Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Иудаизм в России / Приложения / История обвинений евреев в ритуальных преступлениях ("кровавый навет")

История обвинений евреев в ритуальных преступлениях ("кровавый навет")

Обвинения евреев в совершении ритуальных убийств начались с XII века в средневековой Европе, когда "духовная власть достигла высшей степени могущества, когда крестовые походы зажгли фанатизм, и когда сделалось привычкой умерщвлять евреев, их жен и детей без счету и без пощады" /62, с. 241/. Евреев стали обвинять в краже христианских младенцев, которые якобы закалывались ими вместо пасхального ягненка или распинались на крестах в праздник Пурим, именовавшийся антисемитами "днем еврейской кровожадности".

Позже распространилось утверждение, что евреи распинают христианских младенцев в страстную пятницу перед христианской Пасхой для поругания христиан и церкви. Наиболее частым было обвинение в том, что евреи выцеживают из христианских детей кровь, якобы необходимую для приготовлению мацы. Такие обвинения использовались для вымогательства у богатых евреев денег и оправдания еврейских погромов. Со временем на еврейские ритуальные убийства стали списывать любые нераскрытые преступления.

Кровавый навет на евреев вызвал озабоченность духовных и светских властей европейских стран, поскольку угрожал общественной стабильности. В 1235 г. папа Григорий IX в специальной булле объявил евреев невиновными в ритуальных убийствах, признав, что подобные обвинения возводятся на них из корыстолюбия. В защиту евреев выступали также римские папы Иннокентий IV в 1247 г., Климент VI в 1348 г., Григорий XI в 1371 г., Сикст IV в 1475 г., Павел III в 1540 г. Первый эдикт против кровавого навета на евреев издал в 1254 г. чешский король Пржемысл II Оттокар. Шесть раз аналогичные законодательные акты выпускали германские императоры, начиная с Фридриха III в 1470 г.

83

Запрет на возбуждение против евреев обвинений в ритуальных убийствах неоднократно вводили польские короли: Казимир III Великий в 1347 г.; Казимир IV Ягеллончик в 1453 г.; Сигизмунд II Август в 1564 и 1566 гг.; Стефан Баторий в 1576 г. Однако в период упадка Речи Посполитой королевская власть уже не могла защитить своих еврейских подданных. После этого судебные процессы над евреями получают все большее распространение, несмотря на то, что римский папа Климент XIII в 1760 г. предписал своему нунцию в Польше заняться искоренением антиеврейских предрассудков.

В 1758 г. католический монах Пикульский выпустил трактат "Злость жидовская", где собрал множество самых диких выдумок в отношении евреев. Это и ему подобные сочинения имели обширную читательскую аудиторию. Они формировали юдофобию окружающего населения даже после разделов Речи Посполитой, в том числе в России, которая вместе с еврейским населением бывших польско-литовских земель получила наследие кровавого навета на евреев.

Один из первых судебных процессов против евреев в Российской империи имел место в 1816 г. в г. Гродно. После того, как было доказано, что обвинения инспирировались представителями местного польского дворянства, обвиняемые были оправданы. В марте 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения князь А. Голицын от имени императора Александра I объявил, "чтоб впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови" /62, с.7/.

Юдофобская агитация вспыхнула с новой силой в 1822 г., когда известный живописец А. Орловский написал для католического собора г. Велижа Витебской губернии картину, изображающую евреев, выцеживающих кровь из тела замученного ребенка. Лицам евреев на картине было придано сходство с местными раввинами. Через год в этом же городе в первый день христианской Пасхи исчез трехлетний солдатский сын, найденный затем мертвым. По доносу еврейская община Велижа была обвинена в совершении ритуального убийства.

84

Дело по обвинению велижских евреев в убийстве христианского мальчика тянулось 12 лет. Оно сопровождалось закрытием всех синагог в Велиже и окрестностях и запрещением иудейского богослужения. Лишь после вмешательства члена Государственного Совета адмирала Н.Мордвинова, который доказал всю абсурдность велижского дела, обвиняемые были оправданы, а лжесвидетели сосланы в Сибирь. По докладу Н.Мордвинова Государственным Советом было подтверждено высочайшее повеление 1817 г. о запрещении обвинений евреев в ритуальных убийствах, о чем было объявлено во всех губерниях с еврейским населением /63/.

Однако процессы против евреев в России на этом не прекратились. В 1853 г. в Саратове трех представителей местной еврейской общины арестовали по подозрению в убийстве православных детей. При расследовании саратовского дела в 1855 г. была создана комиссия по "исследованию догматов религиозного изуверства евреев", возглавляемая выдающимся российским ученым-семитологом, профессором Петербургского университета, а впоследствии Петербургской духовной академии, крещеным евреем Даниилом Хвольсоном, благодаря чему абсурдность обвинений была доказана научно.

В 70-е годы XIX в. получили распространение юдофобские писания православного монаха Ипполита Лютостанского "Об употреблении евреями христианской крови" и "Талмуд и евреи". В ответ на эти сочинения профессор Хвольсон выпустил обширный полемический труд "О некоторых средневековых обвинениях против евреев: историческое исследование по источникам". В нем на конкретных исторических и этнографических материалах были убедительно опровергнуты все обвинения евреев в преступлениях ритуального характера.

В своей книге Хвольсон показал, что кражу детей и тем более их убийство талмудическое законодательство относит к числу наиболее тяжких преступных деяний. Что же касается якобы существующих у евреев человеческих жертвоприношений, то они были строго запрещены даже в библейские времена, тогда как у других древних народов (вавилонян, финикийцев) широко практикова-

85

лись. Обособленность евреев от окружающих их народов никогда не переходила в ненависть к иноверцам, на что прямо указывает талмудическое законодательство. Книга Хвольсона имела большое значение для преодоления антисемитских предрассудков и не утратила своего значения до сего дня /62/.

Антиеврейские процессы в России были реанимированы черносотенными кругами в начале XX века. С этого времени они стали носить откровенный характер политической провокации, примером чего может служить нашумевшее "дело Бейлиса". В марте 1911 г. на окраине Киева был обнаружен труп 12-летнего мальчика со следами насильственной смерти. Полицейское расследование уличило в убийстве содержательницу воровского притона Верку Чибиряк, с сыном которой дружил погибший. Однако находившийся под влиянием черносотенцев министр юстиции И. Щегловитов дал указание расследовать данное преступление как ритуальное.

По подозрению в убийстве был арестован служащий кирпичного завода Менахем Бейлис, причем его обвинение подавалось как возмездие евреям за их участие в революционном движении. "Дело Бейлиса" вызвало возмущение российской общественности. С протестом выступили 83 деятеля русской науки и культуры, в числе которых были писатели Л. Андреев, В. Короленко, М. Горький, А. Блок, А. Куприн, ученый-естествоиспытатель В.Вернадский. В защиту Бейлиса высказались общественные деятели зарубежных стран, в частности, известный французский писатель Анатоль Франс.

Экспертное заключение по "делу Бейлиса", доказавшее всю его абсурдность, провели профессор Петербургской духовной академии И.Троицкий, известный ученый-гебраист академик П.Коковцов, московский раввин Я. Мазэ. Против обвинений евреев в ритуальных убийствах были также архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (будущий Патриарх) и Обер-прокурор Синода князь А. Оболенский. В итоге в октябре 1913 г. суд присяжных оправдал Бейлиса /64/.

В годы советской власти, несмотря на подспудный антисемитизм, никто из коммунистических идеологов не обвинял

86

евреев в ритуальных преступлениях. "Дело врачей-убийц" в 1953 г. фабриковалось исключительно на политических обвинениях, хотя оно и повлияло на вспышку бытового антисемитизма. "Дело врачей" было прекращено после смерти Сталина.

Во второй половине 80-х годов вновь появились обвинения в ритуальных преступлениях. Различные частные издательства стали переиздавать предреволюционную погромную литературу типа "Тайны крови у евреев" И. Пранайтиса или "Умученные от жидов" Г. Замысловского. В 1990 г. правонационалистическая газета "Земщина" писала, что хасидские общины в России будто бы имеют "строго законспирированную касту служителей, практикующих изуверские человеческие жертвоприношения" /65, с.32/.

В связи с требованием любавических хасидов о передаче им книг "библиотеки Шнеерсона" Дума Союза "Христианское возрождение" в декабре 1991 г. обратилась к прокурору Москвы с заявлением. В нем содержалось утверждение, что "данные, находящиеся в документах и материалах библиотеки Шнеерсона, могут подтвердить уже существующие судебно-исторические данные о существовании в секте хасидов строго законспирированной касты служителей, практикующей изуверские убийства детей в целях религиозного культа" /55, с.35/.

Обсуждение в околоцерковных кругах проблемы канонизации царя Николая II дало повод некоторым публицистам поставить вопрос о "ритуально-иудейском характере" убийства последнего российского императора и его семьи, причем такая точка зрения подавалась как позиция Русской православной церкви /66-67/. Поводом для подобного утверждения явилось то обстоятельство, что все три большевистских функционера, прямо причастные к убийству императора — Яков Свердлов, Филипп Голощекин, Яков Юровский — были евреи.

Когда на христианскую Пасху 1993 г. в монастыре Оптина Пустынь (Калужская область) были зверски убиты три монаха, стали муссироваться слухи о ритуально-иудейском характере убийства. Газета "Правда" в связи с этим писала, что принесение в жертву иноверца в день его святого праздника якобы считается у последователей иудаизма средством достижения национального и

87

религиозного могущества и получения милости Бога. Убийство оптинских монахов газета связывала с "невиданной волной пропаганды иудаизма и сионизма" в современной России, приравниванием этих понятий доказывая некомпетентность сочинителя. При этом всерьез утверждалось, что ежегодно от иудейских ритуальных убийств в России гибнет 45-50 человек /68/.

Ответом на данную публикацию явилась статья "Сатанинские игры в "Правде", опубликованная в газете "Известия". Ее автор, известный публицист профессор Л. Гольдин, напоминая, что в предреволюционный период газета "Правда" вместе со всей российской демократической печатью внесла существенный вклад в борьбу с антисемитизмом, писал: "...какие же метаморфозы претерпела коммунистическая идеология, интегрировавшая средневековое мракобесие" /69/.

Несмотря на то, что публикации, аналогичные правдинской, подпадают под статью уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающие ответственность за разжигание национальной и религиозной розни, их авторы остаются безнаказанными. В условиях длительной политической нестабильности и экономического развала в современной России это может привести к различного рода националистическим эксцессам.

88