Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Иудаизм в России / Иудаизм в Росии в конце XVIII - начале XX (до 1917 года) / Попытки решения "еврейского вопроса" в конце 50-х годов XIX века - начале XX века

Попытки решения "еврейского вопроса" в конце 50-х годов XIX века - начале XX века

Со вступлением в 1855 г. на престол нового императора Александра II положение российского еврейства стало улучшаться. Была ликвидирована "военно-исправительная система": в 1856 г. отменили особую воинскую повинность для евреев и упразднили институт кантонистов. С 1861 г. разрешалось производить солдат-евреев в унтер-офицеры, не требуя перемены вероисповедания.

В ходе проводимых в России реформ происходило смягчение режима "черты оседлости". В 1859 г. вне ее было разрешено селиться купцам первой гильдии; в 1861 г. — лицам с высшим образованием; в 1865 г. — дипломированным цеховым ремесленникам; в 1867 г. — солдатам, окончившим срок службы; в 1879 г. — лицам, занятым медицинской практикой.

Евреи были допущены в земства, суд, адвокатуру, а в отдельных случаях — на государственную службу. Вследствие этого еврейские общины стали возникать во внутренних российских губерниях. Одновременно отменялись ограничения в религиозной сфере: в 1873 г. казенные раввинские училища были преобразованы в еврейские учительские институты, а синагогальным общинам разрешалось приглашать раввинов по своему усмотрению.

Процесс гражданской и религиозной эмансипации евреев прервался убийством императора Александра II в 1881 г. Среди цареубийц-террористов из ультрареволюционной организации "Народная воля" была содержательница конспиративной квартиры еврейка Геся Гельфман. Этот факт получил широкую огласку и стал активно использоваться для юдофобской агитации.

57

По западным губерниям, где проживало еврейское население, распространялись слухи, что евреи из ненависти к православной вере убили православного царя-освободителя и готовятся извести русский народ. Погромные настроения культивировались самыми разными кругами — от напуганных революционным террором властей до некоторых революционеров-народовольцев, желавших таким образом вызвать "народный бунт", и уголовных элементов, стремившихся поживиться имуществом евреев.

Итогом стала волна еврейских погромов, захлестнувшая Россию в 1881-1884 гг. Многие их участники считали, что новый царь Александр III возложил на подданных такую обязанность. На пасхальной неделе 1881 г. произошел погром в г. Елисаветграде Херсонской губернии. Затем погромы охватили более ста населенных пунктов Киевской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской, Полтавской губерний, а в 1883-1884 гг. вышли за пределы "черты оседлости".

В Киеве и Екатеринославе во время погромов были разрушены синагоги. В Одессе в мае 1881 г. город три дня находился во власти погромщиков при полной растерянности городских властей. В Литве и Белоруссии погромы не приняли массового характера лишь благодаря решительным действиям виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора графа Э. Тотлебена, одного из руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг.

Для рассмотрения причин погромов была создана правительственная комиссия во главе с графом К. Паленом. В ее работе принял участие писатель Н. Лесков, который по просьбе представителей еврейской общины Санкт-Петербурга подготовил для комиссии доклад о жизни российских евреев. В нем Лесков на конкретных примерах доказал полную несостоятельность обвинений юдофобской пропаганды против евреев.

Однако в правительственных кругах возобладала иная точка зрения. В 1882 г. были введены "Временные правила", регулирующие правовое положение евреев, запрещавшие им жить в сельской местности, покупать и арендовать недвижимость. В 1887 г. была установлена процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения: для "черты оседлости" — 10%; вне ее — 5 %; для столиц — 3%.

58

В 1890 г. утверждено новое "Положение о земских учреждениях", согласно которому евреи устранялись из земств как "элемент антигосударственный". В 90-х годах вновь начались гонения на иудейскую религиозную школу: в 1892 г. власти закрыли известную всему российскому еврейству Воложинскую йешиву (близ г. Вильно), а в 1893 г. в хедерах и йешивах запретили преподавание общеобразовательных предметов.

С начала XX в. поднялась новая волна еврейских погромов. В апреле 1903 г. произошел кишиневский погром, сопровождавшийся разгромом синагог и уничтожением священных книг. Одним из его организаторов явился редактор антисемитской газеты "Бессарабец" П. Крушеван. Во время погрома было убито 45 человек и разрушено 1500 еврейских домов. В том же году был организован погром в г.Гомеле. Председатель Кабинета министров С.Витте приказал принять меры к прекращению погромов и начать расследование. Однако у погромщиков нашлись влиятельные покровители, и Крушеван даже не был привлечен к суду.

Своего пика погромная волна достигла в период революции 1905 г. Только в октябре этого года произошло 50 погромов, в ходе которых было убито свыше 300 человек. Наиболее значительные погромы имели место в Киеве, Одессе, Кишиневе, Николаеве, Чернигове, Симферополе, Екатеринославе, Каменце-Подольском. Одним из направлений погромной агитации и оснований для требования дальнейшего ограничения прав евреев стало обвинение их в организации революционных беспорядков.

Погромы и юдофобская агитация встретили отрицательное отношение со стороны деятелей Русской православной церкви. Знаменитый подвижник и духовный писатель протоирей Иоанн Кронштадский выступил с осуждением организаторов кишиневского погрома, которые вместо праздника Светлого Христова Воскресения "устроили скверноубийственный праздник сатане" /26, т.1, с, 352/. Архиепископ Волынский Антоний, будущий руководитель Зарубежной православной церкви, в специальной архипастырской проповеди "К кишиневскому бедствию" осудил погромы, призвав христиан учиться у евреев верности своей религии и чистоте семейных отношений.

59

Возглавивший российское правительство в 1906 г. П.Столыпин сумел подавить погромы, не останавливаясь перед применением военной силы. Его циркуляром от 24 августа 1906 г. отменялись ограничения для евреев, введенные после 1881 г. По его инициативе началась подготовка уравнивания евреев в правах с христианским населением, но после убийства Столыпина в 1911 г. эта работа остановилась. Лишь февральской революцией 1917 г. "черта оседлости" и прочие ограничения для евреев были полностью ликвидированы.