Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Иудаизм в России / Иудаизм на территории Росии в I-XVIII веках (до 1772 года) / Западнорусские земли в составе польско-литовского государства: Литва, Белоруссия, Украина (XIV-XVIII вв.)

Западнорусские земли в составе польско-литовского государства: Литва, Белоруссия, Украина (XIV-XVIII вв.)

История формирования еврейской общины в данном регионе представляется особенно важной, поскольку именно эта община составила наиболее мощный цивилизационный очаг европейского еврейства и его религиозный центр.

Начавшееся в X веке переселение в Польшу из Германии в XIV веке приняло массовый характер. В это время по германским городам прокатилась очередная волна погромов, в которых было уничтожено около 300 еврейских общин (евреев обвиняли в распространении чумы).

В 1334 г. король Казимир III Великий своей грамотой официально пригласил германских евреев поселиться в Польше, предоставив им полную свободу выбора места жительства, рода занятий, вероисповедания и общинного самоуправления. Евреи не были приписаны ни к одному из существовавших сословий, считаясь "людьми

38

короля". Они составляли самостоятельную сословную группу, находящуюся под королевской юрисдикцией и изъятую из ведения местной администрации.

После присоединения в 1349 г. к Польше земель Карпатской Руси с г. Львовом (так называемая Галиция) в ней также образуется многочисленное еврейское население. Еврейская община Львова уже в 1356 г. была признана официально, а королевская "Еврейская привилегия" 1367 г. распространила на евреев Галиции весь объем прав, которыми обладали польские евреи.

Помимо Львова, еврейские общины возникают в галицийских городах Дрогобыче, Самборе и Жидачове.Тогда же польские евреи начинают переселяться в соседнее с Польшей Великое княжество Литовское, в том числе на входившие в его состав белорусские и украинские земли. Уже в конце XIV века еврейские общины существовали в городах Тракае (Литва), Гродно, Пинске, Бресте (Белоруссия), Луцке, Владимире-Волынском (Украина).

В 1388-1389 гг. литовский князь Витовт Великий даровал литовским евреям самоуправление. В дальнейшем права еврейских общин Польши и Литвы неоднократно подтверждались королями объединенной Речи Посполитой. Еврейское население в городах и селах Польши и Литвы представляло собой не однородный экономический класс, как в Германии, а крупную общественную единицу, деятельность которой проявилась в различных сферах социально-экономической жизни.

Польско-литовские евреи имели развитую систему общинного самоуправления на основе Магдебургского права. Еврейская община "представляла собою не только национально-духовную, но и гражданскую единицу; то был еврейский город внутри христианского города, имевший свой особый порядок жизни, свои религиозные, административные , судебные и благотворительные учреждения" /3, кн.3, с.119/.

Первичной единицей общинного самоуправления являлся кагал (по-древнееврейски — "собрание", "сход") — выборный орган общины, формируемый на основе двухступенчатой системы выборов. Катальные выборщики, определенные по жребию из числа прихожан всех синагог города или села, избирали членов кагала, в числе

39

которых были катальные старшины (роши), судьи (даяны), попечители (габаи) синагог, школ, благотворительных учреждений.

Раввины нанимались кагалом и находились в зависимости от катальных руководителей, но в религиозных делах были самостоятельны. Главный раввин кагала считался духовным предстоятелем катальной общины. Все постановления кагала вступали в силу лишь после его подписи. Кагалы являлись не только религиозно-общинными, но и административно-хозяйственными органами. Главных раввинов административных областей утверждал сам король.

Указом польского короля Сигизмунда II Августа от 1551 г. кагалам были переданы значительные судебные полномочия — право решения религиозных, гражданских и уголовных дел на основе Торы и Талмуда, а также наложения херема (отлучения от синагоги и изгнания из еврейства). Кроме того, кагалы проводили раскладку и сбор податей, представляли перед властями гражданские интересы еврейского населения.

Постепенно сложились катальные области во главе с кагалами крупных городов, которых первоначально насчитывалось пять: Великая Польша (Познань), Малая Польша (Люблин), Подолия и Галиция (Львов), Волынь (Острог, Кременец), Литва (Брест, Гродно). Верхушку катальной иерархии составляли ваады — съезды раввинов и катальных старост. Они проводились дважды в год — весной (между Пуримом и Пасхой) и перед началом осенних праздников и приурочивались к большим ярмаркам. Местами проведения ваадов обычно были города Люблин и Ярослав-Галицкий.

Первоначально ваады организовывались раввинами для разрешения спорных вопросов применения талмудического законодательства. Но вскоре они стали рассматривать также проблемы внутренней жизни еврейских общин, причем постановления ваадов санкционировались польским правительством.

В 1623 г. кагалы литовских и белорусских земель учредили самостоятельный "Ваад главных общин Литовского края", объединивший катальные области Вильно, Бреста, Гродно, Пинска и Слуцка. После этого ваад, объединявший кагалы собственно польских и украинских земель, получил наименование "Ваад четырех областей" (Великой и Малой Польши, Волыни и Подолии).

40

В XV — первой половине XVII века еврейские общины Польши и Литвы переживали расцвет религиозной жизни и духовной культуры. Активно шло строительство синагог. До нашего времени сохранились синагоги, возведенные в XVI-XVII веках в городах Подгайцы (Галиция), Шаргород, Рашков (Подолия), Луцк (Волынь), Шклов (Белоруссия), Покроюс (Литва).

В условиях постоянной угрозы татарских набегов и казачьих восстаний широкое распространение получил крепостной тип синагоги. Такая синагога была построена в г. Луцке в 1626 г. Польские короли, давая еврейским общинам разрешение на строительство новых синагог, требовали непременного возведения синагоги-крепости со сторожевыми башнями. Кроме того, кагал на свои средства должен был приобрести пушки.

Значительное развитие получила система духовного образования, что для иудаизма — "религии писания" имело решающее значение. Все еврейские мальчики от 6 до 13 лет были обязаны посещать начальную религиозную школу — хедер. Помимо частных хедеров, за обучение в которых платили родители, создавались хедеры для детей бедноты, содержащиеся за счет общинных средств. Последние носили название талмуд-тора.

Наиболее способные юноши продолжали обучение в йешивах — высших талмудических школах, существовавших во всех городах Речи Посполитой. Студенты йешив (йешиве-бохеры), как и ученики талмуд-торы, содержались за счет общины. При этом, согласно обычаю, каждая еврейская семья в определенный день недели приглашала йешиве-бохера к обеду.

Катальное самоуправление подняло авторитет раввина и ученого-талмудиста на небывалую высоту: когда молодой талмудист женился на дочке богатого еврея, считалось, что не богач оказывал ему милость, а он сам оказывал честь богачу, поднимая его социальный статус. Поэтому выдать замуж богатую невесту за бедного, но способного йешиве-бохера являлось мечтой многих зажиточных еврейских семей.

Польско-литовские йешивы сделались центрами талмудической образованности для европейской и восточной еврейской диаспоры, привлекая учащуюся молодежь из других стран. Современники сравнивали польско-литовское государство с Вавилонией времен гаонов.

41

В связи с тем, что предписания Талмуда поощряли благотворительность, обязательной составной частью кагальных общин являлись благотворительные братства (хевра). Они оказывали финансовую и материальную помощь на погребение усопших, прием путешествующих евреев, снабжение неимущих, поддержку нетрудоспособных стариков, сирот и бедных невест, вступающих в брак, а также предоставляли беспроцентные ссуды. Благодаря развитой системе благотворительных братств еврейские общины смогли выжить в самые тяжелые времена, последовавшие после казацкой резни.

Положение евреев, как особого сословия, непосредственно зависимого от короля, было прочным лишь при сильной королевской власти. С ее ослаблением, а затем утверждением на рубеже XVI-XVII веков системы "элекции" — выборности королей, положение еврейских общин начинает ухудшаться. Христианское население городов при поддержке римско-католического духовенства активно использует антисемитизм для подавления евреев как экономических конкурентов.

Городские магистраты принимают решения об ограничении евреев в выборе места жительства и рода занятий. В сельской местности евреи попадают в зависимость от князей-магнатов. Еврейский капитал все более вытесняется из производства и торговли в сферу аренды и откупов. Широкое распространение получает "пропинация" — откуп евреями государственной винной монополии, после чего их стали обвинять в спаивании христиан.

Во владениях магнатов начала развиваться аренда, особенно в юго-восточной части Речи Посполитой, где преобладало православное население (Киевское, Черниговское, Переяславское, Полтавское воеводства, составившие впоследствии Левобережную Украину). Магнаты-католики отдавали богатым евреям в аренду не только мельницы и питейные заведения, но и расположенные на их землях православные храмы, которые открывались арендатором для совершения богослужений лишь за определенную плату.

Если добавить к этому бесправие православного населения Речи Посполитой как по сравнению с католиками, так и в сопоставлении с представителями нехристианских конфессий, то проясняются исто-

42

ки волны антисемитизма, поднимавшейся во время межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Особой ненавистью к евреям отличалось украинское казачество, свою враждебность к полякам-католикам переносившее на евреев, как пособников в угнетении православного населения и глумлении над Церковью. В итоге украинский еврей очутился между молотом и наковальней: с одной стороны, между паном и холопом; с другой — между католиком и православным; с третьей — между поляком и русским.

Само польское дворянство (шляхта) — главный виновник притеснения православного населения, превратив часть евреев в своих соучастников в этом деле, дружеских чувств к евреям не испытывало и не собиралось их защищать. Во время сеймиков (местных съездов шляхты, избиравших делегатов на сейм) у шляхты утвердился обычай грабить синагоги. Королевская власть, под чьим покровительством находились евреи, была теперь настолько слаба, что не имела сил защищать права своих еврейских подданных.

Результатом названных факторов явилась кровавая трагедия украинского еврейства в период Хмельнитчины — начавшейся в 1648 г. войны украинского казачества под руководством гетмана Зиновия-Богдана Хмельницкого против польской короны. В ходе наступления войск Хмельницкого еврейское население занимаемых казаками областей подверглось массовому геноциду.

Убийства сопровождались жесточайшими истязаниями. Захватив город Немиров, казаки вырезали 6 тысяч евреев, после чего в знак торжества развесили по заборам окровавленные талесы (молитвенные покрывала). Были перебиты учащиеся и преподаватели немировской йешивы во главе с видным ученым-талмудистом рабби Бен-Элиезером; полностью истреблено еврейское население таких городов, как Киев, Чернигов, Стародуб, Гомель, Тульчин, Лубны.

Особой жестокостью прославился один из сподвижников Хмельницкого казацкий полковник Максим Кривонос. После всего этого не случайно, что в составе общепольского ополчения, собранного по приказанию короля Яна II Казимира и нанесшего в 1651 г. поражение армии Хмельницкого под Берестечком, находилось многочисленное еврейское войско.

43

После вступления в 1653 г. в войну России на стороне Хмельницкого, при взятии в 1654 г. Могилева, а в 1655 г. — Витебска и Вильны, в избиении евреев принимали участие и русские войска. Всего за период 1648-1659 гг. было уничтожено более полумиллиона евреев ( 60% всех еврейских жителей Речи Посполитой), а также прекратило существование свыше 700 еврейских общин /3, кн.2/.

Полностью истребили еврейское население Киевского, Полтавского, Черниговского, Переяславского воеводств (земли Левобережной Украины, по Андрусовскому перемирию 1667 г. отошедшие к России). На территории Волыни и Подолии (Западная Украина, которую Польша сохранила за собой) оставалось лишь 10% прежнего еврейского населения.

В истории украинского и русского народов Хмельнитчина традиционно рассматривается как героическая страница борьбы за национальное освобождение. В то же время в исторической памяти еврейского народа освободитель Украины от поляков гетман Хмельницкий запечатлелся как "Хмель-злодей", по тяжести преступлений против еврейского народа уступающий лишь Гитлеру /19/.

Главный раввин г. Вильно Саббатай Коген оповестил о катастрофе, постигшей евреев польско-литовского государства, еврейские общины стран Европы и Азии в особом траурном послании, к которому прилагались составленные им молитвы в память новых мучеников. День немировской резни 20 сивана (июнь 1648 г.) был признан днем траура.

Избиения еврейского населения казаками, хотя и в меньших масштабах, происходили в Правобережной Украине и в XVIII веке, во время восстаний гайдамаков (участников крестьянско-казачьих повстанческих отрядов в польской части Украины). Руководители наиболее крупного восстания гайдамаков, известного под именем "колиивщина" (1768 г.) — Иван Гонта и Максим Зализняк (Железняк) — распространяли подложную "Золотую грамоту", якобы полученную от российской императрицы Екатерины II, в которой гайдамакам давалось право уничтожить всех евреев. После взятия войском Гонты и Зализняка г. Умани в 1768 г. гайдамаками было вырезано 20 тыс. евреев.

44

Бедствия времен хмельнитчины и гайдаматчины вызвали в среде восточноевропейского и азиатского еврейства усиление мессианских настроений. Мистически настроенные проповедники рассматривали происходившие события как предвестие скорого прихода Мессии. Непосредственным откликом на казацкий геноцид 1648-1658 гг. стало мессианское движение саббатианства, охватившее в 60-е годы XVII в. еврейские общины Восточной Европы и Ближнего Востока.

Название движения связано с именем его вождя Саббатая Цви (1626-1676) — мистика-каббалиста из г. Смирны (Турция). Он провозгласил себя Мессией, призванным восстановить Израильское царство и собрать в него рассеянный по земле еврейский народ. Саббатианство обрело многочисленных сторонников в еврейских общинах от Палестины до Нидерландов. После 1666 г., когда Саббатай Цви был арестован в Константинополе турецкими властями и под угрозой смерти перешел в ислам, саббатианское движение пошло на убыль, превратившись в XVIII в. в незначительную секту.

В Речи Посполитой носителями саббатианского мессианизма выступали странствующие проповедники, пользовавшиеся популярностью среди социальных низов еврейских общин. Наиболее известным из них в начале XVIII в. был Нехемия Хайнон, пытавшийся объединить разрозненные группы саббатианцев. Раввинские авторитеты, возглавлявшие "Ваад четырех областей", отнеслись к саббатианству крайне враждебно. В 1722 г. во Львове его сторонники в Речи Посполитой были преданы херему.

Радикальное саббатианство в польско-литовских землях в XVIII в. пытался также возродить галицийский проповедник Яков Франк (1726-1791), положивший начало течению франкизма. Характерной чертой франкизма было не только отрицание талмудических предписаний, но и разрыв связи между мессианством и восстановлением Израильского царства. В конце концов сам Франк и большинство его последователей склонились к переходу в католицизм.

Современные еврейские историки рассматривают мессианские движения XVII-XVIII вв. как отказ еврейской на-

45

ционально-религиозной мысли от пассивного ожидания Мессии и первые попытки приблизить наступление мессианского царства собственными человеческими силами. Тем самым был подготовлен переход к светской концепции воссоздания еврейского государства.

Несмотря на тяжелый удар, нанесенный геноцидом Хмельнитчины, еврейский цивилизационный очаг на территории польско-литовского государства сохранился, сместившись к северо-востоку, на белорусские и литовские земли. В XVIII в. здесь происходит новый расцвет общинной жизни и духовной культуры иудаизма.

Город Вильно (Вильнюс) сделался центром талмудической учености. Во второй половине XVIII в. в нем протекала деятельность Виленского Гаона — выдающегося представителя талмудической науки и раввинского авторитета евреев всей Восточной Европы — Элияху бен Шломо, известного под именем Илии Виленского. В еврейском мире Литву стали именовать "Страной Израиля в изгнании", а Вильно — "Литовским Иерусалимом".