Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Иудаизм в России / Иудаизм в Росии в конце XVIII - начале XX (до 1917 года) / "Военно-исправительная система" императора Николая I

"Военно-исправительная система" императора Николая I

Вышеназванные события были лишь предвестием тех притеснений, которым подверглись российские евреи со вступлением на престол в 1825 г. императора Николая I, правившего страной до 1855 г. Новый российский государь относился к евреям, как к вредному элементу, в православном государстве неуместному.

Он предпринял ряд мер, направленных не просто на ограничение прав лиц иудейского вероисповедания, но и на полную ассимиляцию еврейства.

Ведущую роль в этом могло бы, по мысли императора, сыграть привлечение евреев к отбыванию воинской повинности. Николай I рассчитывал на то, что "казарма должна была фабриковать новое поколение евреев, освобожденных от своих национальных черт, вполне обрусевших и по возможности также окрещенных" /4, т. 2, с.152/.

Указ о призыве евреев на военную службу, взамен существовавшего ранее особого рекрутского налога, был опубликован в августе 1827 г. Воинская повинность, и без того достаточно тяжелая, предусматривавшая 25 лет действительной службы, в отношении евреев приобрела репрессивный характер: если право-

54

славное население призывалось на военную службу в возрасте от 20 до 35 лет, то еврейское — с 12 лет.

Еврейских детей принудительно зачисляли в кантонисты (так называли в России солдатских сыновей, с рождения приписанных к военному ведомству и обязанных по достижении совершеннолетия поступать на военную службу), для которых существовали специальные военные школы. Отсчет срока воинской службы для евреев-кантонистов начинался не с 12 лет, а лишь с 18-летнего возраста.

Фактически в кантонисты приходилось зачислять детей с 8-10 лет, поскольку норма выделения рекрутов для евреев была в несколько раз выше, чем для остального населения. Ответственность за подбор рекрутов возлагалась на руководство еврейских общин. Семьи раввинов и купцов первой гильдии освобождались от воинской повинности, но при условии уплаты рекрутских денег.

Учреждение для еврейских детей института малолетних рекрутов-кантонистов явилось одной из наиболее мрачных страниц царствования Николая I, надолго запечатлевшейся в памяти еврейского народа. Насильственное изъятие из привычной среды и плохие условия содержания приводили к высокой смертности среди еврейских кантонистов, достигавшей от трети до половины личного состава.

Моральное, а нередко и физическое давление с целью принудить еврейских кантонистов к крещению далеко не всегда давало желаемый результат. Известен случай, когда несколько кантонистов во время принудительного совершения над ними обряда крещения в реке, предпочли утопиться, но не изменить вере отцов (этому событию посвящен рассказ Н.Лескова "Жидовская кувырколлегия"). Солдат-евреев, сохранявших приверженность иудаизму, запрещалось производить в унтер-офицеры, а в одном из армейских циркуляров указывалось, что "нижние воинские чины из евреев... остающиеся в своем вероисповедании, не могут быть представлены за военные подвиги к награде" /24, с.121/.

Несмотря на это, солдаты-евреи храбро воевали во всех войнах, которые вела в то время Россия. Особенно они отличились при героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 гг. Позже над братской могилой 500 солдат-евреев,

55

погибших в Севастополе, был воздвигнут памятник. Писатель Н.Лесков в очерке о российских евреях, ссылаясь на этот и другие факты, писал, что евреи всегда были способны к патриотической жертве во имя того государства, в котором жили, а "если и есть евреи, которые не любят России, то это понятно: трудно пламенеть любовью к тем, кто тебя постоянно отталкивает" /25, с.26/.

Наряду с мерами "военно-исправительного" характера правительство Николая I вводило иные ограничительные акции в отношении еврейского населения. В 1835 г. был установлен запрет на проживание евреев в ряде городов "черты оседлости" (Киеве, Севастополе, Николаеве). В 1836 г. введена цензура иудейских духовных книг, включая ревизию книжных фондов синагогальных и йешивных библиотек, и даже частных книжных собраний. Было также запрещено строительство синагог вблизи православных храмов, а в 1844 г. выпущен указ о ликвидации кагалов и подчинении евреев системе общего гражданского управления, хотя, несмотря на официальный запрет, кагалы фактически просуществовали до самого конца XIX века.

Предпринимались попытки вытеснения системы иудейского религиозного образования. В 1848 г. в городах Вильно и Житомир были созданы казенные "раввинские училища", причем на должности раввинов предписывалось ставить лишь выпускников этих училищ. Данная мера не имела успеха: в большинстве синагогальных общин наряду с "казенным раввином" служил "духовный раввин", выпускник традиционной йешивы, который и руководил богослужением. Таким образом, антиеврейская образовательная политика правительства императора Николая I потерпела неудачу.

Интересно, что Николай I, проводя антиеврейскую политику внутри страны, широко пользовался услугами крупных финансистов-евреев Западной Европы: почти все займы его правительства были сделаны при посредничестве банкирского дома Ротшильда во Франции. Внешней политикой Николая I в течение всех 30 лет его правления руководил португальский еврей по происхождению, граф Нессельроде; выходцем из немецко-еврейской семьи был и лейб-медик императора Мандт.

56

Нечего говорить и о том, что именно в царствование Николая I, словно в насмешку над его органической юдофобией, значительное количество польских, прибалтийских и германских евреев поселилось в России вне "черты оседлости" - в губернских и уездных городах Центра и Поволжья. Почти все они были достаточно секуляризованными, имели немецкие фамилии, легко обзаводились свидетельствами о христианском крещении (как правило, в неправославной конфессии) и занимались мелким предпринимательством.