Предметный указатель

Атеизм и искусство - см. Искусство и атеизм

Атеистические и антиклерикальные идеи

— в русском фольклоре - 219-222, 230-233

— в литературе античной эпохи - 234—236

— в литературе эпохи Возрождения - 236, 237

— в западноевропейской литературе XVII-XIX вв. — 237-240

— в русской литературе XVIII-XIX вв. - 241-245

— в творчестве Ф. Гойи - 246-249

— в творчестве русских художников XIX в. - 250-257

— в советском изобразительном искусстве - 264—265, 273-274

— в советской литературе - 265-272

Атеистическое воспитание

— и советское искусство - 215-216, 267-276

— и удовлетворение эстетической потребности масс — 258-263

Вера в сверхъестественное

—главный признак религиозного сознания — 113-117

— источник противоречий религиозного искусства — 117-121,134

Взаимодействие искусства и религии

— общая характеристика - 7—19

— в первобытном обществе - 22-93

— в антагонистических формациях - 96-113

Дорелигиозная эпоха - 27-36

Единство сознания и деятельности как методологический принцип - 26-27

Иконопись

— ее трактовка богословами - 109-110, 122-124

— ее место в системе культового православного искусства - 124-127

— ее противоречия - 121, 134, 139-144, 151-155

Искусство

— социальные истоки - 23-25, 40-49

— гносеологические предпосылки возникновения — 30-36

— функции в обществе - 55-62, 212-213

— и атеизм (общая характеристика проблемы) — 17-19, ,214-216

284

- и развитие личности - 204-216

- и религия (общие проблемы) — 7—17

Ислам и искусство - 117 Иудаизм и искусство - 115-117

Католицизм и искусство (общая характеристика) - 173-175

- и современный модернизм в искусстве - 174—183

Культовое искусство

- его функции - 99-101, 108-113

- его противоречия - 113-134

Магия

- определение - 49-52

- социальная потребность, ее породившая — 52—55

- и первобытное искусство - 63-67

Магическая концепция возникновения искусств» - 48-49

Миф первобытный

- его происхождение — 69-75

- место в системе тотемизма — 72-75

- синкретический характер - 75-84

- и сознание первобытной общины - 84—87

- его эволюция — 87-91

Народное творчество и христианская церковь — 216—233

Народная „смеховая" культура

- в Западной Европе - 216-219

-на Руси-219-230

- и отношение к ней церкви - 228-229

Неандертальские захоронения - 32-34

Неандертальская культура

- и зачатки художественной деятельности — 34—36 Общение как фактор возникновения искусства - 44-46, 55-61

Обряд

- первобытный, его полифункциональный характер —

55-62

-и миф -73-75

- религиозный - 99

- социалистический - 261-262

Первобытное искусство

- его содержание - 63-69

-возникновение из трудовой деятельности - 41-46

285

- изображения животных и их смысл — 63-65

- изображения женщин — 65—66

- и магия - 59-62

Практика

- ее две стороны - 36—39

- и возникновение искусства — 40-43

- и возникновение религии — 49-55

„Практически-духовное освоение мира" (К. Маркс) — 8—10

Проблема изобразимости божества

- в иудаизме и исламе - 115-118

- в христианстве - 118-131

Потребность социальная

- общая характеристика - 23-27

- потребность в возникновении искусства - 40-49

- потребность в возникновении религии — 49—55

Религия

- определение - 10-11,99-101

- и искусство — см. Искусство и религия

- роль в социалистическом обществе - 216, 267-269, 276

Религиозное искусство

- определение - 101,105

- функции - 108-113

- противоречия - 121-131

- религиозное искусство в Византии — 124-127, 140-146

-религиозное искусство на Руси - 131-133, 157-172

- религиозное искусство прошлого и современность — .183-201

Рублев Андрей, его творчество — 160-167

Символ

- общая характеристика - 125—126

- в православном культовом искусстве — 124—125, 126-128

Скоморохи

- их деятельность на Руси - 219-221

- борьба против них православной церкви и царского правительства - 225-226, 228-230

Скульптура деревянная культовая - 157—158

286

Советское искусство

- и атеизм - 214-216, 262-276

- и развитие личности - 212-216

- в системе атеистического воспитания — 257—276

Ушакова Симона школа - 170—171

Фантазия

- ее роль в деятельности человека — 11

- фантазия художественная - 11-12

- фантазия религиозная - 12-13

Художественные особенности средневекового изобразительного искусства - 185-190

- их использование в миниатюрах Палеха, Мстеры, Холуя - 194-196

- их использование в творчестве советских художников - 187, 190-192

Цвет в древнерусской живописи - 167-169

Церковный канон

- общее понимание канона и его роли в искусстве — 135-139

- церковный канон в православной иконописи -140-144

- церковный канон в житиях святых - 145—147

- церковный канон и творческая индивидуальность художника - 148-170

- разложение канона в России - 170-172 Чувства

- эстетические - 14-15

- религиозные - 15-17

Эстетическое освоение мира

- возникновение в процессе труда — 41—43

- сущность - 43

- эстетическое и художественное — 206