Иудейская община России в конце XIX — начале XX в.

Согласно переписи населения 1897 г., численность евреев в Российской империи составила 5 млн 189,4 тыс. человек, из которых 1 млн. 294,7 тыс. проживал в Царстве Польском. В губерниях "черты оседлости" насчитывалось 3 млн. 530,3 тыс. евреев, в том числе: в литовско-белорусских (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской, Ковенской) — 1 млн 511,3 тыс.; в западноукраинских (Волынской, Подольской) — 766,5 тыс.; в восточноукраинских (Киевской, Черниговской, Полтавской) — 659,7 тыс., в южных (Екатеринославской, Херсонской, Таврической) — 504,1 тыс.; в Бессарабской — 228,6 тыс; в Курляндской — 51,1 тыс. /27/.

Главным цивилизационным очагом российского еврейства являлся литовско-белорусский регион. В г.Вильно — административном центре края проживало 64 тыс. евреев (41% населения) и действовало более 100 синагог. Старейшая из них — Большая Синагога была построена в 1638 г. Со средних веков Вильно продолжал оставаться центром талмудической учености: само понятие "вильнер" ("происходящий из Вильно") являлось в еврейской среде синонимом образованного человека. Во второй половине XIX века при Виленской йешиве рабби Майлеса сложилась ученая коллегия из 40 талмудистов.

Крупные центры иудейской учености действовали в Виленской губернии. Это прежде всего йешива в Воложине, созданная в 1803 г. учеником Виленского Гаона Хаимом Воложинером, и известная высоким уровнем преподавания. Другая значительная йешива, действовавшая в г. Мир, после закрытия в 1892 г. Воложинской

60

йешивы приобрела ведущее значение в крае. В 1902 г. в г. Лиде была открыта "рационалистическая йешива", где преподавание приближалось к уровню русских учебных заведений.

Второй цивилизационный очаг российского еврейства сложился в XIX веке на территории причерноморского Юга России. Его центром стала Одесса, еврейское население которой составило около 100 тыс. человек. В городе действовало 56 синагог, старейшая из которых — Главная Синагога — была основана в 1798 г.

Тогда же возникла знаменитая Одесская талмуд-тора — религиозная школа для детей-сирот и выходцев из бедных еврейских семей. Благодаря стараниям выдающегося русского хирурга, ученого и просветителя XIX века Н. Пирогова, в 1856-1861 гг. служившего попечителем сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов, Одесская талмуд-тора достигла уровня лучших российских гимназий. В 1866 г. была основана Одесская йешива, в 1906 г. преобразованная в высшую школу иудаизма /21, вып.1/.

В Таврической губернии (Крым) проживало 60,7 тыс. евреев, причем 13,6 тыс. из них составляли евреи-крымчаки. Крымчаки не смешивались с евреями-ашкеназами, сохранив свои традиции и тюркский язык, близкий к крымско-татарскому (кыпчакская подгруппа тюркских языков). Главная синагога крымчаков находилась в Карасубазаре (ныне — г. Белогорск).

Во внутренних губерниях Европейской России проживало 156,4 тыс. евреев. После ослабления "черты оседлости" центрами еврейской жизни становятся волжские города — Нижний Новгород, Саратов, Самара, Астрахань. В Самаре в 1908 г. была возведена синагога в мавританском стиле, ставшая одной из красивейших в Европе. Помимо нее, в городе действовали частные молельни. Наиболее значительные из них — Синагога Маковского была построена купцом Борохом Маковским (отцом будущего советского писателя Александра Маковского) /28/. В Астрахани, где проживало 2,7 тыс. евреев, действовали две синагоги — ашкеназская (с 1866 г.) и сефардская (с 1879 г.).

Несмотря на ограничения, вводимые войсковой администрацией, около 16 тыс. евреев проживало в Области войска

61

Донского. Из них 11,8 тыс. были сосредоточены в Ростове-на-Дону, в котором работали три синагоги. Наиболее значительная из ростовских синагог — Солдатская была открыта на средства отставных солдат-евреев, селившихся в городе. В Сибири проживало 34,8 тыс. евреев, а самые большие синагоги имелись в Тобольске и Иркутске.

Еврейское население Северного Кавказа и Закавказья насчитывало 56,8 тыс. человек. Большинство из них принадлежало к местным этническим подгруппам восточных евреев. Горские евреи были сосредоточены главным образом в Дагестане, где действовало свыше 20 синагог, а также в Чечне, Осетии, Кабарде и Терской области. В г. Дербенте (Дагестан) располагалась их главная синагога и жил главный раввин. Как отмечал свидетель 60-х годов XIX века, "синагоги у горских евреев в татарском вкусе и все похожи на мусульманские мечети" /29/.

После присоединения Кавказа к России российские власти не решились ввести для горских евреев какие-либо ограничения, и они продолжали пользоваться теми же правами, что и остальное горское население. При этом горские евреи, исповедуя иудаизм, в быту не отходили от общегорских традиций; даже раввины носили оружие ( кинжал у пояса).

Особые группы составляли евреи Закавказья: грузинские евреи, а также жившие в Азербайджане ширванские евреи и курдистанские арабоязычные евреи-лахлуха. Самые известные синагоги Закавказья находились в Тифлисе, Кутаиси, Гори (Грузия), Баку, Варташене, Кубе, Шемахе (Азербайджан) /29-30/.

Периферийной этнической подгруппой, мало связанной с Европейским Центром, были так называемые бухарские евреи Российской Средней Азии (в тогдашнем наименовании — Туркестана) и зависимых от России Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Их общая численность составляла около 40 тыс. человек, а 4 наиболее значительные синагоги находились в Бухаре.

Сохранение ограничительных правил для евреев и постоянная угроза погромов явились причинами массовой эмиграции еврейского населения Российской империи. Только в 1897-1915 гг. из России уехал 1 миллион 385 тыс. евреев. Подавляющее боль-

62

шинство уехавших составили эмигранты в США, ставшие ядром еврейской общины Северной Америки. Из российских выходцев составились также еврейские общины Аргентины, Южной Африки, Австралии.

С 70-х годов XIX в. начинается эмиграция российких евреев в Палестину. В 80-е годы она приняла форму палестинофильского движения — предшественника сионизма. Органом палестинофилов являлась газета "Гамелиц", выходившая в Санкт-Петербурге. Ее редактором был А. Цедербаум, дед известного российского социал-демократа Ю.Мартова. В 1882 г. возникло общество "Друзья Сиона", основавшее первые поселения российских евреев в Иудее и Галилее.