Мужчины и женщины

Гендерную структуру мировоззренческих групп мы можем видеть на приведенной ниже таблице 1.12.

Мы видим картину роста удельного веса мужчин по мере перехода от религии к атеизму. Среди традиционных верующих мужчин всего-навсего 19%. Среди атеистов, наоборот, только 21% женщин. Тендерный состав этих противоположных мировоззренческих групп, таким образом, почти зеркально противоположный. В остальных группах пропорция полов пропорциональна их близости к религиозному и атеистическому мировоззренческим «полюсам».

В группе «эклектиков» мужчин только немного меньше, чем в выборке в целом.

ВОЗРАСТ

Мы видим (см. таблицу 1.13), что есть прямая и значительная корреляция возраста и религиозности: среди молодых опрошенных традиционных верующих значительно меньше, а среди пожилых — значительно больше, чем в населении в целом. Такая корреляция есть и между возрастом и удельным весом категории верующих в целом, но значительно меньше, и если «вычесть» из категории верующих традиционных верующих, она становится совсем незначительной.

25

Тендерную структуру мировоззренческих групп мы можем видеть на приведенной ниже таблице 1.12.

*В скобках показано, насколько процент лиц данного возраста в мировоззренческой группе больше или меньше их удельного веса в выборке в целом.

Данная зависимость в какой-то мере противоречит тезису, что новые духовные движения всегда распространяются прежде всего среди молодежи и через молодежь, и приводившимся выше данным московского опроса 1988 года, показывавшим, что верующих больше среди самых старых и самых молодых опрошенных — представителей старой традиционной религиозности и «неофитов». Очевидно, преимущественный приток к категории верующих молодежи в период 1989—1992 гг. все-таки был, но был не так уж велик и шел прежде всего в группу не «серьезных», не «традиционных» верующих10 .

26

*В скобках показано, насколько процент лиц данного возраста в мировоззренческой группе больше или меньше их удельного веса в выборке в целом.

Возрастной состав групп «колеблющихся» и «неверующих» приблизительно соответствует возрастной структуре населения, хотя представителей молодых возрастов среди них чуть-чуть больше.

Среди атеистов относительно мало как представителей молодежи, так и представителей самых старых возрастных групп. Типичный русский атеист — мужчина средних лет или пожилой, но еще не старый.

Напротив, среди «эклектиков», верящих в разные «новомодные» парарелигиозные доктрины, молодежи значительно больше, чем в населении в целом.