Советский период (до 1989 года)

События 1917 г. привели к ликвидации "черты оседлости" и других ограничений прав евреев. Однако начавшаяся вскоре гражданская война вновь вызвала волну погромов, в которых участвовали все противоборствующие стороны: "белые", "красные", "зеленые", украинские самостийники-петлюровцы. В результате погромов и почти не прекращавшихся военных действий только на Украине в 1918-1921 гг. погибло свыше 100 тыс. евреев.

По окончании гражданской войны цивилизационный очаг российского еврейства оказался разделенным государственными границами: западные области Украины и Белоруссии отошли к Польше, Бессарабия — к Румынии, а Литва, Латвия и Эстония стали независимыми государствами. В итоге к моменту образования в 1922 г. СССР в нем оставалось менее половины еврейского населения дореволюционной России.

Активное участие представителей еврейского народа в революционном движении привело к тому, что многие выходцы из еврейских семей оказались в составе большевистского руководства. Этот факт, в сочетании с традиционными антисемитскими предрассудками, породил мифологему о большевистской России, как о "еврейском царстве", основанном на "талмудическом лжеучении" коммунистической идеологии.

Абсурдность такого рода воззрений очевидна, ибо евреи — участники революционного движения полностью порывали с иудаизмом и еврейством. Они, как и все последователи коммунистической идеологии, были враждебны любым религиозным воззрениям. Как указывал современный израильский религиозный публицист И. Зильбер, "евреи шли в авангарде русской рево-

71

люции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов" /39, с. 76/.

В первые годы советской власти религиозные евреи массовым репрессиям не подвергались. Более того, иудаисты явились единственной религиозной общиной, которой удалось построить в Москве новые молитвенные здания: две деревянные синагоги в Марьиной Роще и Черкизове. Среди раввинов возникло течение "живая синагога", объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от "черты оседлости" и погромов.

В 20-е годы в СССР предпринимались усилия по созданию светской еврейской культуры, оторванной от иудаизма и еврейских духовных традиций, на основе разговорного языка идиш. Выходили многочисленные книги и периодические издания, работало около 3 тыс. общеобразовательных школ, действовали еврейские театры. Попытки использования в культурном творчестве языка иврит, объявленного "реакционным языком Библии", беспощадно подавлялись.

Была полностью уничтожена система религиозного иудейского образования: обучение древнееврейскому языку, Торе и Талмуду стало квалифицироваться как уголовное преступление. В 1923 г. состоялся суд над группой раввинов в Баку, тайно преподававших древнееврейский язык. В 1925 г. в Киеве по обвинению в создании подпольной йешивы были осуждены три раввина /40/. Одновременно проводилась конфискация синагогальных библиотек: в 1923 г. было конфисковано 9 тыс. томов библиотеки Мирской йешивы, эвакуированной во время первой мировой войны и хранившейся в Московской хоральной синагоге /33/.

С конца 20-х годов началось массовое закрытие синагог, нередко подававшееся как результат "волеизъявления еврейских трудящихся". В 1928 г., якобы по просьбе рабочих-евреев, было передано под клуб здание синагоги в Смоленске, а в 1929 г. закрылась Самарская хоральная синагога, чье здание стало Домом культуры. Синагога в Перми была закрыта по личному распоряжению Н.Крупской в ответ на просьбу местных комсомольцев, которым потребовалось помещение для театра рабочей молодежи /40-41/.

72

Одновременно советское руководство попыталось создать на территории СССР еврейскую национальную автономию, как своего рода большевистское воплощение мечты еврейского народа о "Земле Обетованной". Процесс массовой миграции еврейского населения из регионов западного края после отмены в 1917 г. "черты оседлости" был использован для образования в восточных районах страны национального очага евреев, призванного стать центром нового "социалистического" еврейства, оторванного от своих национально-религиозных корней.

В 1924 г. при ЦИК СССР был образован Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (Комзет), а в 1928 г. определено место для будущей еврейской автономии — в междуречье реки Биры и среднего течения Амура на территории Хабаровского края. В 1930 г. здесь организовали Биро-Биджанский переселенческий район с центром на станции Тихонькая (впоследствии — столица еврейской автономии г. Биробиджан), причем земли для еврейских переселенцев изымались у амурского казачества. В 1934 г. в составе Хабаровского края была образована Еврейская автономная область.

Однако местом массового переселения евреев эта область так и не стала. Даже в год создания автономии численность еврейских жителей в ней не превышала 14 тыс. человек (всего 23% населения), а после того, как в 30-е годы были уничтожены многие представители местного руководства, начался массовый отъезд евреев из области. Примечательно, что несмотря на атеистический диктат, переселенцы сумели возродить на новом месте религиозную жизнь. С 30-х годов в Биробиджане существовала нелегальная синагога, которая в годы войны стала действовать открыто. После войны ее здание сгорело, религиозные евреи подверглись преследованиям, но общину удалось сохранить /42/.

В ходе сталинских репрессий 30-х годов советские религиозные евреи и раввины разделили участь как последователей других религий, так и тех, кто пытался создавать светскую еврейскую культуру. В 1937 г. было объявлено о раскрытии в Москве органами Госбезопасности "вражеского гнезда раввинов, выполнявших задания фашистских разведок" /43, т.2, с. ЗЗ/. Репрессиям

73

подверглись также ученые-гебраисты и исследователи еврейской культуры.

После заключения в 1939 г. договора о ненападении между гитлеровской Германией и СССР советская антирелигиозная пропаганда стала приобретать антисемитский оттенок. В мае 1940 г. газета "Безбожник" писала, что наступление германских нацистов на еврейскую религию есть главное достижение Третьего рейха, а потому долг советских атеистов — помогать новым политическим союзникам в их борьбе против иудаизма /44, с.10/.

По переписи населения 1939 г. на территории СССР в его тогдашних границах проживало 3 млн. 20 тыс. евреев, в том числе 1 млн. 533 тыс. — на Украине и 375 тыс. — в Белоруссии. После присоединения в 1939-1940 гг. к СССР прибалтийских государств, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бессарабии в состав советского еврейского населения вошло: 150 тыс. евреев Литвы; 95 тыс. — Латвии, 5 тыс. — Эстонии; 1 млн.270 тыс. — Западной Украины, Западной Белоруссии и Виленского края; 325 тыс. — Бессарабии и Северной Буковины.

Таким образом, перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории СССР стало 4 млн. 865 тыс. евреев, не считая 200 тыс. польских евреев, сбежавших в Советский Союз от гитлеровского геноцида. Виленский край, бывший средоточием еврейской национальной и религиозной жизни, после раздела Польши между СССР и Германией, в октябре 1939 г. был передан Литовской Республике. Здесь скопилось 15 тыс. беженцев с оккупированных Германией и аннексированных СССР территорий. В августе 1940 г. сама Литва была аннексирована СССР.

С октября 1939 до августа 1940 г., пользуясь обстановкой "междуцарствия", японский консул в Литве Сэмпо Сугихара организовал выдачу еврейским беженцам японских виз. Это дало им возможность покинуть Литву и спастись от гитлеровского геноцида. Среди нескольких тысяч евреев, выехавших из Литвы по японским визам, были: более 300 учащихся и преподавателей Мирской йешивы во главе с ректором рабби Левинштейном; видные талмудические авторитеты — А. Яфен, Э. Шах, М. Закс.

74

В годы второй мировой войны Мирская йешива находилась в Шанхае (Китай), а в послевоенный период обосновалась в Иерусалиме, где работает до сих пор. Действуя вопреки политике правящих кругов Японии — союзницы Германии, Сугихара был вскоре отозван на родину и уволен с дипломатической службы. Ввиду того, что благодаря его усилиям был спасен цвет талмудической науки литовско-белорусского еврейства, в Израиле Сугихару включили в число "Праведников народов Мира" — неевреев, спасших евреев от гибели /45/.

С началом Великой Отечественной войны германскими войсками была оккупирована советская территория, на которой оставалось около 2,9 млн. евреев. После гитлеровского геноцида из их числа уцелело не более 1-2%. На Крымском полуострове была практически уничтожена этническая группа крымчаков, а на Северном Кавказе — жители горско-еврейского села Богдановка (Северная Осетия). В результате цивилизационная общность восточно-европейского еврейства прекратила свое существование. К сожалению, приходится констатировать, что при уничтожении евреев с гитлеровцами сотрудничала часть местного населения, находившаяся под влиянием антисемитской идеологии.

В условиях еврейских гетто во время фашистской оккупации иудейская религия явилась одним из средств духовного выживания. Несмотря на то, что синагогальные богослужения были запрещены, а акции по уничтожению евреев обычно приурочивались к иудейским праздникам, в ряде мест сохранялись подпольные религиозные школы и соблюдалась суббота. Особо благочестивые евреи следовали правилам каш рута.

В период войны национальная и религиозная жизнь евреев СССР несколько оживилась. В числе других антифашистских общественных организаций в 1942 г. был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) во главе с выдающимся еврейским театральным деятелем, Художественным руководителем Московского государственного еврейского театра, народным артистом СССР С. Михоэлсом (1890-1948). В апреле 1944 г. в организованном ЕАК антифашистском митинге представителей еврейского народа впервые в Советском Союзе участво-

75

вали религиозные евреи во главе с московским раввином С. Шлифером.

В связи с прекращением антирелигиозных гонений российским евреям в годы войны удалось открыть синагоги и возобновить религиозную жизнь в Перми, Самаре, Биробиджане. В первые послевоенные годы мощным фактором пробуждения национального самосознания у советского еврейства стало образование государства Израиль. Это нашло свое выражение в массовой демонстрации евреев у Московской хоральной синагоги в праздник Рош-га-Шана 1948 г. во время ее посещения первым послом Израиля в СССР, будущим премьер-министром Государства Израиль Голдой Мейр.

Однако с 1948 г. сталинское руководство приступило к систематическому подавлению любых проявлений еврейской национальной жизни. Тайное убийство по приказу Сталина Михоэлса в 1948 г. положило начало попытке истребления в СССР еврейской культуры и физическому устранению ее деятелей. В том же году ликвидировали Еврейский антифашистский комитет, а в 1949 г. — Московский государственный еврейский театр. В 1952 г. расстреляли ведущих деятелей ЕАК, в числе которых были популярные еврейские писатели и поэты П. Маркиш, И. Фефер, Л. Квитко.

Вслед за этим прошли аресты не только деятелей еврейской культуры, но и всех тех, кто в какой-либо форме проявил интерес к еврейским проблемам. Под флагом развернувшейся пропагандистской кампании "борьбы с космополитизмом" происходило вытеснение евреев с руководящих постов. В результате к середине 50-х годов в СССР были закрыты практически все еврейские культурные и образовательные учреждения.

Кульминацией антисемитской кампании стало "дело врачей" — арест в 1952-1953 гг. группы известных медиков-евреев (в том числе профессоров М. Вовси, М. Когана, А. Фельдмана, Я. Этингера) по обвинению в покушении на жизнь советских руководителей посредством "вредительского лечения" по заданию "международных еврейских буржуазно-националистических организаций". Готовились судебный процесс и публичные казни "врачей-убийц", за которыми должны были последовать крупномасштабные антиеврейские акции. Лишь смерть Сталина в 1953 г. помешала

76

осуществлению запланированного им массового выселения евреев в район г.Верхоянска (Якутия), являющийся одним из "полюсов холода".

После разоблачения "культа личности Сталина" на XX съезде КПСС в 1956 г. ни один из советских руководителей официально не осудил ни антиеврейских кампаний 40-50-х годов, ни репрессий в отношении еврейской интеллигенции и еврейской культуры. С этого времени в Советском Союзе утвердился подспудный государственный антисемитизм. При отсутствии официальных дискриминационных законов жизнь евреев регулировалась тайными инструкциями органов Госбезопасности: ограничивались выезд за границу, прием в высшие учебные заведения и на работу, деятельность национально-культурных организаций.

С 60-х годов антисемитизм обнаружился также в ходе антирелигиозной кампании. Одним из проявлений этого стала изданная в 1963 г. в Киеве книга Т. Кичко "Иудаизм без прикрас". В ней были собраны клеветнические измышления о еврейском народе и его религии, что вызвало возмущение зарубежной общественности. По причине непрекращающегося антисемитизма среди советских евреев возобладали эмиграционные настроения. Но легальный выезд из СССР был разрешен лишь в 1970 г. В 1971 г. эмигрировало 15 тыс. евреев; в 1972 г. — 35 тыс; в 1979 г. — 67 тыс. В 80-е годы, вследствие нового витка "холодной войны", уровень эмиграции стал падать: в 1981 г. уехало 22 тыс. евреев- в 1982 г. — 8 тыс.; в 1985 г. - 2,4 тыс. С 1986 г. число еврейских эмигрантов вновь стало расти, достигнув в 1990 г. — 452 тыс. человек.

В связи с тем, что среди эмигрантов было немало религиозных евреев, жизнь иудейских религиозных общин в СССР оскудела: к началу 80-х годов их было всего около 90, причем далеко не все имели синагоги. В значительной части общин отсутствовали профессиональные раввины, хаззаны, шойхеты. Созданная в 1956 г. при Московской хоральной синагоге йешива "Кол Яаков" испытывала трудности с набором ввиду отрыва нескольких поколений советских евреев от духовных традиций иудаизма.

В 1971 г. состоялся в Москве Всесоюзный съезд раввинов и представителей еврейских религиозных общин. В особой резолю-

77

ции съезд осудил "происки международного сионизма против СССР" и "агрессивную политику государства Израиль".

В советский период подвергались репрессиям и любавические хасиды, общины которых в СССР существовали полулегально. В Москве считавшаяся хасидской синагога находилась в Марьиной Роще. Шестой Любавический ребе Иосиф Шнеерсон в 1927 г. был арестован в Ленинграде. Вмешательство государственных деятелей Запада спасло его от расстрела, который был заменен высылкой за границу. Седьмой Любавический ребе Менахем Шнеерсон (1902-1994), возглавивший любавических хасидов в 1951 г., проживал в Бруклине (административный район Нью-Йорка, США), где с этого времени находится штаб-квартира всемирной организации любавических хасидов /46-47/.