Социально-демографические портреты мировоззренческих групп и их психология

Мы можем подвести некоторые итоги и дать общую характеристику мировоззренческих групп.

Почти по всем социально-демографическим характеристикам противоположные мировоззренчески группы — атеисты и традиционные верующие — максимально отклоняются от «среднерусских» показателей в противоположных направлениях, т. е. мировоззренческая противоположность совпадает с социальной противоположностью.

Традиционные верующие — группа преимущественно женская, атеисты — мужская. Традиционные верующие — наименее, а атеисты — наиболее образованы. Традиционные верующие — самая бедная группа, а атеисты — самая богатая, среди них также относительно много,

34

больше, чем в других группах, начальников и собственников. Атеисты в основном — жители крупных городов и горожане не в первом поколении, среди традиционных верующих и сейчас много деревенских жителей, и по происхождению они — наиболее «деревенская» группа. В группе атеистов больше, чем в других группах, разведенных, в группе традиционных верующих — меньше. Зато совершенно громадное число их — вдовые и живущие одни. Наконец, традиционные верующие обременены болезнями, а атеисты — самая здоровая группа.

Есть только два показателя, по которым атеисты и традиционные верующие ближе друг к другу, чем к другим мировоззренческим группам. Во-первых, это возраст. Традиционные верующие в среднем — очень стары. Атеисты — не так стары, но и отнюдь не самые молодые. Это в основном люди среднего и несколько старше среднего возраста. Во-вторых, хотя материальное положение атеистов несравненно лучше положения традиционных верующих, и тех и других роднит то, что их материальное положение (или, во всяком случае, его субъективное восприятие) ухудшается несколько скорее, чем у «среднего русского».

Основная масса, подавляющее большинство русских принадлежит к «переходным» группам с относительно неопределенным мировоззрением — не «традиционным» и в основном номинальным верующим, «колеблющимся» и «неверующим», социально-демографические различия между которыми очень невелики. Группа «эклектиков» по образованию и семейному доходу идет сразу же за атеистами, обгоняя другие группы, причем отставание от атеистов может объясняться тем, что в этой группе больше всего молодежи.

Исходя из объективных характеристик мировоззренческих групп, мы могли бы ожидать, что психологические характеристики должны были бы соответствовать им и атеисты и традиционные верующие должны представлять собой психологически диаметральные противоположности. Мы вправе ожидать, что относительно преуспевающие и образованные мужчины средних лет — атеисты должны быть более «открыты» миру, меньше страшиться будущего и нового, а традиционные верующие, среди которых преобладают необразованные и нищие старые женщины, наоборот, должны скорее бояться будуще-1 о, ничего им хорошего не сулящего. Отчасти это так и есть, но картина все же несколько более сложная.

Посмотрим сначала, как отвечают представители разных мировоззренческих групп на вопросы, связанные с отношением к будущему (см. таблицу 1.21).

35

Как и следовало ожидать, традиционные верующие проявляют больше тревожности и страха нового и будущего. Но разница между ними и «средними русскими» не так велика, как можно было бы ожидать, исходя из объективных различий между ними. И противоположная атеистическая мировоззренческая группа, хотя и несколько оптимистичнее, чем русские в среднем, также отличается от массы лишь в очень небольшой степени. На наш взгляд, здесь сказываются два фактора. Во-первых, утрата атеистами идеологических позиций и идеологической веры в себя и некоторая утрата ими и личных социальных позиций, о чем мы говорили выше12. Во-вторых, это уже упомянутая выше «компенсаторная функция» религии, способствующая преодолению тревожности и «примирению» с действительностью. Мы уже видели, что верующие оценивают свое материальное положение выше, чем оно есть на самом деле, и поразительным образом выражают относительное довольство своим семейным положением, объективно очень плохим. Объяснить это можно лишь влиянием веры.

36

На наш взгляд, эта «компенсаторная функция», то, что религия не дает нищим и больным людям отчаяться и озлобиться, видна и в ответах на вопросы, связанные с доверием людям:

Различия между мировоззренческими группами по степени доверия к людям невелики, но все же заметно, что традиционные верующие относятся к людям несколько «снисходительнее» и «добрее», чем «средние русские», и значительно «добрее», чем можно было бы ожидать, исходя из их объективно крайне тяжелого и, можно сказать, беспросветного положения.

Такую же неожиданную картину представляют ответы на вопрос: «Гордитесь ли Вы своей работой?» (он задавался только работающим). Хотя традиционные верующие в основном работают на непрестижных и низко оплачиваемых работах, среди них гордых работой — 33%, а среди всех опрошенных — 24%. И наоборот, среди относительно прилично зарабатывающих и чаще находящихся на престижных и руководящих должностях атеистов — только 22%.

Наконец, та же тенденция видна, на наш взгляд, и в распределении ответов на вопрос: «Счастливы ли Вы?» (см. таблицу 1.23).

Согласились с утверждением «Жизнь не имеет смысла» 12% традиционных верующих, 8% всех верующих, 4% колеблющихся, 8% не-

37

верующих, 9% атеистов, 6% эклектиков и 7% всех опрошенных. Опять-таки на первом месте — традиционные верующие, но разрыв между ними и другими группами относительно невелик13.

Традиционные верующие ощущают себя несколько несчастней «средних русских», но значительно меньше, чем можно было бы ожидать, исходя из объективных характеристик их положения, — религия помогает им переносить тяготы жизни и спокойнее относиться к приближающейся смерти14.