Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Иудаизм в России / Иудаизм в Росии в конце XVIII - начале XX (до 1917 года) / Вхождение польско-литовского еврейства в российское подданство

Вхождение польско-литовского еврейства в российское подданство

Установление "черты оседлости". В 1772 г., после первого раздела Речи Посполитой, Россия присоединила Восточную Белоруссию (Полоцкое и Могилевское воеводства), на территории которой проживало 200 тысяч евреев. После второго (1793 г.) и третьего (1795 г.) разделов польско-литовского государства, с присоединением Правобережной Украины (Волынь, Подолия), Западной Белоруссии и Литвы (Минское, Гродненское, Виленское воеводства), общее число еврейских подданных Российской империи составило около полумиллиона.

В манифесте 1772 г. по поводу присоединения Белоруссии Екатерина II обещала всем евреям "совершеннейшую свободу в публичном отправлении их веры". Сенатский указ 1776 г. гарантировал сохранение кагала. В 1783 г. еврейское население было допущено к участию в городском самоуправлении.

Наряду с этим, в 1786 г. для евреев впервые устанавливалась так называемая "черта оседлости". Она означала ограничение региона проживания евреев землями, отошедшими к России от Польши, без права их переселения на жительство в другие области. В 1794 г. "черта оседлости" расширилась за счет Левобережной Украины, Новороссии и Крыма.

Установление "черты оседлости" не только носило характер национально-религиозной дискриминации. Она была вызвана еще и стремлением оградить российское торгово-промышленное население от конкуренции. В письме группы московских торговцев на имя императрицы с просьбой ограничить активность еврейских купцов в Москве прямо указывалось, что просьба эта подана "отнюдь не в рассуждении какой-либо к ним и к их вере ненависти и окаянства,

49

по токмо ради наблюдения законов российских, ибо оных жидовских купцов товары в Москве изобильны и небывало дешевы, что означает тайный их через границы провоз и совершенную утайку пошлин".

Протекционистский характер просьбы московских купцов объяснялся тем, что собственно российские торгово-промышленные связи с Европой были еще слабы и шли главным образом через Петербург и Архангельск. В то же время налаженные еврейские коммерческие каналы через почти всю западную границу империи, от Прибалтики до Бессарабии, позволяли беспрепятственно насыщать российский внутренний рынок демпинговой продукцией и навязывать жестокую конкуренцию.

Следует отметить, что в условиях тогдашнего общественно-государственного строя российское правительство вовсе не имело в виду создать специальные ограничения в передвижении для одних евреев. Русское городское население в конце XVIII в. также не могло свободно переселяться из одной губернии в другую.

Одновременно были приняты меры к недопущению закрепощения евреев, живших на землях помещиков. В 1799-1800 гг. расследованием действий генерала Зорича, владевшего местечком Шклов (Белоруссия) и пытавшегося превратить местных евреев в своих крепостных крестьян, по поручению Сената занимался знаменитый русский поэт Е. Державин.

Итогом поездки Державина стала составленная им записка об организации управления российскими евреями, по словам С.Дубнова, представлявшая собой "смесь унаследованной юдофобии с каким-то смутным пониманием исторической трагедии еврейства и желанием сделать их полезными государству" /4, т. 1, с. 255/. Державинский проект предусматривал, в частности, реформу управления духовными делами евреев, предполагавшую главные синагоги в губернских центрах и "Сендарин" в Санкт-Петербурге, возглавляемый верховным "раввином-патриархом".

В 1802 г., в русле реформаторской политики начала царствования императора Александра I (правил в 1801-1825 гг.), был создан "Комитет по благоустройству евреев" во главе с министром внутренних дел графом В.Кочубеем. К работе Комитета привле-

50

кались раввины и представители кагалов. В итоге явилось опубликованное в 1804 г. "Положение об устройстве евреев", с некоторыми изменениями просуществовавшее вплоть до 1917 г.

Устанавливалась "черта еврейской оседлости", включавшая 16 губерний в западной части Российской империи: Ковенская, Виленская (Литва), Курляндская (Латвия), Витебская, Минская, Могилевская, Гродненская (Белоруссия), Волынская, Киевская, Подольская, Полтавская, Черниговская, Херсонская, Екатеринославская (Украина), Таврическая (Крым) и Бессарабская (Молдавия). С 1815 г. в "черту оседлости" было включено Царство Польское.

Официально признавались иудейское вероисповедание и духовный авторитет раввинов. Катальное самоуправление сохранялось в урезанном виде, ограниченное религиозной и фискальной сферами; кагалы лишались права налагать херем (отлучать от синагоги и еврейства). Раввины и катальные старосты избирались раз в три года и утверждались губернаторами. Евреям разрешались покупка незаселенных земель, а также запись в сословиях городских мещан и купцов. Вместе с тем устанавливалась двойная подать для лиц иудейского вероисповедания.

Хотя правовое положение евреев, вошедших в российское подданство, было достаточно тяжелым, гарантированный законом минимум прав (в частности, в религиозной сфере) оставлял возможность самобытного развития еврейского народа. Немаловажное значение имело и избавление еврейских общин от постоянной угрозы гайдамацкого геноцида (во время вышеупомянутой "колиивщины" 1768 г. еврейское население бежало под защиту находившихся тогда в Польше русских войск). Под рукой трона еврейство России довольно быстро восстановило свою численность, составив к 1845 г. 1 миллион 800 тысяч человек.

Имея на своей территории многочисленное еврейское население, российское правительство в конце XVIII-начале XIX в. было озабочено попыткой Наполеона Бонапарта разыграть "еврейскую карту" в период его Египетской экспедиции 1798-1801 гг. В 1799 г. Наполеон; вступив со своей армией на территорию Палестины, обратился с воззванием к местному еврейству, обещая ему в обмен на поддержку восстановление еврейского государства и Иерусалимского храма.

51

Несмотря на это, во время Отечественной войны 1812 г. российские евреи заняли патриотическую позицию. Синагогальные общины, кагалы и частные лица пожертвовали значительные суммы на нужды войны. Евреи снабжали русскую армию разведданными, вступая в ополчение.

Один из видных военных деятелей того времени генерал М. Милорадович, характеризуя роль евреев в войне, отмечал: "Эти люди суть самые преданные слуги Государя, без них мы бы не победили Наполеона" /21, вып. 1, с.270/. Другой герой Отечественной войны, известный военный писатель и поэт, генерал Д.Давыдов, освободив в декабре 1812 г. от французов г. Гродно, сразу поспешил отстранить состоявший из польских дворян и сотрудничавший с Наполеоном городской магистрат, чтобы передать власть в городе еврейскому кагалу и раввинату.

Известен исторический анекдот: группа евреев, отличившихся в военных операциях против армии Бонапарта, была представлена к высшему боевому ордену Российской империи — Георгиевскому кресту, но им пришлось вручить менее значительные награды. Дело в том, что по статусу Георгиевский крест вручался только православным воинам, а переменить веру в обмен на награду никто из представленных не согласился.

Все это, однако, не привело к уравнению евреев в правах с другими национальными и конфессиональными группами Российского государства. Даже наиболее просвещенные представители российского общества сохраняли предубежденность в отношении евреев. Их пугали замкнутость патриархальной жизни еврейства, опутывающая ее сеть непонятных религиозных обрядов, ригоризм раввинов.

Один из руководителей Южного тайного общества декабристов П. Пестель в программном документе "Русская правда" всерьез рассуждал об угнетении евреями христиан, якобы вытекающем из сути еврейской религии. В качестве решения еврейского вопроса он предусматривал принудительную депортацию российских евреев в азиатские страны и насильственную ассимиляцию оставшихся.

Была предпринята попытка обратить евреев в православие посредством активного миссионерства. В 1817 г. министр духовных

52

дел и народного просвещения князь А. Голицын учредил с этой целью "Общество израильских христиан". Для организации земледельческих поселений из крещеных евреев выделялся обширный участок казенных земель в Екатеринославской губернии (ныне - Днепропетровская область Украины). Но число крестившихся евреев было столь незначительным, что заселять эти земли практически не представлялось возможным.

Одновременно российские власти столкнулись с фактами распространения иудаизма среди русского населения центральных губерний. В 1811 г. получили широкую огласку сведения о существовании среди крестьян Тульской, Тамбовской и Воронежской губерний "секты субботников". Ее члены декларировали приверженность "Моисееву закону", праздновали субботу, соблюдали иудейские обряды и считали себя евреями.

В 1818 г. группы крестьян Бобровского и Павловского уездов Воронежской губернии обратились к властям с просьбой их официального признания как последователей "Моисеевой веры". "Секта субботников" была признана особо вредной, а ее последователи подверглись ссылкам в Сибирь и Закавказье. По сообщениям церковных властей, обращение православных в иудаизм произошло около 1796 г. "от природных жидов между христианами живших" /22/.

Результатом явилась не только высылка в "черту оседлости" всех обнаруженных в центральных губерниях евреев (таковых были единицы), но также запрет евреям иметь христианскую прислугу (дабы они не смогли обратить ее в иудаизм) и усиление юдофобской агитации. В последней особенно преуспело польское дворянство, мстившее таким образом евреям за их патриотическую позицию в войне с Наполеоном.

В 1821 г. в Одессе произошел первый в императорской России еврейский погром. Его организовали греки в отместку за греческий погром, учиненный турками в Константинополе, и убийство константинопольского патриарха Григория (по слухам, в антигреческих акциях участвовали константинопольские евреи). Так было положено начало пяти одесским еврейским погромам, которые, помимо 1821 г., имели место в 1859, 1871, 1881 и 1905 годах /23/.

53

Справедливости ради надо отметить, что репутация властей в первых четырех погромах была отчасти спасена, поскольку на подавление погромщиков направлялись армейские части, а пострадавшие от погрома получали помощь. В Одесском погроме 1871 г. командиры армейских частей, не пуская в ход оружие, публично пороли погромщиков плетьми прямо на месте задержания, без различая возраста и пола. Эффект приема оказался велик — погром был остановлен и подавлен за несколько часов.

Также характерно и то, что в городах Великороссии (Санкт-Петербурге, Москве, крупных губернских центрах), еврейское население которых после смягчения ограничительных законов стало увеличиваться довольно заметно, еврейские погромы неоднократно провоцировались националистическими организациями, но фактически так и не произошли. В то же время в августе 1914 г. в Санкт-Петербурге состоялся немецкий погром, связанный с началом первой мировой войны.