Российское государство (XV-XVIH вв.)

В Московской Руси отдельные евреи появляются в числе других иностранцев не ранее XV в., в правление великого князя Ивана III (1462-1505 гг.). Можно назвать богатого крымского еврея Хозю (Охозию) Кокоса, который был дипломатическим посредником между московским князем и крымским ханом Менгли-Гиреем, а также врача Леона Жидовина, поплатившегося головой за неудачное лечение сына Ивана III — князя Ивана Молодого.

Почти 250 лет непрерывных бедствий, нашествий, войн со всех направлений породили у россиян ксенофобию и религиозно-политический изоляционизм. Большую роль в формировании такого изоляционизма сыграла Русская православная церковь с ее идеологической доктриной "Москва — Третий Рим", обосновывавшей особое историческое значение столицы Российского государства как всемирного политического и культурного центра. Иноземцев в России XV в. принимали с большим подозрением, заглазно полагая их всех еретиками и лазутчиками.

Об иноверных евреях, изредка прибывавших в Москву в качестве купцов, дипломатов и переводчиков при миссиях, россия-

46

нам достоверно было известно лишь, что они — проклятый Богом и рассеянный по земле народ, враги Христовы, книжники и фарисеи, занимающиеся такими презираемыми на Руси делами, как ростовщичество и торговля спиртным. Определенное значение в формировании антиеврейских настроений имела также история с так называемой ересью "жидовствующих" — распространением идейного течения иудеохристианского толка в России в период правления великого князя Ивана III.

Великие московские князья династии Рюриковичей не издавали никаких специальных антиеврейских запретительных актов и законов, но общая социальная атмосфера предубежденности, ксенофобии и слухов была достаточным основанием для неблагоприятствования еврейской миграции в Московию. Как указывал в этой связи С.Дубнов, у русских людей надолго утвердился "суеверный страх перед евреями, которых они знали лишь понаслышке" /3, кн.2, с.502/.

В 1563 г., во время Ливонской войны, после взятия русскими войсками г. Полоцка, царь Иван IV Грозный приказал утопить тех евреев, которые не пожелают креститься. То же самое он проделал в 1570 г. в Новгороде, но на этот раз безо всяких условий, поголовно. Торговый договор между Россией и Польшей 1678 г. и российско-польский договор о "вечном мире" 1686 г. специально предусматривали запрет еврейским купцам на приезд в Россию /3, кн.2/.

Лишь в годы правления Петра I (1682-1725), который евреев не притеснял, хотя и не позволял им селиться во внутренних губерниях, еврейское население вновь появилось на территориях, присоединенных к России в 1667 г. — в Левобережной Украине и окрестностях Смоленска. В 1723 г. богатый купец Борох Лейбов построил в селе Зверовичи (близ Смоленска) первую на территории России синагогу. Она была разрушена уже в 1727 г., когда российское правительство, возглавляемое при номинальной императрице Екатерине I фактическим правителем страны светлейшим князем Александром Меншиковым, объявило о запрете евреям жить в пределах России. Данный указ практически не был выполнен; большая часть еврейского населения в России тогда осталась.

47

истского прозелитизма и одновременно исключительной для послепетровских времен инквизиторской расправы. Бывая по торговым делам в Москве, Лейбов сблизился с отставным морским офицером Александром Возницыным, который под его влиянием обратился в иудаизм, совершив обряд обрезания. Дело раскрылось; Лейбов и Возницын были арестованы и по приказу императрицы Анны Ивановны сожжены в Санкт-Петербурге в июне 1738 г. /20/.

Резко ухудшилось положение евреев после вступления на престол дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны (правила в 1741-1761 гг.), отличавшейся крайней нетерпимостью к неправославным вероисповеданиям. В 1742 г. был выпущен указ об удалении евреев из пределов Российской империи. Ввиду того, что изгнание евреев грозило экономическим ущербом казне. Генеральная войсковая канцелярия Украинского казачьего войска и магистрат г. Риги обратились к императрице с просьбой приостановить выполнение указа. В ответ на это Елизавета заявила: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".

Антииудейские гонения затронули даже верхи российского общества. Выдающийся ученый-медик Антонио Санчес, работавший в Санкт-Петербурге и происходивший из семьи испанских марранов (евреев-христиан), в 1749 г. был изобличен в тайной приверженности иудаизму и изгнан из Российской Академии наук. Всего в период царствования Елизаветы Петровны из России было выселено 35 тысяч евреев.

Вступившая в 1762 г. на российский престол императрица Екатерина II ( правила в 1762-1796 гг.) официально не отменила антиеврейский указ своей предшественницы, но на его выполнении не настаивала. В итоге на западных окраинах России вновь начали складываться еврейские общины. Ситуация резко изменилась около 1772 г., когда после раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли с многочисленным еврейским населением /20/.

48