Киевская Русъ (IX-XII вв.)

В период хазарской гегемонии в Причерноморье евреи поселяются в Поднепровье, где

36

в VIII-IX вв. складывается группа славяноязычных евреев — кенаним. В Киеве евреи жили практически со времени основания города. В IX веке Киев был уже значительным центром еврейской духовной культуры: в городе существовала большая синагога. Известны имена "великих раввинов" Киева — Ошера ха-Когена и Калмана Ашкенази. В последующие века среди евреев сохранилось предание о Киеве той поры как центре талмудической образованности ("Из Киева исходит учение и свет"). Еврейское население было сосредоточено в северо-восточной части Киева, где находились "жидовские ворота". В XI веке в Киеве поселяются богатые евреи из Германии, в которой в то время прокатилась волна еврейских погромов.

Ситуация стала меняться с утверждением на Руси христианства в форме византийского православия с его резко отрицательным отношением к иноверию. Как отмечал С.Дубнов, "в ранней культуре Киевской Руси уже проявляется византийский дух по отношению к еврейству" /4, т.2, с. 365/. Даже выдающийся деятель раннего русского православия Феодосии Печерский в своих проповедях призывал к миру с врагами, но только "со своими врагами, а не с Божиими" — еретиками и евреями. В "Житии" Феодосия Печерского рассказано, что он имел обыкновение приходить на еврейские молитвенные собрания и спорить с раввинами о Христе. На отношение к последователям иудаизма не могла не оказать влияния и военная конфронтация Киевской Руси с Хазарским каганатом.

Нарастание религиозной нетерпимости не осталось без последствий. Когда в 1113 г. скончался киевский князь Святополк II Изяславич, покровительствовавший еврейской общине, но очень непопулярный у киевлян, в городе произошло восстание. В ходе восстания были разгромлены не только двор воеводы Святополка II, киевского тысяцкого Путяты и других "княжиих людей", но и еврейские дома. Это событие считается первым в России еврейским погромом /3, кн.2/.

Новый князь Владимир II Мономах довольно быстро подавил мятеж, приказав иноземным евреям покинуть пределы Руси. Данный приказ не распространялся на значительную часть еврейского

37

населения, продолжавшего жить в русских городах. Стойкого ансемитизма на религиозной или политической почве, господствовавшего в Западной Европе, в Древнерусском государстве еще не было. В Киеве действовала синагога. Крупные иудейские общины с синагогами имелись также в городах Чернигове, Любече, Перемышле.

В XII в. получили известность видные раввины Исаак Черниговский и Моисей Киевский, обращавшийся для разрешения талмудических вопросов к багдадскому гаону Самуилу бен-Али. В конце XII века евреи появляются в Северо-Восточной Руси. Они были, в частности, среди приближенных владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского ( правил в 1157-1174 гг.) — в летописи упоминается ключник (домоправитель) князя Анбал Жидовин, многосемейный крещеный еврей.

Еврейские общины продолжали существовать в русских городах вплоть до монголо-татарского нашествия в 1237-1242 гг., но даже после него часть еврейского населения уцелела. В 1259 г. галицко-волынский князь Даниил Романович, восстанавливая разрушенные монголо-татарами города Юго-Западной Руси, селил в них евреев /16-18/.