре 1992 г. в Уфе внеочередной Всемусульманский курултай (съезд) признал Духовное управление в Уфе во главе с муфтием Т. Таджуддином единственным законным руководящим органом для мусульман Европейской России и Сибири. Были освобождены от должности лица, ответственные за раскол, а Н. игматуллин лишен звания казия и выведен из состава Духовного управления.

Касаясь обвинений в отступлении от ислама, муфтий Т. аджуддин отметил, что мечеть "Тауба" в г. Набережные Челны была задумана, как мечеть доверия между конфессиями, продолжающего традиции веротерпимости древнего Булгарского царства. Не случайно изображения креста и звезды Давида были широко распространены на мечетях древнего Булгара. Аналогичная символика встречается и в культовой архитектуре Египта и Турции. Подлинная причина попытки раскола Духовного управления, по мнению муфтия, вызвана действиями национал-экстремистских сил из Башкирского национального центра "Урал" и татарской партии национальной независимости "Иттифак".

Попытка свержения муфтия во многом была вызвана стремлением деятелей "теневого бизнеса" обосноваться под крышей Духовного управления с целью освобождения от налогов, чему Т. Таджуддин активно препятствовал. С этой целью было решено провести перерегистрацию всех работающих под вывеской Духовного управления культурных центров, объединений, коммерческих структур

/90-97/.

Однако раскол в российской мусульманской общине преодолен не был. В 1993-1994 гг. происходило дальнейшее формирование региональных муфтиятов, независимых от ЦДУМ. Помимо уже названных самопровозглашенных духовных управлений Татарстана и Башкортостана и признанного ЦДУМ Московского Муфтията,

70

наиболее крупным из них является Духовное управление мусульман Поволжья. Оно образовано в 1994 г. в Саратове на съезде представителей мусульманских общин семи областей Поволжья. Самостоятельный исламский центр формируется и в Сибири.

К настоящему времени на территории, ранее бывшей под юрисдикцией ЦДУМ, действует уже около 30 конфессиональных исламских структур, независимых от ЦДУМ. Была предпринята попытка их объединения вне юрисдикции ЦДУМ в общероссийском масштабе. В апреле 1994 г. сформирован Высший координационный центр духовных управлений под председательством татарстанского муфтия Г. Галиуллина.

Одновременно не прекращались попытки дискредитации председателя ЦДУМ муфтия Т. Таджуддина. В августе 1994 г. он не был допущен представителями националистических группировок на митинг в Казани, посвященный памяти татарского поэта Мусы Джалиля.

В ноябре 1994 г. противники Таджуддина провели в Уфе съезд мусульман Европейской России и Сибири, объявивший о его смещении с поста председателя ЦДУМ. Однако Таджуддин одновременно собрал расширенный пленум ЦДУМ с участием Совета улемов и представителей общин, сохранивших юрисдикцию ЦДУМ. На этом пленуме съезд был объявлен незаконным, поскольку в его работе участвовало лишь 60 делегатов, причем ни один из членов Президиума ЦДУМ на съезде не присутствовал.

В обращении ЦДУМ, утвержденном пленумом, было сказано, что Таджуддин по-прежнему остается муфтием и продолжает исполнять свои обязанности по руководству ЦДУМ. Избранный на самозванном съезде новым муфтием З. Хайруллин был вынужден согласиться с решением пленума ЦДУМ и признать верховенство Т. Таджуддина. Тем не менее ситуация в мусульманской общине Европейской России и Сибири остается пока неопределенной /98-101/.