4.Вопросы морали

Вопросы, связанные с отношением РПЦ и государства, — это группа вопросов, где религия и политика соприкасаются самым непосредственным образом и влияние отношения к религии на позиции в этих вопросах наиболее очевидно. Прямая и недвусмысленная позиция церкви (причем, в отличии от вопросов отношения церкви и государства, проистекающая непосредственно из православной догматики) есть и по отношению к группе моральных вопросов, которые, хотя и не имеют непосредственного политического значения, легко могут иметь политические следствия (очень просто представить себе «перевод» этих моральных позиций на язык законодательства) (см. таблицу 2.6).

Позиция традиционных верующих (и в меньшей степени всех верующих), что вполне естественно, ближе к учению церкви, чем позиции других групп. Их мораль — это не «ситуативная» мораль, а мораль однозначных и четких понятий о добре и зле, безусловных запретов. (Хотя надо отметить, что только 27% традиционных верующих, считающих аборты принципиально не допустимыми, — это поразительно маленькая цифра). Образ семьи у традиционных верующих — это образ «сакрального» союза, основанного на долге, а не «удовольствии»6, и такая же идея долга характерна и для их отношения к другим сферам.

При этом несмотря на то, что «формально» атеисты — противоположная мировоззренчески традиционным верующим группа, на деле их позиции в моральных вопросах несколько ближе к позициям традиционных верующих, чем позиции «промежуточных» групп. Очевидно, любое четкое мировоззрение, при всех различиях характерных для него моральных оценок, предполагает некоторую жесткость этих оценок, а в ряде сфер — просто тождественность. Основы мировоззрений атеиста и верующего могут быть совершенно разными, но

57

58

59

четкое мировоззрение всегда связано с идеей долга, самоограничения, и например, взятки и тот и другой отвергают с большей решительностью, чем люди с более неопределенными и размытыми мировоззрениями7.

Противоположностью традиционным верующим выступают скорее молодые «эклектики» с их более «открытым» и не «догматичным» мировоззрением8