Иудейские общины Санкт-Петербурга и Москвы

Общины столичных городов составили наиболее влиятельное ядро российского еврейства. Одним из первых евреев, поселившихся в Санкт-Петербурге, был Зундель Гирш — поставщик серебра на монетный двор в царствование Петра I, а затем Екатерины I. Как, для человека, чрезвычайно полезного казне, для него было сделано исключение при выселении евреев из России в 1727 г. В 1764 г. в столице постоянно жило семь евреев, в том числе раввин.

К концу XVIII в. в столице сложилась небольшая еврейская колония из богатых купцов, ходатаев по делам еврейских общин и катальных депутатов, вызванных Комитетом по благоустройству евреев. Неофициальным главой столичных евреев стал богатый купец Нота Ноткин (Шкловер), состоявший в дружбе с могущественным князем Г. Потемкиным. В 1802 г. благодаря его стараниям, в Санкт-Петербурге открылось первое еврейское кладбище. Решением Сената признавались " права еврейских покойников" быть похороненными в столице, и тем самым еврейская петербургская община фактически узаконивалась.

Несмотря на запрет на проживание в столице, ее еврейское население быстро росло: в 1826 г. в Санкт-Петербурге проживало 348 евреев; в 1861 г. — 2,6 тыс. в 1897 г. — 17,1 тыс. Основным местом расселения евреев стал петербургский район Коломна. Запрет на поселение в Санкт-Петербурге евреям удавалось обходить благодаря тому, что богатым еврейским купцам было запрещено

63

нанимать в городе христианскую прислугу, но разрешалось приглашать из "черты оседлости" любое количество слуг-евреев. В таком качестве в городе поселилось немало представителей еврейской интеллигенции.

В середине XIX в. во главе еврейской общины Санкт-Петербурга стала семья банкиров Гинцбургов. Глава семьи — Евзель Гинцбург в 1859 г. учредил в столице банкирский дом. Его сын — Гораций Гинцбург, оказав серьезные финансовые услуги герцогу Гессен-Дармштадтскому, получил от него в 1871 г. дворянское звание с титулом барона. Ввиду высокого положения баронов Гинцбургов и их близости ко многим европейским монархам, петербургская еврейская община получила благоприятные условия для своего развития и, в отличие от московской, репрессиям не подвергалась.

В 1863 г. Е. Гинцбург создал Общество по распространению просвещения между евреями России, став его первым председателем. Оно имело филиалы в Москве, Одессе и Самаре. В 1891 г. при нем было создано Еврейское историко-этнографическое общество, в работе которого принимали участие известные историки российского еврейства А. Гаркави, С. Дубнов, Ю. Гессен. Второй сын Е. Гинцбурга, востоковед Давид Гинцбург стал основателем Общества любителей древнееврейского языка.

В 1874 г. стараниями Гинцбургов было получено разрешение на строительство петербургской хоральной синагоги. На ее возведение семья Гинцбургов пожертвовала 500 тысяч рублей. В 1893 г. строительство синагоги было закончено. В качестве ее главного раввина пригласили Д.-Т.Каценеленбогена из Царства Польского. Габаем синагоги стал востоковед А. Гаркави. Петербургская хоральная синагога сделалась центром духовной жизни столичной еврейской общины. При ней действовали еврейская библиотека, просветительские и благотворительные учреждения. Всего к 1914 г. в Санкт-Петербурге функционировало 10 синагог /31-32/.

В Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, до конца 20-х годов XIX в. постоянно жили лишь единичные евреи, получившие звания потомственных почетных граждан. В 1826-1827 гг. было

64

разрешено временное проживание в Москве приезжающим по торговым делам еврейским купцам. С этой целью отводилось Глебовское подворье в Зарядье, где постепенно образовалось постоянное еврейское население, были открыты две синагоги и пекарня для выпечки мацы.

После ослабления "черты оседлости", благодаря быстрым темпам экономического развития Московской губернии, начался ускоренный рост московского еврейского населения: если в 1871 г. в Москве жило 7 тыс. евреев, то в 1880 г. — 16 тыс., а в 1889 г. — 26 тыс. Центрами еврейского расселения стали тогдашние московские окраины — Дорогомилово (там возникло еврейское кладбище), Черкизово, Марьина Роща. Около 20 иудейских молелен имелось в частных домах. Большую роль в жизни московской еврейской общины сыграла богатая семья железнодорожных подрядчиков Поляковых. Наиболее известный ее представитель Лазарь Поляков, действительный статский советник, основатель и первый председатель Московского еврейского хозяйственного правления. На его средства были созданы Общество распространения правильных сведений о евреях, многочисленные благотворительные и просветительные учреждения.

В 1883 г. на принадлежавшем Поляковым земельном участке по улице Большая Бронная была построена частная молельня — Синагога Полякова. В 1870 г. московская еврейская община пригласила к себе виленского раввина Соломона Минора, пользовавшегося большим авторитетом у деятелей русской культуры ( в частности, под его руководством Л.Толстой изучал древнееврейский язык). Стараниями Минора на средства Поляковых и других богатых московских евреев в 1891 г. была сооружена Московская хоральная синагога.

Положение московской еврейской общины резко ухудшилось после того, как в 1891 г. генерал-губернатором Москвы стал брат Александра III великий князь Сергей Александрович, известный реакционер и юдофоб. Одним из первых его деяний явился разгром синагоги: ее возведение было объявлено самовольным, а здание опечатано. Одновременно в 1891-1892 гг. по приказу генерал-губернатора проводилась акция по выселению из Москвы

65

более 20 тыс. еврейских ремесленников и торговцев, что нанесло ощутимый ущерб экономике Московской губернии.

Вслед за хоральной синагогой было закрыто большинство домашних молелен, а в Синагоге Полякова разрешили молиться только членам семьи Поляковых. В 1895 г. московский раввин Яков Мазэ ходатайствовал об открытии синагоги к предстоящим в 1896 г. торжествам по случаю коронации последнего российского императора Николая II, но это ходатайство назвали "дерзким нарушением высочайшего повеления". Лишь в 1906 г. Московская хоральная синагога вновь была открыта /33-36/.