Обрядовая система в иудаизме

Ритуальная система, определяющая поведение религиозного иудея в быту, имеет не

25

меньшее (если не большее) значение, чем молитвы и богослужения.

Один из самых главных и наиболее сакрализованных ритуалов иудаизма — обрезание (бритмила), ритуальная операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Это один из немногих обрядов, установленных еще в досинайские времена (согласно Библии — во времена Авраама). Он символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к "народу Божию".

О древности происхождения обряда обрезания свидетельствует тот факт, что в библейский период оно проделывалось при помощи каменного ножа. Будучи общесемитской древней традицией, обрезание санкционировано у иудаистов авторитетом Торы, в отличие от мусульман, соблюдающих обряд только традиционно (в Коране никакого упоминания об обрезании нет). Обрезание является первым из числа обрядов жизненного цикла верующего еврея, к которым относятся также Бар-Мицва и брак.

Бар-Мицва (Сын Заповеди) — это обряд религиозного совершеннолетия мальчиков. Согласно традиции, по достижении 13-летнего возраста каждый еврейский мальчик может исполнять религиозные обязанности и нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому в первую субботу после достижения мальчиком 13 лет он впервые призывается для субботнего чтения Торы во время синагогального богослужения. В XIX веке возник обычай отмечать также религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста, именуемый Бат-Мицва (Дочь Заповеди). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавоут.

Канон еврейского бракосочетания сложился в талмудический период. Он включает в себя обряд помолвки (киддушин), заключение брачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, совершаемую раввином в присутствии двух свидетелей. Во время брачной церемонии жених и невеста становятся под хуппу — особый балдахин, символизирующий шатер жениха, куда невеста приводилась в древние времена. Семейно-брачные отношения детально регламентируются талмудическим законодательством. Допускается

26

развод, для совершения которого муж должен вручить жене так называемое "разводное письмо" (гет).

Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов (кашрут). Полностью запрещено употребление в пищу мяса свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Иудаисты-ортодоксы едят лишь кошерное — ритуально чистое мясо жвачных парнокопытных (овец,коз, коров) и птиц, забитых шойхетом (резником) по особому ритуалу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи и даже их смешивание в одной посуде. Трапезу, в которой принимают участие три и более человек, принято освящать чтением Торы и псалмов.

Из других обрядов иудаизма следует назвать микву — ритуальное омовение в специальном бассейне с проточной водой, также именуемом миквой, или в открытом водоеме. Согласно талмудическому закону, микву должна совершить женщина по истечении семи "очистительных" дней с момента окончания регул, после чего супругам разрешается интимная жизнь. Ортодоксальные евреи совершают микву перед всеми религиозными праздниками, а наиболее благочестивые (в частности, хасиды) — ежедневно перед утренней молитвой. Перед трапезой и после нее совершается ритуальное омовение рук.

Весьма желательным для верующего иудаиста является традиционное одеяние, надеваемое мужчинами во время молитвы: талес — четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями (цицит) по углам, круглая шапочка (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Головные уборы у мужчин обязательны во время пребывания в синагоге. Религиозные евреи их не снимают никогда.

В момент утренней молитвы в будние дни к голове верующего еврея надо лбом и к правой руке пристегивается кожаным ремешком тфиллин (филактерий) — коробочка со вложенным в нее текстом молитвы. Такая же коробочка со вложенным в нее текстом Торы,

27

называемая мезузе, прибивается в еврейском доме к дверному косяку.

Древний обычай мужчин-евреев отпускать длинную бороду, не обстригая ее височных частей, а также длинные, иногда даже заплетаемые в косы, локоны по бокам головы (пейсы) в настоящее время не является актуальным. Эти атрибуты внешности крайне редко встречаются у современных верующих евреев, главным образом у приверженцев ортодоксальных течений.